Острый, но не режет, горит, но не светит

Татьяна Микулич
     Кажется, совсем недавно встретили Новый год, а за окном совсем скоро наступит весна, в некоторых районах, пусть даже календарная, но на подоконниках дачников уж точно зазеленеют всходы любимых культур.

     В мире жгучий перец славится как специя, дополняющая любое блюдо, придающая ему остроту и пикантность, и он, на мой взгляд,  достоин того, чтобы уделить ему отдельное внимание.

     В родительском доме, сколько себя помню, на подоконнике всегда стояли горшки, нет, не с цветами, а с …перцами! Конечно, цветы тоже были -   алоэ, глициния, толстянка, «невеста», герань, но перцы занимали места и внимания больше! Хотя перцами больше занимался папа. Называл он его «Огонёк», но я точно не знаю, так ли назывался тот сорт. Когда он впервые посадил эту пряность я, конечно, не помню, но то, что у нас на столе и в папиных тарелках он присутствовал всегда, это точно! Мы с мамой и братом от него чаще отказывались, а вот папа мог в тарелку с борщом искрошить весь стручок и ел с таким удовольствием, как мы мороженое или ещё какую-то вкуснятину. А ещё, папа всегда делал перцовую настойку, нет-нет, не ту, о которой вы подумали, а для растирок своей больной спины. Эта проблема мучила его с молодых лет, и вот, собрав урожай с кустика, он заливал перцы водкой, они около месяца настаивались в тёмном месте, а затем или я, или мама, растирали папину поясницу и укутывали пуховым платком.

     Есть у меня ещё одно удивительное воспоминание с перцем. Мой брат младше меня на семь лет, и я хорошо помню, что он очень долго не мог отказаться от маминого молока, и вот однажды, то ли ей кто-то подсказал, то ли сама она придумала, но намазала сосок этим самым горьким перцем. И вот как только брат в очередной раз захотел отведать молочка, его язык встретил горькую преграду. После этого он забыл о молочном «деликатесе».

     Много лет прошло с тех пор, когда я уехала из родительского дома, но кустики с яркими плодами у меня всегда встают перед глазами, когда я вспоминаю родителей и наш дом.

     В моей семье все любят специи, и в магазинах их сейчас такое разнообразие, что, казалось бы, нет необходимости выращивать их дома или на дачном участке, но… воспоминания не отпускают.

     Купив однажды семена жгучего перца, я с радостью посадила их, но, к большому сожалению, из всех семечек проклюнулись только пара, да и те через несколько дней погибли. Зато осенью, уж более десяти лет назад, убираясь к зиме на участке, я увидела соседку, которая вынесла из теплицы целый ворох кустиков с красными перцами на ветках.

– Куда ты их? – спросила её с интересом.
– Да в мусор, - небрежно ответила она. – Заготовок наделала, на семена оставила, а куда их ещё?
– Как куда, а зимой в еду добавлять? – удивилась я.
– Да мы острое не любим, - ответила она и спохватилась: - так если тебе надо, возьми!

     Я с радостью подошла к забору и выбрала у неё один кустик, на котором было больше всего плодов не только красных, но ещё и зелёных. Поблагодарив соседку за такой щедрый подарок, я сразу же посадила кустик в горшок и, хорошо полив растение, вечером увезла его домой. Он с благодарностью принялся в новом доме и радовал меня цветением и плодоношением до самого нового года. А весной  семена этого перчика я посадила в торфяные таблетки. Они дали чудесные всходы, а затем и прекрасные плоды. Вот с тех пор каждый год я высаживаю жгучий перец, а затем с удовольствием наблюдаю за его ростом. Опыляю появляющиеся цветочки (хотя и не знаю, есть ли в этом необходимость), рыхлю, поливаю часто, потому что они ещё те водохлёбы, раз в неделю удобряю жидким удобрением «Здравень», собираю урожай и использую при приготовлении первых блюд, рагу, тушёной капусте, в осенних заготовках, а ещё угощаю друзей и знакомых. Никогда особо не считала, но с пяти кустиков у меня вырастают более ста плодов, которых хватает до следующего урожая. Как назывался сорт, я у соседки не уточнила, но по привычке, так и называю его «огонёк». Но у папы плоды были маленькими, а этот длинненький, вырастает до десяти сантиметров.

