Подай мне Егора

Инна Речная
История произошла несколько лет назад. Тогда, я вчерашний школьник из посёлка, смог поступить в университет на исторический факультет.
Весь первый курс учёба давалась мне нелегко – весь учебный год только и делал, что нагонял то, что должен был изучить ещё в школе. При этом я очень боялся не закрыть сессии, что означало бы для меня отчисление. Но и к концу первого курса в моих знаниях оставались пробелы. Именно поэтому на летние каникулы я привёз в родной посёлок несколько учебников, пара из которых была по мифологии.
Несколько дней я провёл у родителей, а потом перебрался к прабабушке Афанасии, которую в силу возраста мы не рисковали оставлять одну даже пару дней.
Прабабушка любила читать. Она внимательно оглядела привезённые мной книги по истории, но ничего не говорила о них до самого вечера.
За ужином прабабушка поинтересовалась у меня:
- Значит тебе нравятся мифы и легенды?
После моего кивка, прабабушка сообщила, что у неё есть одна история, которую можно назвать легендой.
– Мне её рассказал мой прадед ещё до того, как я пошла в школу. Он любил выпить и на пьяную голову постоянно всякие небылицы, нам внукам, рассказывал то про чертей, то про нечисть, которая пытается забраться в дом. А однажды прадед рассказал и эту историю.

"На месте нашего посёлка некогда была усадьба помещика.
Он был бесчеловечным и очень жестоким - он отдавал приказы обливать своих крепостных кипятком, привязывать к столбам голыми в лютый мороз и всё это за малейшие провинности. У этого барина была коллекция самого разнообразного оружия, а любимым его развлечением было тихонько и незаметно выйти на крылечко в погожий денёк, достать какой – то заграничный пистолет и начать палить по крестьянам, которые в этот момент заняты делом.
Помимо этого помещик очень любил женщин и детей, но чувства эти были односторонними.
Начали крестьяне потихоньку смелеть – вели разговоры, как избавиться от барина. А потом разговоры эти превратились в план. Назначили определённый день и час.
В тайне от барина сенные девки в дом пропустили конюха Егора – огромного такого сильного мужика. Этот конюх и вырубил помещика ударом обуха топора по голове. Барина в бессознательном состоянии раздели догола, и вытащив на мороз, привязали к столбу. Когда помещик очнулся, то крепостные отвели душу – и кипятком его обливали, и били палками, и даже в ноги из ружья стреляли. Делали то же, что и он с ними. А когда помещик насмерть замёрз, то его просто отдали на съедение его собакам, не отпев, не похоронив, не дав душе возможности уйти. Да и приняли бы в раю или даже в аду такую душу?
Бродит  душа помещика по посёлку, ищет человека, который первым ударил его, того конюха. Смотрит помещик в лица мужчин, пытается узнать по внешности".

