Человеческий капитал и управление интеллектуальной

Геннадий Галифанов
Авторы: Руслан Галифанов, Реджеп Карлиев, Геннадий Галифанов

          Под человеческим капиталом понимают преимущественно запас знаний, образования, практических навыков, творческих и мыслительных способностей людей, который служит источником получения личного дохода или дохода работодателя. Согласно оценкам Всемирного банка, на долю человеческого капитала в развитых странах приходится от 64 до 80% национального богатства. В России же из-за сырьевой направленности экономики и неразвитости отечественных систем здравоохранения и образования, этот показатель не превышает 14%, и она по данному показателю занимает 55 место в мире. Между тем ведущая роль человеческого капитала для инновационного развития экономики страны общеизвестна и признается всеми ветвями российского руководства. Однако четкой стратегии его развития пока нет, а цели по формированию конкурентоспособного человеческого капитала носят в основном декларативный характер .
           Формирование инновационной экономики вне человеческого капитала невозможно в принципе, поскольку именно с рождающей идеи человеческой мысли начинается создание овеществленных творений разума и определяются темпы экономического развития. Но для того, чтобы потенциал креативных способностей каждого отдельного человека заработал в полную силу необходима тренировка его мыслительных способностей, как в семье, так и в образовательных учреждениях. Отсюда следует, что финансовые вложения в развитие образования, науки, культуры, здравоохранения, экологии должны носить приоритетный характер в долгосрочной стратегии государства. Эффективная реализации этой стратегии есть одно из важнейших средств решения не только социальных задач, но и формирования инновационно ориентированной, конкурентоспособной экономики и устойчивого социально-экономического роста.
          В отличие от прежнего советского образования, превратившего СССР в самую образованную страну мира негативной стороной нынешней российской системы подготовки кадров является наличие недоступных для широких масс населения элитных школ и университетов с высоким качеством образования и доступных для среднего класса образовательных учреждений, в которых качество образования оставляет желать лучшего. Тем самым искусственно создается ситуация неравенства квалификационного и инновационного потенциала у выпускников различных школ и вузов, не говоря уже о беднейших слоях населения, которым в большинстве своем сложно перейти на высшие ступени образования. И это не может не сказаться отрицательно на задаче построения в России эффективно функционирующей инновационной экономики .
           В современных условиях следует исходить из того непреложного факта, что человечество вступило в новую эпоху, в которой темпы развития цивилизации определяются прежде всего творцами НТД. Именно они представляют собой главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний. В новой эпохе фундаментом инновационного развития экономики являются прежде всего творцы высокотехнологичных продуктов - талантливые ученые, изобретатели и инноваторы.  Опора на творческий потенциал креативной части общества является залогом процветания экономики любой страны, но, чтобы эта опора стала надежной необходимо создание благоприятных условий для научно-изобретательской и инновационной деятельности, обеспечивающей эффективное создание и коммерциализацию новшеств. Особенно важно нацелить российское образование на подготовку способных генерировать идеи креативных специалистов и отличающихся талантом предприимчивости инноваторов, обладающих даром превращать эти идеи в инновации. Надеяться в случае осложнения международной ситуации можно только на свою производственную мощь, сельское хозяйство, вооруженные силы, науку, здравоохранение и стабильную национальную валюту.
       Неоценимое значение для стимулирования творческой деятельности имеет популяризация НТД и совмещение научно-изобретательской и новаторской работы с преподавательской деятельностью. Это обусловлено, как указывал П.Л. Капица, характером неожиданных нестандартных вопросов, задаваемых студентом преподавателю, которые будят мысль и являются катализатором перспективных технических решений.
        Успех создания отвечающих запросам общества революционных новшеств неминуем, если не обремененные житейскими проблемами ученые и специалисты не менее 80% своего времени нахождения в лаборатории будут увлеченно отдавать исследовательской работе. Решая одну задачу, они нередко выходят на решение других, не менее значимых проблем. Создание благоприятных условий для их плодотворной работы и работающей с ними команды может дать очень многое. Этой прописной истиной давно руководствуются развитые страны мира. К сожалению, именно здесь мы видим самое слабое место российской науки. И это при том, что у российского народа талантов более чем достаточно. Вот только работают они там, где им легче решить свои житейские проблемы, в том числе путем подпитки своими талантами зарубежную науку. Поэтому не стоит удивляться низкому уровню НТД и их коммерциализации .
         Бюрократия и надменное отношение к талантам - были и есть наизлейшие враги не только инноваций, но и развития вообще. Если и создаются полезные новшества – они преимущественно кладутся под сукно, если не сулят личной выгоды тем, от которых зависит их судьба. Ждать каких-либо серьезных инновационных достижений в таких условиях не приходится. Таланты при первой возможности покидают Родину и работают на благо тех стран, которые давно поняли, что в основе их экономических успехов и процветания лежит труд ученых, изобретателей и талантливых инноваторов.
         Как показывает жизнь, научно-технический прогресс двигают вперед одаренные творцы революционных товаров и талантливые предприниматели-инноваторы. Без них возможен лишь бег на месте, тогда как при их наличии крошечные компании могут перерасти в крупные корпорации. Примером может служить компания APLLE, которая в 1996г. являлась одной из многих малых инновационных предприятий США в сфере микроэлектроники, однако благодаря изобретательскому и предпринимательскому таланту гения микроэлектроники Стива Джобса быстро переросла в крупную корпорацию с многомиллиардным доходом.
Проблемы управления интеллектуальной деятельностью
            Прежде всего, нужно разобраться с термином «управление». Он многозначен. В общем смысле управление — это целенаправленное воздействие на какие-либо процессы, объекты, чью-либо деятельность для достижения определенной цели. Если же обратиться к конкретике, то управление начинается с контролирования личностью своего поведения в различных обстоятельствах. Управлять собой — значит сдерживать себя от гнева, перебарывать страх, не страшиться трудностей, превозмогать лень, не поддаваться пагубным пристрастиям и т.п. Управление, к чему бы оно не относилось, является основным фактором успехов и неудач. Непрофессиональное управление может стать причиной убыточности предприятия, недееспособности армии, неэффективности науки, бездуховности культуры, деградации экономики,  упадка и разрушения государства и т.д. Яркой иллюстрацией непрофессионального управления СССР, а затем Россией является, в частности, эпоха «нового мышления» конца 80-х годов и «шоковой терапии» 90-х годов.
