Испытание

Евгений Бриммерберг
Скрытые ощущения тайных недр мира - вот что волнует меня. Хочется выявить их на холсте, увидеть то, что скрыто от глаз, но что тревожит души своим притягательным величием. Ведь что, кроме этой силы, согревает мир любовью, которая заложена в крови, а не в идее. Тайна крови влечет одно тело к другому, кровь сливается в реки любви, но в холодном мраке бездны она лишь погребена бездыханно. Так что умыться в крови творения - значит прозреть на все времена, вкусить любовь безбрежную и содрогнуться перед миром, лишенным ее. Кровь творения - это мука души художника, просветленная дичь ее появления в пригодном для взлома мире, ибо человек преступник, который вскрывает тайну его создания. И эта тайна, которая кровью любви сливается в идеальную истину, завещана Творцом человеку, чтобы он испытал все способы уважения к тому, понять чего ему не дано.

Не могу я преодолеть отвращение к реальности. К современности уже не подходит: возлюби ближнего, как самого себя. Твой ближний - это ты и есть. Так не отличай его от себя, береги, как себя. К современности подходит другое: возненавидь себя, как ненавидишь своего ближнего. Может, тогда ты почувствуешь к себе отвращение, появится совесть и из ненавидящего патриота ты превратишься в порядочного человека.

Какая в России может быть культура, если какие-то Чубайсы высказывают свое чубайсовское мнение о Достоевском? Я как-то пролетарию стал рассказывать о Достоевском и Солженицыне, пролетарий немного потерпел, а потом взорвался: ты зачем в мое сознание внедряешь чуждую мне информацию? Культура - это состояние общественного самосознания. Убогое самосознание порождает убогую культуру. Эйнштейн как-то сказал, что глупость человеческая беспредельна. Я думаю, что она ограничена разумом отдельного человека. Многие живые существа не развились до культурного вида. Но им приходится ассимилироваться в обществе культуры, которая как раз разумом отдельных людей и формируется. Так что эти живые существа хотя и не становятся полноценными представителями культурного общества, но хотя бы по виду напоминают людей. Конечно, наделять их какими-то избирательными правами бессмысленно: они выберут невесть что и это невесть что будет потом конфликтовать с устанавливающим культуру разумом отдельных людей. Чубайсы будут рассуждать о Достоевском, в Третьяковской галерее будут развешивать ветки Монастырского, сброд завладеет академиями, а президент будет рассуждать о необходимости для России великой русской культуры. А тем, кто ее действительно создает, опять придется идти против целого народа и государства: ведь все пути для проникновения культуры в общественное самосознание закрыты.

Сделал я что-то такое, что у меня самого вызывает восхищение. Фрески Микеланджело и самые могучие фрагменты "Реквиема" Моцарта сошлись в этой работе. Светлый, чистый и юный дух возрождения пленяет душу. Отсюда пошла современная культура, и сюда она пришла. Нет большей радости, чем избавиться от наваждения прошлого, освободив его для любви и восхищения им в настоящем. В этой работе я не допустил ни одной слабости, все точно сотворилось в совершенство: время остановилось, чтобы длиться сколько угодно долго в одном мгновении. И вечно оно будет порождать жизнь при взгляде на свою вновь обретенную молодость. "Фреска Микеланджело" ее название. Титаническое присутствие его фресок как и звучания "Реквиема" Моцарта в моей душе во время работы подвигло меня сделать что-то столь же титаническое. Титанизм прекрасного твороения - вот что свершилось в этой работе.

Человек сейчас или дурак, или психолог. Но кто из них кто, понять трудно.

Картина "Фреска Микеланджело". Здесь уже нет жизни. Здесь есть бессмертие.

Бессмертной может быть только личность. Не бывает общественного бессмертия. Поэтому человек коллективное существо, но бессмертная личность его пребывает в душе.