- Я не от кого больше не слышала этой истории - прабабушка Афанасия дрожащей в руке ложкой почерпнула картошку и отправила в рот. Это означало, что рассказывать она закончила.
От рассказанного меня начало мутить. Больше ничего я не съел. На утро я забыл об этой жуткой выдумке.
Примерно через неделю, возвращаясь из магазина с пакетами, я встретил одноклассника Мишку. Разговорившись, он рассказал о том, что поступил на ветеринара в наш сельский хозяйственный техникум. Сказал, что в техникуме вечером устраивается дискотека и позвал меня.
Танцы в техникуме закончились довольно поздно, и домой я возвращался к компании знакомых, живущих в той же части деревни, где жил и я. Когда мы свернули на улицу, где жили моя прабабушка Афанасия и одноклассник Мишка, произошло нечто странное. Было достаточно темно, но я заметил, как прямо перед нами с завываниями, на невероятной скорости пронеслось что – то серое и высокое. На своём лице я ненадолго ощутил ледяной холод. Я и мои знакомые бросились бежать. Мы ввались в дом Мишки и кто – то запер дверь. Я посмотрел на парней. Многих трясло. Мы принялись обсуждать то, что увидели. Мне стало неприятно, когда выяснилось, что тень, как мы назвали это явление,  мы видели все, а холод на лице почувствовал только я.
Тень очень напугала нас и поэтому по домам расходились мы, провожая друг друга.
В дом я попал уже почти в полночь. Прабабушка не спала, для неё было невозможно спать ночью – так на ней сказалась работа охранником на заводе.
Я хорошо помню, что вместо того, чтобы лечь спать, я принялся готовить еду на завтрашний день.
В тот момент, когда я уже заканчивал чистить картофель, за окном неожиданно завыл Джульбарс. Вой был громкий. Я так и замер с не до конца очищенной картофелиной в одной руке, и с ножом, перепачканным землёй, в другой. Пёс замолчал на секунду, а потом начал рычать и лаять. Лай был агрессивным и злым. Так Джульбарс крыл чужаков.
Я отложил картошку и принялся мыть руки, собираясь выйти на крыльцо и разобраться с непрошенным гостем. Из своей спальни, кряхтя, медленно вышла прабабушка Афанасия, опираясь на свою трость.
И в этот момент мы услышали грозный командный голос за входной дверью.
- Открой мне эту дверь.
У меня сложилось впечатление, что за дверью какой – то крупный начальник. Было ясно, что обладатель такого голоса привык повелевать.
Тогда я был молодым, без тормоза в голове ничего не боявшимся двухметровым бугаем, любившим не только науку историю, но и занятия боксом. А в деревне всегда было тихо и спокойно, все знали друг друга.
Я уже взял ключ, чтобы открыть дверь и отругать, как предположил пьяницу, который забрёл во двор к пожилой женщине, неизвестно с какими целями. Если честно, я надеялся тогда и от души подраться.
В тот момент, когда Афанасия поняла, что я хочу открыть дверь, она поинтересовалась у стоящего за дверью, кто он и зачем он пришёл.
- Егора мне подай.
Мы с прабабушкой переглянулись. Никакого Егора в доме не было.
Я разозлился и принялся открывать дверь. И тут прабабушка меня чуть не ударила своей тростью, ругаясь на меня:
- Ерундой страдаешь, не пойми кому ночь дверь открывать собрался!!!
И обращаясь к неизвестному, прабабушка громко сказала:
- Среди нас Егоров нет.
Неизвестный словно нас не услышал:
- Открой мне эту дверь и подай Егора сейчас же!
И тут разозлилась Афанасия:
- Пошёл вон, нет у нас Егора, не то позвоним в милицию.
Просящий разозлился. Он злился, ругался, но продолжал требовать некого Егора.
Я стоял как дурак, не зная, что сделать с неадекватным типом.
У прабабушки совсем сдали нервы и с криком «Да что это ж делается!» она начала молиться и крестить дверь.
Спустя несколько секунд мы услышали громкий вой. А потом наступила тишина. Никто не требовал того, чтобы мы открыли дверь и даже пёс перестал агрессивно лаять.
Об этой истории я забыл и не вспоминал о ней до третьего курса. А на третьем курсе мне и моим однокурсникам в университете преподаватель по генеалогии дал задание составить свою родословную и изучить историю своего места рождения.
И тогда, сидя в архиве и читая документы девятнадцатого века своего района, я нашёл протокол одного судебного дела. В нём значилось, что крестьяне вломились в усадьбу своего помещика и убили его после долгих пыток.
Я уронил карандаш, который до этого вертел пальцами.
Появилось ощущение, что я знаю эту историю, а через несколько секунд я вспомнил, что это рассказывала мне прабабушка пару лет назад.
Читая дальше протокол дела, я узнал, что поднял крестьян на бунт и первым ударил помещика конюх Егор. Егор. С больно уж знакомой мне фамилией. Ещё бы, стояла девичья фамилия моей мамы.
А у усадьбы помещика и моего посёлка были одинаковые названия. Получается, что за полтора века усадьба с прилегающими крестьянскими домами выросла до посёлка.
Выйдя из архива, я набрал прабабушку Афанасию и поинтересовался, не знает ли она хотя бы одного Егора с девичьей фамилией моей матери.
Прабабушка на секунду задумалась.
- Так это же прапрапрапрадед твой, мой прадед.
И тут ненадолго замолчал я, а потом спросил:
- Это же он тебе историю про помещика рассказал?
Афанасия рассмеялась и сказала, что эту историю как раз он и рассказал.
- А что ты ещё помнишь эту жуткую сказку? – поинтересовалась она.
- Нет, ба, это не сказка. А прадед твой как раз первым на того помещика и напал.
Прабабушка ахнула.
- Так получается, что за тобой тогда помещик приходил? Я тебе никогда не говорила, но ты очень на прадеда Егора очень похож. Прямо как две капли воды.