        В системе управления управляющий и управляемый объекты обычно находятся в сложной взаимосвязи. Чем крупнее и разобщеннее организационная структура общества, тем сложнее оно в управлении. При этом, чем глубже несовпадение интересов различных социальных групп населения, тем сильнее проявление между ними антагонистических противоречий, труднее задача гармонизации жизни общества, сложнее противостоять недружественному воздействию окружающих государств и тяжелее реализация управленческих решений. По мере же совпадения интересов различных социальных групп населения, усиливается его гармонизация, сплоченность, управляемость и устойчивость к воздействию внешних сил. Разобщить, а затем уничтожить поодиночке – это хорошо известный с незапамятных времен, эффективный прием. Произошедшие в результате распада СССР дезинтеграционные процессы и связанное с ними последующее экономическое и военное ослабление бывших союзных государств является убедительным тому подтверждением. 
        Не только в человеческом обществе, но и в основе поведения животных лежит  управляемый инстинктами и условными рефлексами  выбор решения в виде ответной реакции на голод, опасность или незнакомое явление, причем по мере усложнения организации животных усложняется и психика их поведения, которая начинает приобретать осмысленный характер. В частности, у млекопитающих, особенно у приматов, принимаемые решения отличаютcя достаточно большой осмысленностью. Об этом свидетельствуют их согласованные действия в ходе групповой охоты на объект питания и решение проблемных ситуаций не методом проб и ошибок, а за счет инсайта, то есть понимания связей между стимулами и событиями .
         В человеческом обществе принятие правильных управленческих решений в огромной степени определяется компетентностью и логически выверенным осмысленным подходом. Даже в том случае, когда принимаемое решение носит нестандартный, противоречащий общепринятым взглядам характер, то и тогда оно лежит в рамках определенной логики, выходящим за пределы стереотипного мышления. Такое, например, понятие, как изобретательский уровень есть ничто иное, как нестандартный подход к решению технической задачи, вытекающий из стройной цепочки логических рассуждений, в результате которых недостатки можно превратить в достоинства, разрушающие силы природы в созидательные, непрочное в прочное, недолговечное в долговечное, медленные процессы  в быстрые, ненужное в нужное, случайное в постоянное и т.д. И хотя логическая цепочка рассуждений не всегда приводит к положительному результату, но именно она лежит в основе всех технических новшеств и управленческих решений по их созданию.
         Так, например, в основе процесса засоления земель аридной зоны лежит солевыщелачивающий эффект испаряющейся влаги из близко залегающих грунтовых вод, вследствие которого соли из нижних слоев почвы выносятся на горизонтальную земную поверхность. Однако достаточно горизонтальные поверхности испарения заменить на вертикальные и та же сила природы начнет работать на рассоление земель, а также на опреснение минерализованной воды и добычу солевой руды. Аналогично этому установленный туркменским изобретателем Ризаевым Э.Г. эффект сополимеризации термореактивных полимеров с термопластичными полимерами привел к решению сложной проблемы утилизации резиновых отходов и отработанной полимерной упаковочной продукции с одновременным преобразованием их в полезные для народного хозяйства строительные и иные изделия .
          Во всех приведенных примерах изобретательская мысль работает по одной и той же логической схеме: имеет место некое явление (эффект), следовательно, оно может быть использовано для решения определенной технической проблемы. Но так работает мысль лишь у изобретателей, большинство же людей не обращают внимания на происходящее явление. Рутинное мышление и связанная с ним живучесть традиционных управленческих решений затрудняет освоение новой техники и технологии, поскольку направлено не на устранение порождающей проблему причину, а на борьбу с ее последствиями.
         Огромное влияние управленческих решений на состояние экономики любой страны общеизвестно. Низкие темпы развития экономики страны означают несомненное наличие причин, сдерживающих ее успешное функционирование. Выявить эти причины несложно, сложно устранить, особенно если управленческие решения по их устранению противоречат исповедуемой идеологии и интересам крупного бизнеса. Однако рано или поздно, но управленческие решения выводящие страну из экономической стагнации принять придется. В противном случае страну может ожидать чреватый непредсказуемыми последствиями экономический и социальный коллапс, порожденный «социальной глухотой», то есть игнорированием процессов нарастания социальной напряженности .
         Испытываемые Россией экономические трудности обычно связывают с введенными США и западными странами санкции. Негативное влияние на экономику России они конечно оказывают. Однако в такой самодостаточной стране, как Россия влияние санкций можно не только существенно ослабить, но в отдельных сферах экономики вообще свести к нулю. Огромная территория с неисчерпаемыми природными богатствами и талантливый народ – это то, что может и должно превратить Россию в богатейшую страну мира с высоким уровнем доходов населения. Страна с таким материальным и духовным потенциалом имеет все возможности стать мировым технико-технологическим лидером с высочайшим жизненным уровнем. К сожалению, реализация этих возможностей затруднена тем, что управленческие решения нужного уровня преимущественно декларируются, но не исполняются или исполняются частично.   
         Выработка оптимальных управленческих решений в чем-то схожа с процессом доводки изобретательской идеи до приемлемого варианта. В частности, искушенные в изобретательском творчестве изобретатели выносят первоначальную идею изобретения на суд коллег с предложением выявить ее недостатки посредством критического анализа. Критиковать не значит отвергать право на жизнь какой-либо технической идеи. Критика имеющихся в ней недостатков крайне полезна, поскольку их устранение позволит идее засверкать новыми гранями скрытых возможностей. Благодаря критике техническая идея очищается от изъянов, что позволяет на этапе ее доводки до практической реализации сэкономить значительные денежные и материальные средства. Чем больше критических замечаний, тем лучше. Каждое из замечаний должно внимательно исследоваться и завершиться внесением в изобретение улучшающих изменений. Благодаря критике изобретение освобождается от недостатков и приобретает более высокую ценность. В связи с этим для творческого коллектива крайне полезно иметь в своем составе критически мыслящих личностей.
