Царь Иван Грозный и наука история

Григорий Рейнгольд
Царь Иван Грозный и наука история
(из сборника "Весеннее солнышко")

Как известно, то, чему нас научили в детстве и юности, воспринимается нами как непреложная истина, в которой и усомниться грех. Так устроен человек. И если в зрелом возрасте, в силу разных причин, приходится пересматривать свои взгляды, это даётся с большим трудом и сердечной болью.
Впрочем, я здесь хочу сказать лишь об одном частном деле. Вернее, не деле, а человеке. Человеке, который внёс огромный вклад в развитие нашей страны, без которого, возможно, страны в нынешнем виде и не было бы. О первом русском царе Иване IV Васильевиче Грозном.
С одной стороны, это великий государственный муж, при котором страна начала превращаться в империю. И превратилась впоследствии! Да ещё в какую! Да ещё эта империя, в конце концов, пережила все прочие европейские империи: испанскую, португальскую, британскую, французскую…
А с другой стороны, трудно подобрать слова, чтобы выразить негодование к этому человеку за его чёрные и жестокие дела.
Одно из таких дел – жестокое убийство родного сына Ивана, в результате чего пресеклась первая царская династия.
Откуда у меня такие сведения? Из очень авторитетных источников:
Первый источник - «История государства Российского», написанная Николаем Михайловичем Карамзиным. Придворным историком, назначенным на эту должность самим Императором Александром I. Сам император доверил Карамзину написание отечественной истории, а кто такие мы, чтобы сомневаться в мудрости Монарха? Пушкин назвал этот труд «подвигом честного человека». Тоже авторитетное мнение.
Второй источник – литературные произведения графа Алексея Константиновича Толстого. Он был близким другом императора Александра II.
Третий авторитетный источник – картина великого русского художника Ильи Ефимовича Репина «Иван грозный и сын его Иван». Картина, между прочим, висит в Государственной Третьяковское галерее, туда просто так не повесят.
И многие поколения россиян были уверены, что Иван Грозный жестокий тиран, позорящий страну, несмотря на свои огромные заслуги перед ней. Настолько позорящий, что великому царю даже не нашлось места на памятнике, посвящённому тысячелетию России. Страна есть, а первого царя нет!
Но в последние годы всё настойчивей раздаются голоса, что Ивана Грозного Н.М. Карамзин, А.К. Толстой и примкнувший к ним И.Е. Репин оболгали. Воспользовались непроверенными, недостоверными источниками. Да не просто недостоверными, а откровенно вражескими! А в настоящих источниках ничего подобного нет. Репрессии при этом царе были ничуть не больше, чем при прочих. Даже меньше! А монархи других стран в это время были ничуть не более милосердны. Время такое жестокое было. Решался вопрос кто-кого, тут любые средства хороши.
А труд Карамзина, говорят, создавался специально, чтоб опорочить предыдущую династию, и, тем самым, возвысить Романовых. А на старую династию свалить все беды!
Что я, как простой человек, могу на всё это сказать?
Ничего не могу, ибо самому читать рукописи нет ни времени, ни возможности. Это вопрос веры, а не науки.
Тогда может ли история, по крайней мере, история нашей страны, считаться наукой?  И не обречена ли она на регулярное переписывание в угоду очередному правителю?
Или история, говоря современным языком, это наука лёгкого поведения и низкой социальной ответственности?