Странно, что картина, несущая в себе бессмертие, вызвала отторжение у живых людей. Живые люди не хотят бессмертия, они хотят наслаждений.

Бессмертие связывает жизнь с вечностью. Живопись бессмертия последний этап в развитии моего понимания искусства. Я рад, что она отделила меня от живых людей. Заратустра и Лоэнгрин вернулись к себе.

Совершенно естественно, что из понятия бессмертия следует понятие высшей расы. Ей не грозит смерть и ее не искушает жизнь. Поэтому прежние классические ценности для нее уже недоступны и несущественны. Что в сознании этой высшей расы? В сознании Заратустры и Лоэнгрина - ничего. Так говорят те, кто умер в этих персонажах. Но они умерли в качестве людей, а не в качестве их самих. Поэтому они не могут знать это бессмертие. Они показали наличность бессмертия, а не само бессмертие. Но бессмертная раса должна выступить против жизни, поскольку жизнь теснит ее к смерти. Поэтому возникает пограничная ситуация между жизнью и бессмертием, между высшей расой и живыми людьми. И нечего возражать мне, что это не так. Жизнь показывает, что это так. Это факт необратимой эволюции человека из живого существа в бессмертное. Почему получилось так, что высшая раса начала войну против человечества? Разве у нее есть пути? У Заратустры путей не было. Лоэнгрин пытался прийти к людям, но не нашел среди них себе места. И цель его прихода не ясна. Так что для людей это призраки, бессмертные персонажи, которые изгоняются из общества, сверхлюди, которым на земле среди человеческих племен делать нечего Так люди считают. Поэтому бессмертная раса заранее обречена на конфронтацию с человечеством. И она идет на это в сумерках своего сознания, чтобы обрести путь к тому, к чему должно привести ее исполнение долга. У нее есть только долг. Она должна испытать свое бессмертие путем гибели своего бессмертного материала. Она должна расчистить путь для своего бессмертия, чтобы смотреть на небо, овладев землей. Пока что ею владеют торговцы и бессмертная раса - единственная сила, способная вернуть человека на землю.

Бессмертие Христа вторглось в жизнь людей, чтобы установить справедливость. Он приговорил их к тому, чтобы они в нем увидели истину и спасение. Что вы ищете? Меня вы ищете. Я для вас истина. Во мне вы спасетесь. И в этом миссия его бессмертия. Так и случилось: на смену его бессмертию ничего другого пока не пришло. Истина, установленная им и в нем, до сих пор спасительна. Но не всякий согласен искать спасение в другом человеке, даже во Христе. Поэтому принудительная христианизация противоречит самому христианству: ведь Христос полагал истину в себе, поэтому и всякий, ищущий спасение во Христе, должен был полагать истину не в нем, а в себе. Человек в христианской истине должен был стать бессмертным, то есть, равным Христу. Христиане, спасшиеся во Христе, равными ему и стали, обретя истинное бессмертие. Верующие же не достигают спасения, а лишь верят в то, что спасутся. В этом заключается цель христианского прихода на землю.

Какое неприятное чувство вызывают все эти украинцы и русские. Общаться можно только с человеком, у которого есть имя, а не национальность.

Хаос, это когда тот, у кого своей головы нет, слушает других, у которых тоже своей головы нет, а все вместе они слушают правительство, которое наводит порядок.

В любой мерзости можно найти пятна искусства. Но стоит ли к ним приглядываться, чтобы оправдать мерзость?

В Москве снова появился Воланд. В память о Булгакове он вместо бала Сатаны устроил выставку "Союз Нерушимый". Посетители были в основном члены Грибоедова. Вместо фокуса с раздеванием после театра, он внушил мысль о столетнем юбилее того, чего уже тридцать лет нет. Так что остается загадкой, как может отмечать столетний юбилей то, что просуществовало семьдесят лет.

