ДАртаньян и Железная Маска книга 2 - часть 50

Вадим Жмудь
Глава LXI. Дворец герцога

Мари-Луиза решила попытаться разыскать тех людей, которые увезли Филиппа, понимая, что этот человек может оказать содействие в освобождении её мужа Карла Лотарингского. С этой целью она оделась и в сопровождении двух слуг собралась выйти из дворца, чтобы отправиться в карете на поиски.
У каждой двери, как оказалось, стояли стражники, никого не выпускающие наружу. Это невероятно возмутило герцогиню, но ей сообщили, что таков приказ Короля, и ей надлежит сохранять спокойствие до прибытия Его Величества. В бессильном негодовании герцогиня возвратилась в свои покои.
В то же самое время д’Артаньян, оставив Сюзанну под опекой друзей, и отпустив Франсуа и де Планша в их родной гвардейский полк, который под командованием графа Рошфора прибыл в Нанси, направился в разведку ко дворцу герцога. Там он встретил маркиза де Лувуа, который уютно устроился в одном из прилегающих ко дворцу малых домов, что позволяло ему руководить войском, оцепившим дворец, не обременяя себя гостеприимством дома, хозяина которого он арестовал и намеревался направить в Париж, в Бастилию.
— Доброе утро, господин министр! — поприветствовал д’Артаньян маркиза.
— Доброе утро, господин маршал! — ответил маркиз.
— Через какие ворота удобнее войти во дворец? — осведомился д’Артаньян.
— Это не имеет никакого значения, поскольку в настоящий момент никто не может ни войти в него, ни выйти из него, согласно приказу Его Величества, — ответил маркиз.
— И как долго будет продолжаться такая ситуация? — спросил д’Артаньян.
— Вплоть до прибытия Его Величества, — с гордой улыбкой ответил маркиз. — Я позабочусь о том, чтобы приказы Его Величества исполнялись с точностью.
— Счастлив Король с такими слугами! — сказал на это д’Артаньян.
— Вы правы, граф, я являюсь достойнейшим слугой Его Величества, что доказал уже не раз, — ответил маркиз с гордостью.
— Это, безусловно, так, но в данном случае я произнёс пароль, — уточнил маршал.
— Пароль? — удивился маркиз. — Какой пароль? Ах да, пароль! Что ж, мы ведь оба знаем, что вы его знаете, и я его знаю. Для чего же его было произносить?
— Для того, разумеется, чтобы подтвердить, что я имею право делать то, что намереваюсь, а именно: посетить дворец герцога с целью выполнения особых указаний Его Величества, — пояснил д’Артаньян. — Можете не отвечать на мой пароль вашим отзывом, поскольку, как вы верно заметили, мы оба знаем, что оба мы знаем пароль.
— Правильно ли я понимаю, что, произнеся пароль, вы намекаете, что имеете какие-то особые полномочия от Его Величества? — осведомился маркиз с некоторым сомнением.
— Совершенно верно, господин министр, — согласился д’Артаньян. — И также полагаю, что тот факт, что вам тоже сообщён этот пароль, доказывает, что вы, как и я, наделены высшим доверием Его Величества для выполнения особой тайной миссии по спасению Франции.
 — Особого доверия в особой миссии? — переспросил маркиз. — Разумеется, я пользуюсь особым доверием Его Величества, можете в этом не сомневаться!
— Следовательно, на нас с вами, господин маркиз, лежит чрезвычайно важная обязанность, — сообщил д’Артаньян заговорческим тоном. — Прежде всего, и это самое важное, необходимо осмотреть все бумаги герцога Лотарингского для выявления всех его тайных связей и для раскрытия его заговора против Короля. Не скрою, это наиболее ответственная и наиболее важное поручение. Второе дело состоит в том, чтобы переписать всех лиц, присутствующих во дворце на момент ареста герцога. Это занятие рутинное и не столь ответственное и важное, однако, требуется выполнить и его тоже. Итак, у нас два важных дела и нас с вами двое. Как мы поступим, господин министр?
— Разумеется, мне надлежит выполнить самое важное и самое ответственное дело, ведь я – военный министр! — ответил маркиз.
— Вы правы! Как это я сам не догадался! Всё именно так и обстоит! — воскликнул д’Артаньян и посмотрел на министра с лицом, выражающем искренний восторг. — К тому же, кто как не вы сможет разобраться во всевозможных запутанных бумагах! Что касается меня, я далёк от любви к чтению. Я привык общаться с живыми людьми.
— Что ж, мы так и поступим, — милостиво ответил министр.
— Советую вам прихватить с собой не менее четырёх солдат, чтобы было кому выносить бумаги из дворца и грузить их в карету, которую следует направить в Лувр лично Королю, — добавил д’Артаньян. — Лучше возьмите восемь человек, ведь вдруг кто-то вздумает напасть на вас, чтобы отомстить за арест своего суверена.
Министр после этих слов решил взять с собой двенадцать вооруженных гвардейцев и двинулся во дворец герцога.
— А вам не нужна охрана, господин маршал? — спросил маркиз.
— Моя персональная охрана всегда при мне, — ответил д’Артаньян и похлопал по своей шпаге. — Большего мне не понадобится.
После этого министр в сопровождении личной охраны и маршал в сопровождении личной шпаги вошли во дворец герцога и приступили к своим обязанностям, которые придумал для этого случая д’Артаньян.
— Милейший! — обратился д’Артаньян к дворецкому. — Господин военный министр направляется в кабинет герцога для исполнения приказа Его Величества. Покажите ему дорогу и пришлите мне какого-нибудь слугу, с которым я смогу осмотреть остальную часть дворца и составить перепись присутствующих. Строжайший приказ Короля.
Дворецкий молча кивнул и отправился исполнять повеление д’Артаньяна, понимая, что спорить бесполезно, поскольку конвой вокруг всего дворца говорил сам за себя наиболее красноречиво и убедительно, что прибывшим офицерам следует подчиняться.
Минуту спустя к д’Артаньяну подошёл один из слуг.
— Меня интересует удерживаемая здесь силой знатная дама, — сказал он. — Если ты меня немедленно отведёшь к ней, я, быть может, распоряжусь, чтобы тебя не повесили вместе со всеми остальными слугами государственного преступника.
— Господин офицер! — взмолился слуга. — Я здесь совершенно не при чём! Я всего лишь слуга монсеньора, выполняющий самую простую работу. Я разносчик.
— Разносчик еды? — спросил д’Артаньян.
— В некотором смысле совсем наоборот, — ответил слуга тихо. — Моя обязанность состоит в том, чтобы выносить и мыть ночные горшки и наводить чистоту в наиболее загрязнённых местах.
— Если так, то я смогу убедить королевского прокурора не вешать тебя, как злостного заговорщика, а всего лишь расстрелять, — успокоил слугу д’Артаньян. — Но если ты окажешь содействие следствию, тебя оставят в живых и даже, вероятно, позволят получить заработанное тобой жалованье, которое тебе, полагаю, задолжал за месяц твой господин, но лишь при условии полнейшего послушания. Итак, ты знаешь, что необходимо делать.
— Если вы говорите о госпоже, которую привезли неделю назад и держат в правом крыле дворца, то я, разумеется, отведу вас к её двери! — сказал ошарашенный слуга.
— Идём же, и не вздумай хитрить со мной! — распорядился д’Артаньян и похлопал рукой по своей шпаге, а также взвёл курок у одного из прихваченных им пистолетов.

