Шёл 2023 год

Поправкин
               
     Вот и пришёл, стремительно Новый 2023 год. Использую свою Книгу 10600 или третий закон Ньютона в жизни. Она тут внизу.
Первым в январе ушёл сын моего академического товарища.
   Игорь О. писал совершенно бесподобные эпиграммы. Причем на всех и очень остроумно.
  Вдруг он мне протягивает свою новую рукопись и я, не веря своим глазам читаю:
         
                Он был диспетчер, теперь он штурман
                Его доверья к ДИССу нет –
                По облакам счисленье ветра
                Познал он редкостный секрет.

   Я, провёл бессонную ночь, оформляя нашу газету и вдруг такое! ДИСС - это Доплеровский Измеритель Скорости и Сноса. По этой штуке мы определяем ветер. Да, я спросил профессора Баранова о том редком явлении, когда облака вытягиваются в одну линию, да я определил ветер по дыму из трубы при заходе на посадку на нашем Ан-24, но согласитесь, что писать на меня эпиграмму не следовало бы. Я просил этого не делать, но Игорь мне предложил написать эпиграмму на него.
    Я обиделся и написал:

             Писал наш Игорь наш О. эпиграммы
             Писал он их по поводу и без
             Он желчи изливал на эти строчки килограммы
             Какого черта ты в поэзию полез?
                Писал бы лучше теще оды регулярно,
                Жене б по дому помогал и КУРы бы писать её не заставлял
                Да, Игорь ты не Пушкин и даже не сатирик Иванов
                Писать стихов не надо больше, не расточай запасы ценных слов.
Вот у этого Игоря умер сын...

   Потом, Михайлович из моего самого любимого экипажа
Михалыч до Туполя летал на Ил-14 на ледовой разведке. Как-то они должны были базироваться в Мурманске и они взяли несколько ящиков спиртных изделий и вероятно, перегрузили самолёт.
А у него на взлете возьми, да и откажи двигатель. Конечно, перегруз был не из-за спиртного, но спиртное в командировку брать было нельзя, и первое, что экипаж сделал после падения, это прятал эти ящики. Потом эти ящики нашли какие-то лесники-грибники и, наверное, очень обрадовались.

     “Серёга, как Михалыч уже не летают, как известно в Россиянии лётчики были не нужны, потому, как зарплаты Россиян на хлеб то едва хватало, не то, что на полёты.
Александр Волков был немногословен и несуетлив. Он никогда не высовывался, но всегда был на месте и при необходимости мог напомнить, что Командиром является всё же он. К членам экипажа он всегда относился с уважением. А летали мы красиво всегда.
     Помнится, я был очень удивлён, когда на мою рекомендацию о выпуске шасси и закрылков, он дал команду на их выпуск значительно позже, чем можно было представить, что, несомненно, говорило о его высочайшем классе и необыкновенной чувствительности к самолёту.
    Кроме всего, он был, как и все в нашем экипаже, за разумную, а не чрезмерную заправку топливом, когда все его излишки попросту сжирались двигателем, толкающим лишние тонны.
     Когда я рассчитывал полёт и естественно, мы уже знали погоду, Александр общался в курилке. Ко мне подходил Михалыч с известным вопросом “Сколько?“ Я говорил, к примеру, 9 тонн, то Михалыч заправлял 9,1 тонны.
Если рядом был Сергей и он спрашивал меня “Сколько будем заправлять?“ и я говорил, к примеру, 9 тонн, то Сергей передавал Михалычу, чтобы тот заправил 9,1. А Михалыч всегда прибавлял “свои“ 100 килограммов керосина. Это были лично его 2-3 минуты!
    Если, конечно, мы летели на Север или по маршруту могли быть грозы, то уже Саша сам давал команду на заправку, с учётом моего расчёта.
   Полетели мы в декабре на Новую Землю. Здесь, кстати, мало топлива не бывает.
И вообще, как у нас говорили, (в шутку, конечно) Север покоряется смелым и жадным!
     Залезаю я в свою кабину (КАБИНЕТ), а у меня в коленке вдруг что-то как хрустнет! У меня аж искры из глаз и этот хруст был таким громким, что я подумал, что своей головой сломал какой-нибудь ценный прибор.
    Ну, пошевелил ногой, вроде шевелиться, мы и полетели. На Новой Земле, сквозь пургу и встречный ветер, я даже до магазина дошёл и дефицита купил. Прилетели, а дома у меня
нога так разболелась, что спасу нет. Вечером, на следующий день, в Свердловск-Новосибирск лететь и подкладывать такую свинью не в моих правилах…


.Александр Волков(1993) Михаил Михайлович Чепурнов (2023 20января. 28 похоронили) ЭКИПАЖ!
В день похорон Михалыча, умер Юрий Иванович Епишин.
Мы с Серёгой остались...

