Просто знаю и всё... Гл. 4

Валерий Ростин
                Баба Фрося

…Пожалуйста, никогда не переставай говорить увлечённо о вещах, которые ты любишь!

 Пока был жив Фёдор Ильич, Ефросинья, продолжала работать на ферме, но как только в 1984 году муж умер от оторвавшегося на ноге тромба, она тут же бросила работу, стала жить на пен-сию и помогать людям.
  Её уже давно называли не Ефросиньей Павловной, а бабой Фросей, но она не обижалась, и чем могла всем помогала.
  Одно только не переносила – одиночества, поэтому по её просьбе, у неё в большом доме сначала жила Вера, а потом стала жить Маша.
  Именно Машеньке, своей любимой внучке и передала бабушка все свои знания по травам, заметив однажды, что девочка в их большом семействе особенная, она ведунья.
  Так называют людей, умеющих предсказать человеку его судьбу. Она же и порекомендовала ей, выбрать благородную профессию стать врачом, и лечить людей, как её прабабка.
Именно Маше бабушка завещала свой огромный дом,в надежде,что когда она выучится, то вернётся в посёлок, будет здесь жить и работать.
  Особо у бабы Фроси, получалось избавление местных мужиков от алкогольной зависимости, для этого она проводила специальный сбор из трав и делала из них различные настойки.
  Живя на одну свою маленькую пенсию, баба Фрося, никогда не брала за свои настои денег, а просто предлагала жёнам пьяниц необходимые компоненты для следующего состава: четыре чайные ложки тимьяна; по одной чайной ложке полыни и золототысячника.
   Компоненты после тщательного измельчения заливались стаканом кипятка, настаивались на протяжении 2-3-х часов. После процеживания отвар готов к упо-треблению.
 Бабушка предлагала пить его примерно за 30 минут до основного приёма пищи, и жёны, её потенциальных пациентов, внимательно за этим следили.
  Курс составляет 2-3 месяца. Спустя несколько недель состояние «больного» существенно улучшалось,но для полного избавления от алкоголизма, было необходимо пройти полный курс лечения.
  Этот рецепт помогал многим даже в самых сложных случаях, и возвращал к жизни даже хронических алкоголиков.
 Те, кому не помогло кодирование и лечение в наркологических центрах, смогли травяным настоем, приготовленным народными целителями, полностью решить эту сложную задачу.
  Почему люди выбирали бабушку Фросю? Да, потому что, не все пьющие мужчины и особенно молодые парни, пристрастившиеся к спиртному, не были готовы ехать в город идти в неврологический диспансер, где тогда лечили от алкоголизма, и, рассказывать о том, что они страдают алкоголизмом. Это было стыдно. 
Если близкий человек либо родственник употреблял чрезмерное количество алкоголя, считая, что он абсолютно здоров, то женщины бежали к бабушке, считая, что ему можно помочь, приготовив травяной настой.
 В этом случае баба Фрося рекомендовала корень любистока или сельдерея смешивать с несколькими лавровыми листочками, затем заливать водкой и настаивать этот «продукт» около двух недель в тёмном месте.
Она говорила,что подобные средства абсолютно безвредны, не вызывают привыкания, не приносят организму негативного действия и это радикальные способы борьбы.
    Зная прекрасно что именно алкоголизм является основным недугом среди жителей посёлка и молодых, и старых, от которого страдают много людей, Фрося ещё в молодости, по совету матери, решила стать народным целителем и бороться с этим злом, вооружившись травами и заговорами.
И здесь, самым радикальным методом борьбы с пьянством, она считала употребление отвара из побегов плауна-баранца.
   Но, при этом, всегда старалась соблюдать осторожность при употреблении этого средства, потому что это растение являлось ядом.
 Как опытный травник, Ефросинья Павловна владела методикой приготовления настоя, а вот обычному человеку никогда не рекомендовала самому делать настойки, чтобы по незнанию не отравиться ядовитым растением.
 И только она знала, что достаточно всего одной столовой ложки растения на   один стакан воды, чтобы приготовить народное средство радикальной борьбы с алкоголизмом.
  А ещё она делала настои из трав для лечения болей в спине и суставах.