         Критика – это та движущая сила, которая позволяет со стороны взглянуть на любое дело, ясно увидеть имеющиеся упущения и развить намечающийся успех в нужном направлении. Зажим критики, боязнь показаться некомпетентным руководителем в глазах общества - беда многих отсталых в экономическом отношении государств. Вследствие такого стиля работы, некоторые из некомпетентных руководителей предпочитают иметь в своем подчинении действительно слабых работников. Такое управленческое решение вытекает из их жизненного девиза – не брать умных людей на работу, поскольку, от них якобы будет много проблем. При этом они почему-то не задумываются, что от невежд проблем будет значительно больше. В результате такого стиля работы многие, по-настоящему, умные квалифицированные работники изображают перед руководством притворную глупость, либо приписывают в заслугу начальству собственные достижения. Такая практика деформирует моральные устои общества и ничего кроме вреда, принести не может. В частности, заботясь о своих мелких интересах, эти горе-управленцы не принимают в расчет, что именно умные головы обеспечивают продвижение страны по пути научно-технического прогресса и способствуют ее процветанию. Развитые страны, напротив, принимают благоприятные для умных голов управленческие решения, хорошо понимая их ведущую роль в экономическом развитии своей страны.
        Интеллектуальное достижение и тем более инновация - это не одноразовый творческий акт порождающий продукт нематериальной природы, а сложная разветвленная цепь последовательных процессов, конечным результатом которого является материализованное выражение первоначальной идеи в виде выхода в свет литературного или музыкального произведения, театральной постановки, кинофильма или доведение до уровня рыночного потребления изобретения, полезной модели, промышленного образца и т.д. Ввиду этого управление интеллектуальной деятельностью является одной из самых сложных областей человеческой деятельности с присущими ему особенностями.
        Так, например, российским аккредитованным организациям по управлению авторскими правами на коллективной основе предоставлено право представлять интересы правообладателей и собирать с пользователей вознаграждения. Однако это право им дано без необходимости заключения каких-либо договоров с правообладателями или получения у них согласия в иной форме. В результате правообладатели могут и не знать о совершении каких-либо действий от их имени, вследствие чего вознаграждение не доходит в ряде случаев до правообладателей, оставаясь на счетах аккредитованных организаций. Кроме того, удерживаемая из размера вознаграждения сумма за управление правами на коллективной основе регулируется внутренними актами организаций, вследствие чего правообладатели лишены возможности согласовывать размер удержаний, что противоречит их интересам. Ввиду недостаточной финансовой прозрачности аккредитованных организаций правообладатели лишены возможности контролировать размер причитающегося им вознаграждения. Такой ситуации в значительной мере способствует отсутствие конкуренции на рынке управления авторскими правами на коллективной основе .
      Существенно хуже ситуация с управлением такими объектами промышленной собственности, как изобретения, полезные модели, промышленные образцы. Наиболее налаженным в этой сфере является институт патентования этих объектов и предоставление на этой основе исключительных прав на их использование, причем фактор использования является основным стержневым элементом, обусловливающим стимулирование развития инновационной экономики. Однако путь от патента до инновации, то есть до его материального воплощения и коммерциализации на рынке пройти безболезненно удается не каждому правообладателю, особенно если в решении этой задачи нет действенной помощи со стороны государства и общества. В такой ситуации большинство запатентованных объектов промышленной собственности остаются невостребованными и, следовательно не способствуют развитию национальной экономики.
       В сущности, управленческие решения по коммерциализации новшеств сводятся к организации и стимулированию научно-изобретательской деятельности, опытно-конструкторских работ по изготовлению и апробированию новшеств, проведению маркетинга и налаживанию производства востребованной рынком новой продукции. Все вышеприведенные звенья могут быть объединены в единое целое, либо быть автономными, но работать друг с другом в тесном контакте. Условием их эффективной работы является возглавление коллективов одаренных творческих и инженерно-технических работников, маркетологов, экономистов и юристов яркими организаторами науки и производства. Другим условием является безбедное финансирование, наличие хорошей научно-производственной базы, необходимых материалов и оборудования. При наличии упомянутых условий коммерциализация созданных новшеств и коммерческий успех от их реализации неизбежен. Секрет успеха преуспевающих инновационных компаний развитых стран состоит именно в том, что они работают в указанных условиях. К сожалению, в России и странах СНГ упомянутые условия являются скорее исключением, чем правилом.
         В частности, несмотря на то, что на инновационное развитие экономики России затрачиваются многомиллиардные средства 93-95% запатентованных в России разработок не приносят никакой экономической отдачи, поскольку прекращают свой жизненный цикл после получения патента. Следовательно, система управления научно-изобретательской деятельностью в России является неэффективной, носит затратный характер и по данным В.И.  Мухопада не только не обеспечивает рост доходной части бюджета, но и не компенсирует огромных расходов на науку, НИОКР, изобретательскую деятельность и правовую охрану полученных результатов . Такое положение противоречит самой природе интеллектуальной собственности, призванной быть источником создания новой техники, технологии и локомотивом высокорентабельного производства.
        Причины низкой инновационной активности российского бизнеса анализировались многими специалистами в сфере интеллектуальной собственности и сводились к отрицательным последствиям неолиберальных реформ 90-х годов, таким как упадок российской науки, «утечка мозгов», высокий уровень коррупции, недостаточность финансирования, отсутствие собственной научно-технической и экспериментальной базы и т.д. Соответственно рекомендации по изменению ситуации в благоприятную сторону состояли в принятии руководством России управленческих решений по устранению упомянутых причин . Нисколько не умаляя значения этих рекомендаций, хотелось бы остановиться на отдельных моментах управленческих решений по коммерциализации новшеств, которые могли бы в наибольшей мере способствовать ускорению развития экономики России по инновационному сценарию.   
        Прежде всего отметим, что у истоков любой запатентованной разработки, например, изобретения, находится не группа соавторов, а преимущественно один автор (творец основной идеи изобретения). Все остальные, если и вносят вклад в созданное изобретение, то преимущественно в виде развития основной идеи технического решения дополнительными признаками, либо входят в состав соавторов по доброй воле автора (за изготовление чертежей, оплату процедуры патентования и иные преференции). Как известно, основной задачей научных сотрудников-изобретателей является создание новых знаний. Ввиду этого они, за редким исключением, не склонны заниматься коммерциализацией своих изобретений, поскольку не владеют инструментами анализа рынка, не обладают соответствующими организаторскими способностями, а также необходимыми правовыми и экономическими знаниями.