Высшую человеческую расу невозможно выявить и сохранить посредством войны. Именно она в этой войне погибнет, а идиоты сохранятся и будут плодиться дальше. Поэтому войну провоцируют именно идиоты в надежде, что высшая раса в ней погибнет, поскольку она угрожает их существованию.

Иногда я выбываю из зоны бессмертия в неизвестном направлении. Потом возвращаюсь в нее и продолжаю работать над картиной.

Я уже не хочу, чтобы от меня в этом мире что-то осталось. Я еще приду в тот мир, в котором я буду нужен.

Я не был в этом мире.
Вот все, что я узнал.

И стал я несущественной стихией вечного возрождения того, чего никогда не будет в том, что есть.

Я впал в маразм, гордиться нечем мне,
Ведь вижу - каждый жить стремится,
А я в бесплодной тесноте
Хочу безумьем насладиться.
Мой разум жить мне не велит,
Он жизнь стремительно стирает,
Судьбы источенный гранит
Песком мой пепел посыпает.

Какая же мерзость эти прерафаэлиты английские. Английская живопись вообще дерьмо, а они еще и придали ей классическую форму.

Как на душе легко, когда танцует Сепульведа,
Порхает это чудо,
И жизнь вливается в меня.

Удивительное лицо у Марии из "Непорочного зачатия" Рубенса. Именно такой и должно быть лицо женщины, ответственной за судьбу будущего мира. Совершенное волшебство образа ставит Рубенса над итальянцами, воплощающими тот же образ. Это как раз тот случай, когда художнику удалось олицетворить идею, представление о которой может быть привнесено в жизнь без всяких сомнений и колебаний.

Проснуться мне не суждено,
И быть былым не быть мне тоже,
Весь мир открытое окно,
Весь мир таинственное ложе.
Подругу в нем себе найду,
Весталку юную, кривую...
И с ней с ума совсем сойду,
И кану в летопись нагую.

Нет, не кривая ты, кривая,
Всего лишь образ твой кривой.
И грудь твоя немолодая
Сияет страстью молодой.

Моей главной ошибкой, которая привела меня к уединению, была наивная вера в наличие у людей совести. Признаки ее я замечал везде и всегда. Но она ни разу не оказала решающего влияния на ход событий.

Как я определяю, правильное решение я нашел для продолжения картины или нет? Если оно заставляет меня встать с кровати, значит - правильное.

Слияние бессмертных сущностей с вечно живыми - это и есть акт творения.

Пусть солнце сияет так же, как сияешь ты.

Высокое искусство достигло предельного выражения. Оно должно иметь собственное выражение - высокое. Оно не может быть выражено с помощью низких стандартов или обычных помыслов. Поэтому оно неузнаваемо. Ведь высокое редко встречается в жизни, а в пределах обычного сознания его нет. Так что оно обходит стороной обычный круг мировоззрений, вызывая раздражение и смутное беспокойство в тех случаях, когда внутри человека неведомо как что-то отзывается на него. Искусству приходится довольствоваться собственным самосознанием, сознанием своей выдающейся и бескомпромиссной честности и подлинности перед истиной. В ней оно существует и ей принадлежит. Человеческое же сознание, которое далеко от истины, пусть бережет своих кумиров: ведь в них оно чувствует себя уверенно и правомерно. Но высокое искусство никогда и не противопоставляло себя обывателю: было бы неразумно сравнивать истину с заблуждением.

Среди украшенных желаний,
Среди чарующих чудес,
Потомок благостных избраний,
Слуга неведомых словес...
В предел уткнулся недалекий
Мой разлагающийся вид.
Вновь первозданно одинокий
Он мысль предвечную хранит.

Я рад, что не надо держаться за жизнь, что она сама уступает дорогу бессмертию и что мне в бессмертии делать нечего.

Все это слепое осуществление предвечной мысли и есть замысел? И человек растворяется в этом замысле и теряет жизнь. А жив он только при выпадении из этого замысла, в обособленности от него собой. Пока он есть в отстраненности от своей смерти, он жив. А если он принимает свою смерть и осознает себя в осуществляемом замысле, он бессмертен. Так что искусство, отстраненное от смерти, следует считать жизнеутверждающим. Бессмертное же искусство лишь истинно.