    …Только на максимальной задержке я увидел, что до грозы ещё километров 350 и висит она аж над Череповцом! Нам до неё ещё лететь минут 30, а за это время ещё и поесть успею. Поближе я разглядел её получше. Красивые, ничего не скажешь, грозы шли с запада на восток, поперёк трассы, и чтобы обойти этот фронт, надо было уходить на Восток километров на 150.
Локатор был древний. Верхней кромки облаков по нему определить было нельзя, но визуально видно, что они поднимаются до 11500 метров. Мы летели на 11100. Ещё набрали 1000 метров.
    12100, я ещё так высоко не летал! Даже выше её на 500-600 метров нас потряхивало и зрелище этого огромного и красивого облака просто завораживало! Но чувства превосходства, что оно подо мной, и проплывает под моими ногами, не было.
Но лето заканчивается, пропадают грозы, и ты вздыхаешь с облегчением, но потом по ним даже скучаешь до следующего лета. А зимой, укладывая Олю спать, я рассказывал ей сказки о пушистых барашках и огромных сизых тучах, закрывающих всё небо, и эти сказки ей нравились, и она просила рассказать ей ещё и ещё, пока не засыпала.
   Был у нас совершенно замечательный рейс Архангельск – Куйбышев – Баку, смена до 3-х дней и обратно, причём вылет из Баку был ночью, чтобы прилететь в Архангельск к 9-10 утра. Замполиты к тому времени сменились и занимались деятельностью очень полезной для нас: обустройство быта на смене, и т. д. Начиная с 86 года, мне уже не приходилось напоминать о своём дне рождения и просить выходной. Обычно, замполит встречал меня в эскадрилье, поздравлял меня с этим замечательным событием, а в плане полётов значился ДР. - день рождения. Перед этим волнующим событием нас ставили в Баку, где мы с экипажем отмечали этот праздник и, возвращаясь утром, я перепрыгивал на самолёт, как раз, летящий в Ленинград. В Ленинграде я немного спал и на следующий день встречал свой день рождения с родителями, а на следующий день улетал в Архангельск, готовиться к ночному полёту.
   Приближался мой день рождения. Нас заранее поставили в Баку. И вот мы уже в Куйбышеве. Настроение отличное! Его даже многочисленные комары не могли испортить! Эти жужжащие твари заполнили нашу кабину, и своим нудным жужжанием доставали нас весь полёт. А мы их безжалостно убивали. Мы уже снижаемся. Я контролирую снижение. Всё должно быть как всегда – красиво.
Штурман на Ту-134 фигура очень важная. Вся навигация, в том числе обход гроз держится на нём. Конечно, выпуск колёс и механизации штурману лучше виден, поэтому и было принято - слушать рекомендации штурмана. Позднее на схемах захода на посадку стали писать ТВШ - точка выпуска шасси, и штурман должен был напомнить Командиру об этом. Я обычно от этого слегка отходил и, зная своего Командира (т.е. его реакцию на выполнение, оставшееся расстояние, ветер и ещё десяток других параметров) просто говорил “можно шасси!“ Командир уже на основании моего сообщения давал команду “Шасси выпустить!” Кроме того, мы ещё пытались экономить. Если это было при данных условиях возможно, и опыт экипажа позволял. Зачем спрашивается, далеко заранее всё выпускать, добавлять режим для двигателей, а потом “подползать“ к полосе бултыхаясь в болтанке и нещадно паля керосин? Некрасиво это.
И вот мы заходили, как всегда красиво, малый газ, вертикальная скорость 7 метров. При такой вертикальной, скорость не разгоняется, траверс дальней, высота 1200 “через 30 секунд можно выпускать колёса, 3 километра до третьего“.
- Шасси выпустить!
- Третий!
И в этот ответственный момент последний комар садится на мою левую кисть и жадно начинает пить мою кровь! Метким ударом я убиваю этого зарвавшегося подлеца, и этот мой меткий, и короткий удар совпадает с вхождением нашего лайнера в зону турбулентности.
Мы крутим третий разворот, вертикальная была 5-7 метров, а становится на несколько секунд уже 15, потом нас бросает вверх и снова вниз.
- Закрылки 20.
Пока идут закрылки, нас подбрасывает вверх и вниз.
- Четвёртый.
Четвёртый мы выполнили чётко и уже заняли высоту круга.
- Три до входа.
- Закрылки 38.
- Глиссада, вертикальная 3,5 (какие тут 3,5, если нас бросает туда сюда до 2-3 метров и Юрий Иванович даёт режимы чтобы не упасть, близкими к номиналу). Если на глиссаде ставится номинальный режим, то надо уходить на второй круг или запасной аэродром.