         Поэтому правильными являются такие управленческие решения, которые направлены на использование творцов технических достижений в качестве консультантов, осуществляющих авторский надзор за коммерциализацией изобретений. Принуждение же их к коммерциализации изобретений (составление конструкторской документации, компоновка деталей и сборочных единиц в изделии, организация производственного процесса и т.д.) может привести к неудаче. Поэтому управленческие решения должны быть направлены на максимальное задействование творцов НТД для решения научно-технических проблем, заниматься же коммерциализацией технических новшеств должны имеющие талант к такой работе специалисты.
         Необходимо также принять во внимание, что творцами изобретений могут быть иногда далекие от основной профессиональной деятельности личности. Имеется также немало оригинальных, но незапатентованных новшеств среди народных умельцев. Причем их обладателям необязательно иметь высшее образование. Они просто талантливые личности и этим все сказано. Принятие управленческих решений по практическому задействованию творческого потенциала таких лиц посредством целенаправленных организационных мероприятий (СМИ, конкурсы, смотры и т.д.)  могло бы существенно помочь оздоровлению экономики страны.
        Было бы ошибкой полагать, что в развитых странах все оригинальные технические задумки доходят до уровня рыночного потребления. Там тоже хотя и не 95%, как в России, но от 60 до 80% созданных изобретений, так и остаются изобретениями на бумаге. Однако в сопоставлении с российской ситуацией уровень воплощения изобретений в коммерциализированный продукт в этих странах в 4-8 раз выше. Если же говорить о производстве наукоемкой продукции, то такой разницы вполне достаточно, чтобы отставание России по данному показателю от развитых стран мира приняло катастрофические размеры (от США в 130 раз, от Японии в 63 раза).
        Одной из причин этого является отсутствие на большинстве крупных предприятий патентных служб и опытно-экспериментальных производств, обеспечивающих проведение НИОКР, изготовление и доводку новых защищенных патентами разработок до уровня рыночного потребления, в том числе в кооперации с другими предприятиями и НИИ аналогичной тематической направленности. Практика показывает, что без упомянутых структур созданные в предприятии изобретения, полезные модели и промышленные образцы практически не имеют шансов превратиться в инновации.
        Говорить об этом приходится потому, что согласно данным Госкомстата, крупный бизнес в России проявляет слабый интерес к отечественным инновациям. Это подтверждается тем, что инновационно-активными являются лишь 9–10% промышленных предприятий, причем такими они считаются преимущественно за счет импорта зарубежного высокотехнологичного оборудования и заимствования зарубежных технологий, в связи с чем их инновационная активность носит имитационный характер. Что касается отечественных инноваций они направлены в основном на небольшие усовершенствования, в связи с чем редко носят прорывной характер. Преобладающее большинство таких инноваций направлено на решение небольшой технической задачи, которая по эффективности своего действия в ряде случаев мало чем отличается от прототипа.
         Отрицательно влияющей на инновационную активность российских научных организаций и вузов является их относительная оторванность не только от промышленного сектора, но и друг от друга. В частности, согласно социологическим опросам, 40,6% научных организаций проводят исследования, не сотрудничая с другими организациями, 16,4% ведут совместные исследования с академическими институтами, 13,1% – с отраслевыми, 8% – с вузами, и только 0,8% в содружестве с производственными предприятиями. С позиций же решения инновационных проблем, российская промышленность нуждается в тесном взаимодействии с исследовательским сообществом и предприятиями, в том числе посредством совместного финансирования перспективных НИОКР, с последующей коммерциализацией их результатов . Следовательно, управленческие решения государственных органов должны быть направлены на создание условий для тесного взаимодействия промышленных предприятий различного уровня с научными и опытно-конструкторскими организациями. 
          Слабый спрос крупного бизнеса на отечественные инновации обусловлен его незаинтересованностью в предоставлении части рынка независимым мелким и средним инновационным фирмам вследствие чего их присутствие на рынке товаров и услуг носит ограниченный характер. Другая причина связана с необходимостью полного или частичного приостановления на период освоения инноваций производства и, следовательно, временного уменьшения в этот период размера получаемой прибыли. К числу других причин относятся техническая неготовность крупного бизнеса к использованию инноваций, монополизация сырьевого рынка, слабое взаимодействие в цепи инновационного процесса науки, бизнеса и государства, нежелание тратить средства на инновационное развитие, поскольку и без него собственники имеют удовлетворяющий их доход и т.п.   
         Самая же главная причина неудовлетворительного управления интеллектуальной деятельностью состоит в том, что общий уровень состояния экономики, в частности низкий уровень ее социальной составляющей не позволяет полноценно реализовать многие, в том числе экономически оправданные управленческие решения. Обусловлено это тем, что становление рыночной экономики в России и странах СНГ привело к усилению социально-экономического неравенства, бедности, неравному доступу населения к общественным благам (образование, медицинское обслуживание, наука, культура), что негативно отразилось на темпах развития экономики. В условиях низкой правовой культуры, правового нигилизма и связанного с этим неудовлетворительного соблюдения закона и порядка, трудно рассчитывать на появление у работников трудового энтузиазма в полноценной реализации управленческих решений не только в сфере интеллектуальной деятельности, но и в других отраслях экономики.
           Как справедливо указывает И.А. Иванчиков после 1991г. многие руководящие должности заняли не обладавшие должной правовой культурой, профессионально некомпетентные, недостаточно интеллигентные чиновники. Соответственно уровень руководства ими различными отраслями экономики не отвечал государственным и общественным интересам и самое главное не сопровождался ответственностью за результаты своей деятельности. Особенно невысокой правовой культурой отличались субъекты законодательной власти, что получило отражение в принимаемых ими законах. Между тем именно от государственных служащих общество ждет проявления образцов честности, добросовестности, профессионализма, строгого соблюдения служебной этики, демонстрации законопослушности и примеров служения народу. Наведение должного правового порядка в этой сфере является одним из важных факторов гармонизации жизни общества и важнейшим условием социализации личности в обществе. Крайне важно также, чтобы в зависимости от занимаемой должности и ее социальной значимости, получаемая руководящими чиновниками заработная плата не более чем в 3-10 раз превышала прожиточный минимум , поскольку при разрыве в доходах выше этого уровня нельзя всерьез полагать о наличии в обществе социального консенсуса. 