Только вне Бога человек жив. В Боге он бессмертен. Кошмар Христианства в этом и заключается: возвращение в лоно Бога через самопожертвование. Чтобы стать бессмертным, человек должен потерять жизнь, самого себя и свою обособленность и отстраненность от Бога. Добровольно ищущих бессмертия через жизнеотрицание я не встречал. Таких идиотов нет. Человек сделан самостоятельным не для того, чтобы впадать в бессмертие, не испытав до конца жизнь. Так что все эти помешанные, которые ищут бессмертия ценой своей жизни, лишь никчемные носители жизни. Их жизнь ничего не стоит, поэтому они с радостью готовы пожертвовать ею ради бессмертия. Но бессмертия не достигает тот, чья жизнь никчемна. Он ведь ничем не жертвует, имея такую жизнь.

С другой стороны, не порочным ли является путь избавления от стереотипов и архетипов в искусстве? Ведь чем больше того и другого, тем искусство существеннее, узнаваемее. Это значит, что художник является собирателем, консерватором сложившихся идей, выразителем уже наличной сущности. То есть - реалистом. Изобразительное искусство реалистично и другим быть не может. И тут встает вопрос не о искусстве, а о личности художника, ищущей нового воплощения, связанного с фактом его появления и пребывания на этом свете. В свершившейся сущности он не пребывает, его пребывание связано с существенным полаганием, то есть - с феноменальным процессом творения мира его сознания и бытия. То, что он должен быть сверхреалистичным и неузнаваемым в границах известных парадигм, - очевидно. Иначе факт его появления на этом свете не будет установлен. Установление же этого факта и есть деятельность художника.

Ведь если художник не устанавливает факт своего наличия в феноменальном преобразовании, невозможно говорить о творении, о том, что человек сотворен и может быть сотворен. Сам факт творения и запечатлевается в установлении личности художника в феноменальном преобразовании.

Насколько я понимаю, выживают сейчас только коллективы. Одиночки обречены на вымирание. От элементарных тусовок до федерального собрания - вот место неунывающего человека. Философ должен погибнуть. Ему нет места ни в тусовках, ни в федеральном собрании. Недавно в электричке несколько человек обматерили друг друга, затем кто-то заявил: все мы равны, мы же русские. В условиях такого равенства Россия сейчас и прогнивает свое время.

На себе начинаю чувствовать давление серости. До времен Вавилова дело еще не дошло, но удушливая атмосфера травли как линия поведения народа гнетет. Безразличие, циничный патриотизм, очерствление и попытка подогнать общечеловеческие ценности под выгодные для власти стандарты. Как могло случиться. что народ, который еще недавно отвоевал свободу, мог снова превратиться в такого гнусного раба?

Не я умер. Поэтому мне некому сказать, что я жив.

Маркиз де Сад в семьдесят два года, находясь в сумасшедшем доме, нашел себе пятнадцатилетнюю любовницу прачку. Надо брать с него пример. В сумасшедшем доме я уже давно нахожусь, осталось только найти прачку.

И трепетная кисть оставляет свой след -  толи в душе, толи на мировой поверхности, толи на пустом месте.

Фрегат души отплыл и утонул
В манящей прелести ее соблазна.

Некоторые художники думают, что чем старательнее они испачкают холст, тем изумительнее он будет выглядеть.

Сегодня очередной шедевр прочитал в новостях. Роспотребнадзор предупредил об опасности употребления настойки из мертвого крота. Мало того, что он фейсбук запретил, так он еще и покушается на право россиян настойку из мертвого крота делать. 13.12.22г.

