Архиепископ Хризостом и икона Божией Матери Иверск

Павел Троицкий
Двухтысячные годы. Я сижу на трапезе в келлии Климеев на Катунаках. Возглавляет трапезу старец, строгий и аскетический вид которого напоминает нам о древних патериках. Кажется, именно оттуда он сегодня пришел на эту праздничную монашескую трапезу. Пару раз он делает замечание о. Иоанну (Степанову) из Георгиевской келлии на Каруле, с которым я сегодня пришел к Климеям. Старец строго, но без гнева напоминает, что на трапезе нельзя говорить. Этот старец - о. Хризостом, написавший в свое время Иверскую икону, которая была передана Иосифу Муньосу во время посещения Афона и впоследствии стала известна всему миру как чудотворная Иверская Монреальская. Икона исчезла, старец написал копию, но как нельзя войти дважды в одну реку, так и не может быть уверенности, что копия прославится, так же как и оригинал.
Братство Климентьевской келлии, получившей название от старца Климента, составляют старостильники Матфеевского синода. Когда патриарх Мелетий (Метаксакис), за всю свою жизнь потративший немало сил на противостояние Русской Православной церкви в целом и русским афонским монахам в частности, воспользовавшись революцией в России и ослаблением Русской Церкви, начал антиправославные реформы в Константинопольской, поддержанные его единомышленником афинским архиепископом Хризостомом Пападопулосом в Церкви. Так в 1922 году самозванный «Всеправославный конгресс» из девяти человек принял решение об исправлении Пасхалии и церковного календаря. Реформы Метаксакиса, разумеется, не были приняты многими греками и на территории Турции и Эллады, и, конечно, Афоном. Так началось разделение на новостильную и старостильную церкви. К сожалению, старостильная церковь, находясь не только под духовным давлением официальной новостильной церкви, но и в состоянии физического гонения, начала дробиться. Один из синодов, фактически уже в 1937 году. возглавил епископ Матфей (Карпафакис). Отсюда и название: матфеевцы. Афон отказался от новостильных реформ, но постепенно большинство монахов вошло в евхаристическое общение с новостильной церковью. Старец Климент с братством, келлии остался верен матфеевскому синоду. Так о. Хризостом, впоследствии, ввиду нехватки архиереев его синода был вынужден оставить келлию и принять епископский сан. Архиепископ Матфеей прожил 91 год и, по свидетельству Википедии, в последствии были обретены его мироточащие останки.
К сожалению, не могу сказать в каком возрасте почил о. Хризостом, но если он лет 20 назад был уже старцем, то можно предполагать, что его жизненный путь был длинным. На второй день после кончины тело архиепископа не затвердело и сохраняло гибкость. Мне приходилось бывать на всенощным бдением не далеко от келлии Климеев, где также молились братья келлии. Об этом незабываемом богослужении я написал в рассказе "Агрипния".http://proza.ru/2012/09/01/735