           Энтузиазм, страстное желание созидать это то, без чего не может быть эффективной научно-изобретательской работы. Но для такого усердия, кроме общественного признания творческих заслуг, требуется также достойное материальное вознаграждение.  В условиях же озабоченности работника мыслями об изыскании дополнительного приработка к скудному семейному бюджету, ему в определенной мере безразлично приведет к успеху или нет спущенное сверху управленческое решение. Вряд ли можно ожидать от него также полезной инициативы в реализации порученного дела. В случае же создания обещающего существенный коммерческий успех изобретения работник, возможно, будет думать о том, как его выгоднее сбыть на сторону, чем порадовать работодателя своей творческой находкой.
          Ввиду вышеизложенного с целью улучшения материального положения работников интеллектуальной сферы Указом Президента России № 599 от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и Распоряжением Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. № 722-р «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» принято решение об увеличении заработной платы к 2018г. на 200% по сравнению с 2014г. Однако, вследствие нехватки бюджетных средств, выполнение упомянутых директив было осуществлено за счет сокращения численности и перевода части научных работников на полставки и даже на четверть ставки. Плюсы и минусы данного административного решения оценить достаточно сложно, поскольку часть работников образования и науки действительно улучшила свое материальное положение. Но одновременно с этим интеллектуальная сфера потеряла часть специалистов, а та, что переведена на неполный рабочий день работает не в полную силу и без энтузиазма.
         Кроме того, некоторые научные учреждения и вузы с целью экономии средств на оплату пошлин вынужденно стали переводить часть охраноспособных технических решений в режим ноу-хау. Патентовать же стали лишь те из них, которые, по мнению научных и научно-технических советов, могут быть коммерциализированы без существенных затрат. В результате произошло негативно воспринятое изобретательским сообществом искусственное занижение изобретательской активности . Отсюда следует что, если управленческие решения не упадут на почву социального благополучия, подкрепленного необходимой материально-технической базой, трудно ожидать каких-либо существенных успехов в создании и коммерциализации творческих достижений.
          Изложенное относится, впрочем, к любой отрасли экономики и, особенно к той ее части, которая является производителем материальных благ и основой существования государства. Понятно, что ввиду переживаемых экономикой России трудностей нелегко решить проблему достойного обеспечения жизненного уровня работников различных отраслей. В этих условиях управленческие решения должны быть направлены на решение приоритетных проблем и изыскание в этих целях дополнительных финансовых средств. Поскольку будущие успехи экономики и надежной обороноспособности страны базируются на интеллектуальных достижениях, то приоритетность вливания изысканных финансовых средств в научно-изобретательскую деятельность не должна подлежать сомнению. 
        Источников же изыскания дополнительных финансовых средств для улучшения социального благополучия общества более чем достаточно. Это, в частности, жесткие меры против расхищения государственных средств, коррупционных явлений, прекращения практики выплат руководящим чиновникам необоснованно высоких «бонусов, компенсаций, и стимулирующих выплат», огромных вознаграждений различного рода спортсменам, пропагандистам, руководителям учреждений и иным категориям начальствующих лиц, принятие действенных мер по предотвращению оттока финансовых средств в оффшоры, сокращение длины цепочки «жирующих» посредников от производителя до потребителя, а также введение по примеру Дании, Норвегии, Германии, Франции, Великобритании и ряда других социально-ориентированных стран прогрессивного налогообложения. Для задействования перечисленных мер необходимы лишь соответствующие управленческие решения и наличие политической воли по их исполнению. Можно не сомневаться, что это кардинально улучшит социальную и демографическую ситуацию в стране и, что особенно важно, консолидирует общество и увеличит количество коммерциализированных научно-технических достижений.               
         Некомпетентное управление в последние годы существования СССР и после его развала нанесло огромный вред различным отраслям экономики. В частности, если в 1980 г. СССР являлся второй экономикой мира и содержал в себе пять объемов китайской и 60% объема экономики США, то сейчас объем экономики России составляет 1/5 экономики Китая и 6% экономики США. Считаться с Россией окружающие страны вынуждены лишь потому, что она по-прежнему является ведущей ядерной державой и как прежде сильна в разработке новых образцов военной техники и технологии. Однако сохранить и приумножить свою обороноспособность на конкурентоспособном уровне Россия сможет только при условии постоянной замены устаревшей техники и технологии на более совершенные. При этом очень важно, чтобы такая работа одновременно велась не только в военной, но и во всех отраслях экономики . В противном случае могут возникнуть критические для экономики страны перекосы, грозящие перерасти в опасную социальную напряженность.    
         Поскольку именно вузы являются кадровой основой инновационного развития государства особое значение приобретает подготовка ими компетентных специалистов , в частности инженерных кадров, обладающих навыками инновационного мышления и предпринимательской предприимчивости, поскольку именно на них базируется инновационное будущее страны. В настоящее время треть всех изобретений создается именно в вузах и научных учреждениях, которые не всегда обладают необходимой опытно-экспериментальной и производственной базой для коммерциализации новшеств. Это означает необходимость принятия управленческих решений, направленных, по примеру развитых стран, на тесное сотрудничество науки с бизнесом.
       Бизнес же в силу самой своей природы склонен вкладывать свои средства лишь туда, где может получить прибыль. Следовательно, принимаемые руководством страны управленческие решения должны учитывать это обстоятельство. В частности, предусматривать для финансируемых бизнесом проектов по коммерциализации новшеств льготное налогообложение вплоть до полной его отмены, прекращение давления на бизнес многочисленных контролирующих и надзорных органов, использование беспроцентного банковского кредитования.
        Заинтересованность бизнеса в повышении конкурентоспособности своей продукции посредством вложения средств в коммерциализацию новшества тем выше, чем короче срок введения новшества в коммерческий оборот, а именно от года до 3-х, максимум до 5-ти лет. Такие сроки могут быть выдержаны преимущественно в отношении коммерциализации изобретений в области механических, электромеханических, электрических и электронных изделий, деталей различных устройств, моющих и парфюмерных средств, строительных материалов, канцелярских принадлежностей, музыкальных инструментов и т.д., словом тех изделий и технологий, которые предназначены большей частью для общественно-бытовых нужд.
        Другим фактором заинтересованности бизнеса в коммерциализации новшеств является создание ими новых рыночных сегментов и быстрая окупаемость вложенных средств. В этом случае у бизнеса возникает естественное, а не навязанное желание тесного сотрудничества с наукой. Полезной для возникновения такого желания является демонстрация возможным бизнес-партнерам экономических выгод от использования новшеств по сравнению с существующей техникой и технологией, представление конкретных примеров успешного сотрудничества с бизнесом, а также письменных заключений авторитетных экспертов о перспективности коммерциализации новшества.
