Лунная зависимость

Елена Фанталова
 


    Однажды знакомый по университету  психолог спросил меня: « За счет чего ты компенсируешься, когда становится тяжело?» И я быстро ответила: « Я смотрю на луну, когда есть возможность. Ухожу в другой, лунный мир ,  погружаюсь в него и мне становится хорошо. Иногда даже  блаженствую в этом мире». Луна  воспета в музыке,  в поэзии и прозе, в состояниях влюбленных, в письмах с войны,   Она  существует как Божий дар для любого человека, будь то заключенный в тюрьме  или респектабельный, уверенный в себе   бизнесмен.  Луна держит человека  в этой жизни просто благодаря тому, что он смотрит на нее, видит ее.  Луна над рекой, луна в деревне над домом, луна в городском окне, луна над деревьями.  Утренняя луна и поздняя  луна, ярко очерченная. Рыбаки ориентируются  на луну, определяя для себя, какой будет улов. Считается, что разные фазы луны по-своему влияют на состояние человека, и позитивно, и негативно. Я же в каждой из фаз луны вижу только прекрасное, красоту и романтику.  Что скрывать – да, я привязана к луне, она  спасает меня в этой  земной жизни..  Стараюсь как можно дольше задержаться на ее созерцании. У меня  определенно есть лунная зависимость.  Воспоминаний, связанных с луной,  бездна. Как-то начальник, заметив мои настроения и пристрастия, сказал: «А ты живешь в подлунном мире». Наверное, он был прав.  В утреннее и дневное время мне труднее, а в лунный ночной период уходит привычная дневная монотонность, усталость, скука,  исчезают страхи, напряжение, проблемы. На время, конечно, но исчезают.  Вспоминая свою жизнь с детства,  чаще всего думаю о луне…   Ходила ночью  в валенках под яблоней по снегу, ярко освещенному луной .  Это  было в период зимних каникул, когда я жила  в деревенском доме у соседки.   Вставала  ночью и выходила в сад, чтобы увидеть луну. Красота, тишина, сказка.  И еще ощущение редкой полноценности жизни, ее таинственности и свежести.  Невольно  вспоминаю Блока и его стихи, связанные с луной,  с месяцем :
     Пусть светит месяц - ночь темна.
     Пусть жизнь приносит людям счастье,-
     В моей душе любви весна
     Не сменит бурного ненастья.
 
         И вот еще, про осенний месяц:

Свобода смотрит в синеву.
Окно открыто. Воздух резок.
За желто-красную листву
Уходит месяца отрезок.

Он будет ночью - светлый серп,
Сверкающий на жатве ночи.
Его закат, его ущерб
В последний раз ласкает очи.

    Иногда мне кажется, что луна может быть как доброй, романтичной, что-то обещающей, так и более строгой, что-то волнующее сообщающей, куда-то направляющей.  Но летняя луна над лугом или над деревенским домом — это почти всегда желание  взлететь и приблизиться к ней, это мой душевный компас. Мой парус.  Моя комната духовной радости и спасения. Лунный свет удивительным образом смывает накопившийся днем негатив, дарит неземной покой, безмятежность, уводит из сознания  обиды, заставляет забыть о несчастной любви, как бы ее и не было.  В чем состоит общее человеческое счастье? Пожалуй, в том, что каждый может прикоснуться к лунному свету и душой раствориться в нем. Это свыше данная психотерапия , возвышенная, духовно –ориентированная… Она— безмолвная, но очень сильная, помогающая и исцеляющая,  проникающая в самую глубь души.
      Закончу серией своих стихов,   в которых в разные годы отражалось мое восприятие луны,  моя пожизненная лунная зависимость.

            Луна

    На небосклоне полная луна
    В задумчивости смотрит на селенья,
    Молчит в ночи уставшая страна,
    Покоится под лунным освещением.

    Заснеженность мерцает за окном
    И тишина сознанье поглощает,
    Затихли чьи-то речи за углом,
    Безмолвием луна благословляет.

    Свет лунный романтически красив
    И тайно успокаивает души,
    Как посланный из вечности мотив,
    Который бесконечно можно слушать.