     Информацию о свойствах перца можно найти в интернете. Я выбрала, на мой взгляд, самую основную.

 Яркий представитель «остренького» обладает свойствами, способными творить чудеса. Небольшой стручок перца - кладезь полезных веществ.
Помимо углеводов и белков, в перце содержатся:
• жирные кислоты
• эфирные масла
• ликопин - антиоксидант, замедляющий развитие злокачественных клеток
• витамины – бета-каротин группы А, витамины группы В, Е, С, К, РР
• минеральные вещества – магний, натрий, фосфор, кальций, цинк, железо, селен, калий марганец.

     Содержание витамина С в перце в 4-6 раз превышает его содержание в цитрусовых фруктах. Например, в 100 г. лимона содержится 40 мг витамина, а 100 г. горького перца – 145 мг. Благодаря жгучести, горькая пряность успешно борется с микробами и вредными бактериями, потому он рекомендован к употреблению во время простудных заболеваний. Кроме того, горький перец побуждает к выработке эндорфинов – это гормоны, отвечающие за уменьшение стресса и боли. Эндорфины благоприятно действуют на кровеносную систему человека. Союз витамина С и Р укрепляет и очищает сосуды. Доктора советуют перец пациентам, страдающим атеросклерозом, ревматизмом и подагрой.

     Стимулируются обменные процессы, организм человека избавляется от токсинов и вредных веществ. Многие исследователи утверждают, жгучий перец бороться с раковыми клетками. Его вещества препятствуют выработке энергии в клетках, пораженных раком, что ведет к их гибели. Речь идет не о лечении рака перцем, а о том, что его применение является профилактикой развития данного заболевания.
Помните! Жгучий перец следует принимать в очень маленьких количествах, только тогда он не навредит нашему организму!

     За счет большого количества капсаицина плоды перца обладают мощным антибактериальным и противовирусным действием - убивают до 75% вредных бактерий. Повышает иммунитет, особенно сопротивляемость различным простудам. Небольшое количество перца стимулирует работу ЖКТ и повышает аппетит. Снижает уровень сахара в крови. Улучшает зрение. Помогает справляться с бессонницей, тревожностью и депрессией. Оказывает мягкое слабительное воздействие. Полезен при борьбе с лишним весом. Обладает потогонным эффектом. Пластыри, настойки и мази на основе красного перца снимают мышечную и суставную боль, используются против выпадения волос.

     Наряду с массой положительных качеств, при употреблении горького перца необходимо быть осторожным. Категорически нельзя употреблять данный продукт людям, которые склонны или имеют заболевания ЖКТ, таких, как
• гастрит
• колит
• язва желудка и 12-ти перстной кишки

     С такими болезнями, любители острого, легко наживают себе изжогу, ожог слизистой или кровотечение. Нежелателен перцем людям, которым поставлен диагноз гипертония, стенокардия, аритмия. Его употребление может нарушить сердечный ритм и спровоцировать сердечный приступ.

     Почкам и печени трудно справляться с функцией очистки организма, в условиях употребления острой еды. Нельзя употреблять перец женщинам в момент беременности, во время лактации, детям, если на коже имеются открытые раны или царапины, дабы не получить ожог.

     Я не устану повторять, что всё хорошо в меру!

     При многообразии положительных и отрицательных свойств и качеств перца, он достоин внимания. И тем самым вызывает азарт попробовать самостоятельно вырастить эту дивную специю.

     Вот и я жду момента, когда вновь приступлю к посадке этой восхитительной и мною очень любимой полезной и пикантной культуры.

     В 2023 году посадочными для перца днями в феврале будут: с 11-го по 13-ое; с 16-го по 22-ое, а в марте: с 15-го по 22-ое; с 25-го по 27-ое.

     Отличного вам урожая!

Коллаж выполнен из фотографий автора.