Подойдя к дверям, за которыми была заперта княгиня Монако, д’Артаньян обнаружил, что помимо засова, на них висит большой замок.
— Открывай, — распорядился маршал.
— Но у меня нет ключей! — ответил слуга. — Ключи от этого замка, вероятно, у герцогини!
— Что ты врёшь, болван? — возмутился д’Артаньян. — Как же ты выносишь ночные горшки, если у тебя нет ключей от этой комнаты?
— Эта комната никогда не запиралась на замок, — ответил слуга. — Она закрывалась только на засов, а у двери всегда дежурил кто-то из солдат герцога. Меня они пускали за той надобностью, которую я исполнял. Этот замок появился после вчерашнего дня, то есть либо вечером, либо ночью, или же сегодня утром.
— Тогда веди сюда свою госпожу, герцогиню Лотарингскую, либо я выломаю эту дверь, — сказал д’Артаньян. — Если ты приведёшь кого-то другого вместо герцогини, я лично позабочусь о том, чтобы тебя не просто повесили, а сначала четвертовали, затем сожгли, а потом то, что останется, повесили. Ты меня понял?
— Но герцогиня не послушает меня и не пойдёт сюда по моей просьбе, — робко возразил испуганный слуга.
— Что ж, тогда проводи меня к ней, — согласился д’Артаньян. — Уж я-то найду аргументы, чтобы убедить её подчиниться приказам Короля Франции, передаваемым тайным исполнителем его воли в моём лице.
На дрожащих ногах слуга проводил д’Артаньяна в апартаменты герцогини.



(Продолжение следует)