Война - это бандитская разборка на международном уровне. Какие бы идеологии ни придумывали для ее оправдания, все они сводятся к одному: отстаивание своих интересов в ущерб интересам других. В войне не бывает правых или неправых. Всегда можно найти неправоту тех, кто считает себя правым; и, наоборот, правоту тех, кто считается неправым. Война потому и возникает, что появляются две стороны, которые смотрят на одно и то же с противоположных позиций. Люди говорят на разных языках, когда начинают доказывать друг другу свою правоту. Они не слышат и не видят друг друга, за них стыдно, потому что они теряют здравый человеческий облик.

В современном мире не может быть никаких причин для возникновения войны, кроме уголовных наклонностей отдельных людей, стремящихся к власти и эту власть имеющих. Народы, которые по своей бестолковости ненавидят друг друга, не могут быть доведены до состояния войны без содействия правительства, поскольку во власти правительства находятся ресурсы, обеспечивающие войну. Так что уголовный и преступный мир, который вступил в войну сейчас, чужд человечеству. Хотя человечество и заражено присутствием в нем низменных людей, оно способно победить их, поскольку обладает эволюционным превосходством над их низостью.

Друг мой. Тебя уже нет. Ты жил до меня. Скоро и я для кого-то буду тем, кто жил до него. Привет нам, друзья.

Не ругайте Россию. В ней, по крайней мере, есть философская наука  в моем лице. И искусство живописи, превосходящее мировые стандарты современности. Вот с этой точки зрения и надо относиться к стране, в которой я живу. А не с точки зрения отношения к ее ворам и патриотам.

Нет, жить не противно мне,
Противно быть живым,
Когда истоптанною мордой
Мне преподносят зло святым.

Да, культура России великая. Только вы-то, россияне, никакого отношения к ней не имеете.

Личность наднациональна, искусство надличностно. Кто в этом сомневается, тот дурак.

Природа изначально создана так, что каждый пожирает каждого. Кто успешнее других пожирает, тот и остается непожранным. И люди сейчас живут по этому принципу. Так что не творил их Бог. Сотворил он тех, кто приносит себя в жертву, а не пожирает других. Христа он сотворил, а вас - нет. Так что ваше богоугодное лицемерное ханжество ни к чему. И церкви ваши не спасут вас. Пока людьми не станете.

Ведь что на самом деле Христос своей жертвой возвещал и завещал? Люби другого больше, чем самого себя, а не люби другого  как самого себя. Тогда эгоистическая любовь превращается в любовь всемирную.

Дурак - это человек, который, не задумываясь о невежестве, навязывает другим свой стиль поведения.

Надоели говорящие подобные фразы (не буду приводить имена): "Сейчас «великая» русская культура лучше всего проявляется в действиях российских солдат на захваченных ими территориях – насилуют женщин, малолетних детей, грабят, мучают и убивают."
Пришлось ответить:
К культуре написанное вами отношения не имеет. Это образ жизни отдельных людей, которые находятся вне культуры. Надо быть очень ущемленным человеком, чтобы выдавать за культуру другой страны полную ей противоположность. Бескультурная Германия во времена Гитлера нисколько не умаляет величие немецкой культуры. А по-вашему выходит, что Бухенвальд - это проявление немецкой культуры. Бред какой-то. Такое впечатление, что люди разучились понимать то, что они говорят.

Художником движет бескорыстие и благородство. Когда эти два качества появятся в России, появится в ней и искусство. Художники есть, России для них нет.

Хотя бесконечность и выходит за свой предел, она уже никак не отражается в своих пределах.

В моем сердце не хватает свинца, чтобы освободить обитающую в нем любовь.

Стихиями человек пишет картину, а не красками.

Верни свой долг тому, кому не должен ты,
И будет вечная свобода тебя сопровождать.

Вся жизнь моя была ошибкой. Но с каким вдохновением я ошибался!

Основной принцип творческой философии формулируется так: то, бытия чего нет, есть.

Время - это субъективное ощущение длительности бытия мира.