         Интеграция образования, науки и бизнеса – это та триада, благодаря которой развитые страны мира лидируют в инновационном развитии, причем роль государства во взаимодействии между собой элементов этой триады сводится лишь к созданию благоприятных условий для такого взаимодействия. Это, в частности, учитывающее интересы бизнеса законодательство, кредитная политика, правовая и экономическая свобода. В результате таких управленческих решений упомянутая триада работает, как самоорганизующийся экономический механизм, без какого-либо государственного вмешательства.
         Что касается финансирования особо важных для экономики и обороноспособности страны направлений научной деятельности, требующих для создания и материализации прорывных НТД длительного, более 5-ти лет периода времени, то эта сфера, также как в США, должна финансироваться из государственного бюджета и находиться под контролем государства. Обусловлено это тем, что, во-первых, бизнес экономически не заинтересован в финансировании долгосрочных проектов, и, во-вторых, тем, что такие проекты носят зачастую не подлежащий разглашению секретный характер.
         Следует отметить, что эффективность управленческих решений по управлению интеллектуальной деятельностью существенно возрастает, если базируется на вытекающем из общей стратегии инновационного развития отрасли (предприятия, учреждения) предварительно разработанном плане действий по разработке новой техники и технологии. Вместе с тем упомянутый план не должен сковывать действия творческого коллектива жесткими рамками, поскольку процесс творчества чужд администрированию и может быть эффективным лишь, когда свободен от излишней административной опеки. Именно этим объясняется такая особенность прорывных изобретений, что в большинстве своем они не являются результатом конкретного выполнения технического задания работодателя или указания сверху, а представляют собой инициативный продукт ассоциативных мыслительных процессов, спонтанно возникающих у изобретателя в ходе обдумывания конкретной технической идеи.
          В США и развитых странах самым сложным и ответственным является решение о коммерциализации новшества. Роль автора в принятии такого решения, если он только не финансовый магнат, обычно невелика.  Быть или быть новшеству решают те, кто в состоянии профинансировать доводку НТД до уровня рыночного потребления, причем такое решение принимается на основании заключений экспертов, маркетологов, менеджеров, инженерно-технических специалистов и очень редко единолично. К мнению автора о выгодности коммерциализации новшества относятся, как правило, осторожно, поскольку последние склонны преувеличивать достоинства своего новшества. Однако, если решение принято, новшество обязательно доводится до уровня рыночного потребления с ощутимой для автора выгодой.   
         В российских научных учреждениях решение о пригодности созданного новшества для коммерциализации выносит, как правило, коллегиальный совещательный орган, состоящий из компетентных в данной области техники специалистов. Однако вынесенное решение носит лишь рекомендательный характер и далеко не означает, что новшество будет коммерциализировано, особенно, если сопряжено с большими затратами времени, труда и средств. В результате многие действительно полезные новшества так и остаются новшествами на бумаге.
        Однако, если даже изобретение будет коммерциализировано и начнет успешно осваивать рынок существует серьезная опасность нарушения выданного на него патента, пресечь которое, и тем более добиться компенсации убытков, в условиях России и стран СНГ очень хлопотно, сложно и дорого. Предусмотренные для этого законодательством меры носят большей частью декларативный характер, поскольку существует масса способов их обнуления. Это, в частности, подача встречного иска о неправомерности выдачи патента из-за отсутствия в изобретении новизны или изобретательского уровня, или привлечение высококвалифицированных специалистов для обхода патента посредством подачи заявки на решение подобной изобретательской задачи.
         В связи с этим управленческие решения должны быть направлены на предотвращение нарушений, а не на борьбу с их последствиями. Решить эту задачу можно, в частности, посредством включения в описание и формулу изобретения элементов ноу-хау, без которых реализация изобретения может стать невыполнимой. Поскольку наибольшей опасности несанкционированного использования подвержены изобретения в сфере устройств, то   полезными могут оказаться технические решения, приводящие к саморазрушению деталей устройства при попытке его вскрытия. Другим решением защиты коммерциализированного изобретения является снабжение запатентованного устройства электронными маяками, позволяющими установить местонахождение предполагаемого нарушителя, если устройство начнет подвергаться разборке на составные детали. Снизить в определенной мере возможность нарушения прав на охраняемое патентом устройство может также надпись «не подлежит разборке, опасно для здоровья». Понятно, что подобные устройства либо не должны обладать    ремонтопригодностью, либо их ремонтом должны заниматься сертифицированные предприятия.
          Обыденное сознание, за редким исключением, положительно оценивает деятельность изобретателей, не вдаваясь в практическое использование, созданных ими изобретений изначально полагая, что изобретения обязательно должны обладать определенной ценностью. Такой потенциальной ценностью изобретения действительно обладают, но реально полезную для общества ценность приобретают лишь в случае их коммерциализации. Это хорошо понимает прогрессивно мыслящий управленец, озабоченный повышением эффективности производственного предприятия. В решении этой задачи он, крайне серьезно относится к возможности налаживания производства продукции с высоким интеллектуальным наполнением за счет применения передовых достижений изобретательской мысли. Разумеется, что при этом он учитывает возможные риски, материальные затраты, срок их окупаемости и возможности существующей инфраструктуры в быстром освоении новшеств. Если же освоение новшеств, сулящих для предприятия значительную выгоду, становится невозможным из-за существенных затрат талантливый управленец старается привлечь к решению задачи инвесторов на достаточно выгодных для них условиях. Как показывает практика, не только денежные мешки, уверовавшие в возможность быстрой наживы, но и более расчётливые инвесторы без колебаний вкладывают свои средства в коммерциализацию новшеств, когда понимают их выгодность и осуществимость .         
         Правильное управление предприятием означает внимательное отношение к выявляемым в ходе освоения новшеств новым техническим решениям, которые порой могут иметь весьма высокую коммерческую ценность. Если же упомянутые решения касаются усовершенствования уже используемой техники и технологии, то их ценность определяется тем, что они могут за счет относительно быстрого освоения принести предприятию существенную выгоду. В принципе желательно патентовать любые технические решения независимо от их значимости. В том же случае, если они не соответствуют, предъявляемым к изобретениям критериям охраноспособности, их следует патентовать в качестве полезных моделей. При этом следует спокойно относиться к расходам на избыточное патентование, поскольку в случае успешной коммерциализации новшества это могут сделать конкуренты, выкрав сущность технического решения. Такой возможной ситуации способствует действующее в российском патентном законодательстве право приоритета, в соответствии с которым патент выдаётся тому, кто раньше подал заявку на изобретение. Доказать же факт кражи довольно сложно.