- Ты смотри, как болтнула, Коля прибавь два процента, еще два.
Когда на глиссаде и так болтает, я бросаю свой взгляд на пилотов. В таких условиях мы никогда не заходим в автоматическом режиме и работа пилотов, здесь, сродни работе жонглёра, только ставки несравненно выше. Движения пилотов могут показаться, временами даже резкими, но всегда очень чёткими.
Чтобы лучше себе это представить на мяч поставьте доску, встаньте на неё, раздвиньте руки и возьмите в них по 10 килограммовой гантели. Попробуйте удержать равновесие!
Высоту дальнего привода занимаем чуть раньше, самолёт просто тащит вниз.
Но вот и дальний.
- Дальний 220, на курсе и глиссаде, вертикальная 3,8. Скорость велика, 310!
- Режим 88 ,85 ,84…
Мы подходим к ближнему. И вдруг, мы словно окунаемся в воду. Нет болтанки и параметры устойчивы. Мы плавно касаемся полосы, пробег закончен и мы заруливаем на стоянку.
Молчание. Молчим, может целую минуту. Николай и Юрий Иванович всё не могут расстаться со штурвалом.
Первым нарушает тишину Юрий Иванович.
- Да, давно я так не заходил. Ну, ладно самолёт сдаём и в номер. Послеполётный там проведём.
Я не могу встать. Кресло удерживает меня. Оказывается, я пристегнулся. Вообще, я никогда не пристёгивался к креслу, а тут такая болтанка, наверное, боялся с кресла упасть.
Вообще, пристёгиваться всегда надо по инструкции.
Бутылка водки - Landing Cocktail и мы снова “полетели”.
Бутылка водки на четверых здоровых и крепких мужчин и вы полетели?
Не в этом смысле, а это наша работа и наша жизнь.
Отсыпаемся и утром в Мардакяны. Там море и на обратном пути рынок, на рынке фрукты и овощи. Будет, что поесть на мой день рождения!
В Баку, а тем более на море всегда сильный ветер и мы не чувствуем, что сгораем. Меньше всех сгорал я – это любовь к морю и солнцу.
День рождения. Первый тост за моё здоровье и чтобы долго летал.
24 года полётов это много? Я завидую тем, кто пролетал более 30 лет и успокаиваю себя тем, что кто-то смог вкусить это всего на 10 лет. Такова жизнь.
На следующий день все едут в город, а я опять на пляж. Жара под 40. Автобуса нет. И вдруг, я замечаю свой 104, стоящий немного в стороне. О, удача! В аэропорт ведёт перемычка от основной дороги, и автобус 104 ходил по ней до Мардакян. От Мардакян до моря шёл другой автобус. До перемычки с шоссе мы всегда добирались тем, что раньше придёт.
- Вы скоро поедите?
- Через ещё минут 20.
- А вы вообще ехать думаете или не думаете?
- Совсем даже не думаю, я дочь приехал провожать.
- Мне бы в море, а то ведь уже плавиться начинаю.
- Слющай, зачем тебе Мардакьяны, я тобя на самый центральный пляж в Бакы отвезу.
Ты покупаешься, позагораешь, потом я тебя к сэбэ забэру и мы шашьлык кушать будэм, вино пит будэм, а?
Мне пришлось объяснить ему кто я и что здесь делаю. Азербайджанский водитель тогда мне и говорит: Давай ты полетишь завтра, и я им скажу, што ты мой гост и сегодня ни как не можешь лэтэть.
В общем, довёз он меня до развилки и мы тепло с ним простились.
На следующий день, на подлёте к Архангельску, экипаж, летящий в Ленинград, уже был предупреждён обо мне, и стоянку нам дали рядом, и после перебежки в него у меня ещё оставалось минут 5. Радостно я встретил свой 27-й день рождения.
Пролетал я в экипаже Епишина пару с небольшим лет. За это время мы вышли на первое место по экономии топлива, сэкономив за лето 32 тонны и занял первое место в Соц. Соревновании! Я ходил и очень гордился. Наш экипаж сделал это! Значит, что наш экипаж раб0отал грамотнее других.
   
 Алексей,Людмила,Оленька вам пишет супруга Юрия Ивановича Епишина. Мой дорогой,любимый ушел в последний полет. 25 января 2023 года 10час.20мин.утра перестало биться его сердечко.Очень тяжело осознавать,что никогда больше не увижу его,не услышу его голос.Очень тяжела боль утраты.Не могу смириться с этим никак.Слишком дорог он был для меня.Очень много хорошего наслышано о вашей семье,всех знал.Книгу вашу прочитали на несколько раз,снова все бывшие события промелькнули в его памяти. Замечательный был человек Юрий Иванович пусть память о нем останется светлой и долгой….

А война с нацизмом продолжается и как всегда мы победим.