Даже сам директор совхоза Иван Фёдорович Долгов, когда его замучил ревматизм, и ему стало трудно ходить, а врачи помочь не смогли, пришёл к бабушке Фросе, и попросил у неё «лечебного эликсира», настой из трав, которые знала, и сама собирала бабушка на землях вокруг совхоза. И этот настой ему очень помог снять боль.
    После Веры, которая по решению родителей сначала жила у бабушки Фроси в её огромном кирпичном доме после смерти их деда Фёдора Ильича, у неё неожиданно захотела пожить Маша и  они очень подружились с ней.
Зимой 1989 года, Ефросинью Павловну срочно пригласили в дирекцию совхоза, оказалось, что туда пожаловал адвокат из Швейцарии с переводчиком, который зачитал ей завещание её прабабки Анастасии Кирштейн, которая умерла в предместьях города Берна и завещала ей всё своё состояние, составляющее – 10 миллионов долларов США.
Матери и отца Ефросиньи,уже давно не было в живых, что это за бабушка Анастасия из заграницы, она понятия не имела, и сначала очень испугалась.
   Но потом пришли её сыновья Максим и Иван, и адвокат снова, через переводчика Иностранной юридической коллегии, зачитал им завещание госпожи Кирштейн.
  Деньги эти свалились ей, как снег на голову.  Время было советское, все в совхозе жили почти одинаково, потом сказалось, что она была женой коммуниста, всегда ставившего общественное, выше личного, поэтому Ефросинья Павловна,немного подумав и поинтересовавшись у адвоката, сколько это будет в рублях, тут же приняла решение и сказала бессменному директору Долгову:
- Ну раз мне так повезло и мне моя прабабушка сделала добро, то я хочу тоже отплатить добром нашим людям в посёлке. Поэтому на эти деньги мы построим новый дом культуры, и если денег хватит, то ещё и библиотеку.
  Построим, а то старый дом культуры уже совсем осел, и давно требует ремонта. Наши жители посёлка будут ходить туда в кино, на концерты или на разные кружки и вспоминать меня добрым словом. Я думаю, если бы Федя был жив, он бы меня поддержал…
  И всё получилось, как пожелала бабушка: через два года дом культуры был построен, библиотека тоже и назвали его «Дом культуры имени Ефросиньи Павловны Кобзевой».
  Маша стала жить у бабушки, после Веры, когда ей исполнилось 12 лет.
 Ефросинья Павловна много рассказывала пытливой не по годам внучке о своей жизни, о своих родителях и о своём отношении к людям.
  -Запомни Машуля: когда в твою душу стучится ненависть – ты направь все свои силы на любовь. Повторяй это слово, как мантру, миллионы раз, чтобы в твою голову, мысли, сердце и на язык не успело попасть ничто иное.
  Не давай ненависти ни малейшей секунды и шанса просочиться в твою кровь. Попадёт эта зараза в кровь - потечёт по венам, станет ядом для твоего тела, и вытеснит навсегда любовь.
   Очернит твоё сердце и изменит твою душу и души всех, кто придёт после тебя.
 Твои дети, не сознавая это, тоже будут нести эту ненависть, и дети твоих детей тоже. И ты не будешь ничем отличаться от того, кого тихо ненавидишь.
   Перед глазами Бога - чистота или чернота сердец. Перед глазами человека - может быть что угодно, но имеет вес только то, чем наполнен его выдох и вдох.
  Но знай, ненависть погашается энергией любви. Собственно, это и есть одна и та же энергия на разных полюсах твоей осознанности. Только одна дарует жизнь, а другая медленно и тихо её убивает...
 Ты у меня такая жизнерадостная, весёлая девочка, ну прямо как солнышко, и я очень хочу и это важно, чтобы твоего детского смеха хватило и на взрослую жизнь.
  И ещё…Если ты делаешь что-то прекрасное и возвышенное, а этого никто не замечает, никогда не расстраивайся: восход солнца, это вообще самое прекрасное зрелище на свете, но большинство людей в это время ещё спит.
 Но главное в этой жизни, это умение ждать. И тот, кто овладел этим умением-обязательно овладеет собой и дождётся того, чего он искренне желает.
 И знаешь, что, позволяй себе иногда быть дурочкой. Всегда быть умницей- нервов не напасёшься.
 Эти все слова бабушки, особенно последние, Маша запомнила навсегда, и иногда пользовалась ими в повседневной жизни.
Бабушка умерла тем летом, когда Маша заканчивала 9-й класс, и она, помня её пожелание сразу поехала поступать в Ульяновский медицинский колледж, и сразу попросила отца поговорить с его сестрой Маргаритой, чтобы она могла у неё пожить, пока будет учиться.
   И Маргарита Фёдоровна сразу согласилась.