         В итоге истинный автор изобретения может ограничиться его использованием в рамках преждепользования, за пределами которого не исключены убытки за нарушение «чужих» патентных прав, которые могут в десятки и сотни раз превысить расходы на патентование. Отказываться от патентования следует только в случае, если это сопряжено с опасностью полного раскрытия существа технических решений и нет возможности проконтролировать незаконное использование запатентованного новшества . В этом случае использовать новшество следует в режиме коммерческой тайны.
         В конкурентной борьбе защищенные патентами и воплощенные в продукте технические решения являются наиболее сильным оружием против конкурентов. Изобрести и использовать изобретение в интересах предприятия никто никому не запрещает. Запретить же конкурентам использовать запатентованное изобретение, направить их по ложному пути, отпугнуть, ввести в крупные убытки, вплоть до полной остановки производственной деятельности предприятия – это в полной власти патентообладателя.
         Существует мнение, что эффективные управленческие и организационные решения могут быть легко переняты конкурентами, поскольку на них не распространяется правовая охрана. В определенной мере это действительно так, однако в реальной жизни не каждому управленцу дан талант эффективно использовать чужой опыт в проводимой работе. Здесь многое зависит от личности управленца, от его способности быстро и адекватно реагировать на происходящие изменения, оперативно перестраивать при необходимости организационную структуру предприятия, умело использовать законодательство. Жизнь намного богаче любых самых эффективных рекомендаций по управлению предприятием, и особенно управлению интеллектуальной собственностью. Правильно выбранное решение сохранять изобретение в режиме коммерческой тайны или патентовать его с включением элементов ноу-хау является порой фактором успешной деятельности предприятия на многие годы вперед.
         Одним из условий эффективного управления интеллектуальной деятельностью является наличие у компании патентной стратегии, содержащей анализ патентной ситуации и конкурентной обстановки. Разработка этого документа обычно поручается ответственному работнику компании. О его содержании знают только те лица и только в той его части, выполнение которой находится в зоне их ответственности, причем сам документ хранится преимущественно в одном экземпляре в режиме строгой секретности. Патентная ситуация может быть обрисована посредством проведения патентных исследований по заданной проблематике, а конкурентная обстановка путем получения сведений о конкурирующих фирмах, их изобретателях и изобретательской активности, условиях выполнения работ, оплате труда, финансовых возможностях и т.д. Итоговым результатом патентной стратегии является заключение о существующих для компании опасностях со стороны конкурирующих фирм и меры по их предотвращению. 
         К числу таких мер относится использование приемов повышения патентной  активности компании, предотвращение нарушений чужих патентных и авторских прав, противодействие патентным нападениям и научно-технической разведке конкурирующих фирм, обновление и укрепление кадров талантливыми специалистами, сдерживание посредством патентного ограничения роста цен на услуги поставщиков сырья и материалов, и т.д. .
         Особенно важно для повышения патентной активности создание для работника комфортных условий для творческой деятельности, выстраивание доброжелательных отношений в коллективе, оказание взаимопомощи в сочетании с дружественной конкуренцией. Это обусловлено тем, что в творческих организациях психоэмоциональное состояние работников довольно существенно влияет на результативность их труда. Неудачи, ссоры, грубости воспринимаются намного болезненнее, чем у работников производственной сферы. Необходимо, чтобы работники шли на работу, как на праздник, а сам труд расценивали как образ самой жизни, а не как средство для выживания и удовлетворения личных материальных потребностей. Успешное решение научных и изобретательских задач должны стать для работников источником мотивации на новые творческие достижения, а неудачи рассматриваться в качестве одного из вариантов ведущего к достижению поставленной цели. Именно в таком психологическом ракурсе – поощрение при успехах и гармонизация отношений при неудачах строят работу с творческим персоналом талантливые управленцы. Такой стиль взаимоотношений руководителя с персоналом позволяет сохранить творческую атмосферу в коллективе, являющейся мощным стимулятором эффективной интеллектуальной деятельности.
         Это обусловлено тем, что в большинстве своем талантливых личностей объединяет неприязнь к бюрократическим процедурам. Для них важна не формальная, а деловая дисциплина – дисциплина творческого исполнения заданий. Не скованная бюрократическими требованиями свобода раскрепощает их мышление, а раскрепощенный человек всегда может дать больше, чем тот, кто находится под гнетом административного формализма. Поэтому не следует обращать внимания на не укладывающиеся в традиционные рамки неcтандартное поведение одаренных личностей. Такое к ним отношение позволит задействовать их талант в полную силу и получить от их научных и изобретательских достижений выгодные дивиденды. Авторитарный стиль управления губителен для деятельности талантливых натур, поскольку не вызывает у них должного энтузиазма и творческой активности.      
        Особое внимание при этом следует обращать на устранение текучести кадров в коллективе, поскольку талантливые личности всегда являлись и являются объектом переманивания конкурирующих фирм. И иногда это у них получается. Креативно мыслящие работники создают безусловные преимущества для тех компаний, в которых они работают. Согласно исследованиям американских специалистов, успех в современной экономике невозможен без привлечения одаренных личностей, поскольку именно они позволяют обойти конкурентов. Ввиду этого хорошо усвоившие эту истину компании развитых стран находятся в постоянном поиске талантов. Обеспечивающие успешный бизнес компаний высококлассные специалисты поощряются огромным жалованьем и продвижением на высокие должности. Поскольку экономика все больше опирается на знания, потребность в одаренных специалистах возрастает год от года. Более того, установка на таланты, война за талантливых управленцев и одаренных преобразователей материально-производственной и культурной сферы общества стала определяющей чертой делового мира развитых стран .