    В нем дух небесный льется как ручей
    И затмевает странствие земное,
    Одна лишь радость есть для всех людей —
    Однажды затаиться под луною.

   22 декабря 2021, Иконы Божьей Матери
   « Нечаянная Радость».

          Бледная луна

    Сегодня бледная луна
    С утра стояла над Дубровской,
    Казалось, в воздухе весна,
    А не декабрьский день московский.

    Огни светящиеся фар
    Господствовали на магистрали,
    В туманном воздухе сквозь пар
    Они мелькали и мелькали.

    И проходя по мостовой,
    Минуя знаки светофора,
    Мы шли под бледною луной,
    Машин не замечая скорых.

    Казалось, что луна слегка
    Глядит на Землю с удивлением
    И проходящие века
    Ей представляются мгновением.

    А мы, забывшие покой,
    На тихий лунный свет взирали,
    И что не вечны под луной,
    Склонившись, грустно вспоминали.

    Утро, 16 декабря 2019.

    А, все-таки.  луна светила….

    А, все-таки, луна светила
    В мое погасшее окно,
    И мне как будто говорила:
    «Знай, я и вечность — все одно!»

    Свет лунный был волшебно ярок
    На темном небе, в глубине,
    Себя как вечности подарок
    Луна протягивала мне.

    И с восхищением созерцая
    Небесный, чудный, лунный дар,
    Я сверху видела  — блистая
    Светился мокрый тротуар.

    Луна и Высший дух — едины
    В полете лет, времен, веков,
    К душе распятой и ранимой
    Они торопятся на зов.

    Людскую душу наблюдая
    В ее смятении земном,
    Луна хранит не покидая,
    Свой ночью открывая дом.

       17 октября 2019.
 
        Весенняя луна

    Переход от зимы к весне
    (Уж который раз переход!)
    Поздним вечером при луне
    Задержалась я у ворот.

    В светлой дымке глядит она,
    Будет месяц поздней молодой,
    А пока что грядет весна,
    Увлекая людей за собой.

    Никого на дворе. Светло.
    За углом только слабый свист…
    И загадочно мне, что Блок,
    Как и я видел этот диск.

    Как и я мог весной вздохнуть,
    Ощущая то взлет, то печаль,
    И душе лишь осталось вспорхнуть
    Да взлететь за ним в вечную даль.
 
       19 февраля 2000 г.

        Лунный свет

    Лунный свет на картине Куинджи,
    Лунный отблеск на глади  воды,
    Взгляд луны мир охватывает  Свыше,
    Вечность встала у горной гряды.

    В неземном отражении покоя,
    В протяженности царственных вод
    Лунный свет жаркий день успокоил
    И прохладу послал небосвод.

    И душа пребывает в отраде,
    Дух стремится лететь к небесам,
    К лунной светло-сребристой ограде,
    К неземной красоте здесь и там.

Воскресенье, 5 июля 2020.
(по мотивам картины А.И.Куинджи
«Лунная ночь на Днепре» , 1880 )

        Картины памяти

    Если прежнюю жизнь не объять,
    Пусть не дремлет духовная память,
    Бледный месяц я вижу опять
    Над Окой, над лугами, полями.

    Молодой он, смотрящий с небес,
    Чудный, ранний, пленительно-нежный,
    Вот уже он заходит за лес
    И стоит словно серп белоснежный.

    И внимательно смотрит вокруг,
    Словно сторож в родимой деревне,
    И таинственный свет его вдруг
    Всколыхнет волны памяти древней.

    И метания уставшей души
    Этот вечности свет успокоит,
    В тихой заводи, где камыши,
    Он ночлег в старой лодке устроит.

      17 июля 2021, Прп. Андрея Рублева.
      По мотивам картины Алексея Савченко «Касание», 2011.

     Лунная дорожка в спящем море
 
    Лунная дорожка в спящем море,
    В гавани застыли корабли.
    Ночь молчит. Не шелохнется более
    Лодка, задремавши на мели.

    Крымская таинственная влага
    Покрывает очертанья гор.
    Под луною гребень Аюдага,
    Плеск волны и вечности простор.

    23 марта 2002.


              1 февраля 2023, Св. прп. Саввы Сторожевского