       Поэтому, чтобы исключить увольнение из компании перспективных работников следует отслеживать, насколько это возможно с материальных и моральных позиций условия работы сотрудников в конкурирующих фирмах и вносить соответствующие коррективы в работу компании. Одновременно не следует забывать о взращивании достойного кадрового резерва на случай потери ценных работников по разного рода причинам (уход в конкурирующую фирму, эмиграция, заболевание, трагическая гибель и т.п.). Решить эту задачу можно посредством сотрудничества с вузами, приглашения на стажировку подающих надежды студентов с формированием у них привлекательного образа компании и пробуждения интереса к решаемым научно-техническим проблемам.
          Грамотное управление предполагает формирование под каждый научно-технический проект специальной научно-технической команды специалистов, в которой должен царить дух совместного творчества. Генерирующий новые изобретения, хорошо подобранный творческий коллектив в сочетании с талантливыми организаторами коммерциализации новшеств – это залог успешного управления интеллектуальной собственностью и создания будущих перспективных изобретений.
         Так, например, если поставлена задача конструирования какого-либо механизма сочетающего в себе отличное качество ручной сборки с высокой производительностью конвейерного способа производства, то во главе такого проекта должен находиться разностороннее эрудированный специалист, сочетающий в себе отличное знание технических особенностей механизма, высокую инженерную квалификацию с хорошо выраженной способностью генерирования изобретательских идей. В состав исполнителей проекта должны войти толковые инженеры (конструкторы, механики, снабженцы и т.д.). С каждым из них следует заключить письменный контракт, в котором должны быть четко прописаны условия выхода из состава команды с тем, чтобы исключить неблагоприятные последствия потери специалиста для судьбы проекта .
          К сожалению, российская экономика переживает в настоящее время не лучшие времена, причиной чего, не в последнюю очередь, является неэффективное управление различными сферами экономики. Нельзя полагать, что руководство страны не осознает роли и значения одаренных личностей (ученых, изобретателей, управленцев) для подъема экономики страны. Несомненно, оно это осознает, как осознает, впрочем, и все недостатки выстроенной ею модели функционирования государственного устройства. Однако хорошо осознавая это, руководство России пока не предпринимает эффективных мер по оздоровлению экономики путем коренного переустройства системы управления (переход от компрадорского олигархического капитализма к социально ориентированному народному капитализму; упразднение осложняющих жизнь общества излишних звеньев чиновничества; введение прогрессивной системы налогообложения; безусловная реализация принципа справедливости во всех без исключения вопросах; укрепление всех звеньев руководства неподкупными и компетентными работниками; введение в строй новых производств; улучшение качества образования; материальное и моральное поощрение успешных руководителей, специалистов и работников низового звена и т.д.). Между тем эти меры жизненно необходимы, поскольку дальнейшее движение в фарватере дискредитировавшей себя системы управления губительно скажется на экономике страны, и не исключено завершится социальным коллапсом, если не будут приняты упреждающие меры по исправлению дефектов существующей модели государственного устройства.

Использованная литература:

1. Лавник Р.В., Пьянова М.В. Дискуссионные вопросы теории человеческого капитала // Символ науки. –  2016. – № 5. – Ч. 1. – С. 144-148
2. Ведин Н.В., Проскурина Т.М. Философия экономических ценностей. Инновационный вектор развития человеческого капитала // Проблемы современной экономики. – № 2 (34), 2010
3. Фисенко Ю. Проблемы и пути развития инновационных процессов в России // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. –  № 9, 2012. – С. 15-19
4. Зорина З.А., Полетаева И.И. Элементарное мышление животных // Глава 4. Элементарное мышление, или рассудочная деятельность животных. – Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс. – 2002
5. Ризаев Э.Г. Полимер-резиновая композиция и способ ее получения (варианты) Евразийский патент № 033283. – Бюл. № 9. – 2019
6. Черныш М.Ф. Проблема социального коллапса в социологии. Россия реформирующаяся. ежегодник: вып.16 / отв. ред. М. К. Горшков. М.: Новый Хронограф, 2018. С. 55-79
7. Банковский А., Елтовский Е. Реформа коллективного управления правами // «ЭЖ Юрист». – № 34 (936), 2016
8. Мухопад В.И. Потенциал рынка ИС и его роль в реализации программы импортозамещения России // Актуальные вопросы экономики и управления интеллектуальной собственностью. – Монография. – ФГБОУ ВПО РГАИС. – Коллектив авторов. – 2015. – С. 5-28
9. Голованова И.А. Причины снижения инновационной активности в России и основные меры по ее стимулированию // Статистика и экономика. – № 6, 2010. – С. 44–45
10. Дежина И.Г., Киселева В.В., Государство, наука и бизнес в инновационной системе России // Научные труды № 115Р. – Москва ИЭПП – 2008. – С. 111-112, 119-120, 130
11.  Маслова Е.О., Фадеева О.П. От исследований к коммерциализации: кому нужны инновации в России? // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. – 2014. – Т. 14. Вып. 1. – С. 141-150
12. Иванников И.А. Правовая культура России начала XXI века: Актуальные вопросы теории и практики // Terra Economicus. –  2013. – Т. 11. № 2-3. – С. 134-139
13. Герасименко Т.  Управление интеллектуальной собственностью в Северо-Кавказском горно-металлургическом институте // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. – № 2, 2016. – С. 29-36
14. Ксенофонтова Т. Формирование российской модели управления интеллектуальным капиталом предприятия // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. – № 8, 2012. – C. 13-20
15.  Рожкова Ю. Создание целостной системы управления правами на ОИС в целях повышения конкурентоспособности научно-образовательных учреждений // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. – № 8, 2018. – С. 37-44.
16. Григорьев Ю.В. Управление интеллектуальной собственностью: иллюзии, связанные с патентами // ИнВестРегион. – № 3, 2009. – С. 2-7
17. Григорьев Ю.В. Выявление новых объектов интеллектуальной собственности предприятия. // Качество. Инновации. Образование. –  № 3, 2009. – С. 13-19
18. Григорьев Ю.В. Управление изобретательской деятельностью: Патентная стратегия предприятия // Качество. Инновации. Образование. – № 9, 2008. – С. 36-42
19. Бурыхин Б.С. Макашева Ю.С. Стимулирование творческой активности в системе управления персоналом. Вестник Томского государственного университета. Экономика. // № 2(22), 2013. – С. 84-90
20.  Силантьева Е.А., Федотова М.А. Особенности и задачи управления персоналом в проектном менеджменте интеллектуальных и творческих организаций. // Вестник Университета (Государственный университет управ