Пятёрка

Надежда Викторовна Ефремова
Алёшка бежал из школы домой со всех ног, что называется. Нет, не домой он бежал, а на работу к маме, в магазин. Он сегодня получил пятёрку. Пятёрку! Первую в своей жизни. Да и жить-то Алексей только-только начинал, ему всего восемь лет исполнилось, и учился он  во втором классе. Что говорить, учился плохо, даже очень плохо. Не понимал горе-ученик, что объясняет учительница, о чём она говорит и говорит. Он вообще мало понимал взрослых. А Наталью Ивановну так ещё и побаивался немного, уж очень она строгая, от её громкого и грозного голоса иногда съёживался весь. И как бы ни старался внимательно слушать, у него ничего не получалось. А мама его учила: слушай, мол, внимательно и запоминай, что учительница рассказывает, а запомнишь, так дома только прочесть по учебнику останется, делов-то, одни пятёрки будешь получать. Читать дома… Алёшка вздыхал, читал он плохо, почему-то буквы так и плясали перед его глазами, так и прыгали и перепрыгивали с места на место и в слова не складывались. Вот слушать он  любил, только не то, что Наталья Ивановна у доски объясняла, а истории разные, интересные, да и сам с удовольствием рассказывал случаи забавные и присочинить любил, приукрасить, чтобы смешно выходило. Он старался и учительницу слушать, но вдруг начинал думать о чём-то совсем другом, вспоминать что-то или представлять. Вот сегодня, например, объясняла Наталья Ивановна про «водо…», «вада…», нет, никогда Алёшка не запомнит это слово, но он услышал и хорошо понял слово «река». И слова «озеро», «море» тоже понял, но как только «река» услышал, он в тот же миг оказался на речке, на маленькой реченьке, которая опоясывала их посёлок с запада на север. Вот они с другом Витькой Прохоровым на речке купаются, лето, жара, и прыгают они в Уйку, так речка называется, с вышки. Аж дух захватывает, как прыгают, и страшновато, боязно, но виду не показывают… Алёша солдатиком прыгал, он не умел вниз головой, однажды попробовал, только живот отбил, а солдатиком ничего, привык, он ведь уже раз сто спрыгнут… Мальчик гордился собой. Вдруг он вспомнил про тот смешной случай, который с ним приключился на речке, как он после очередного прыжка гордо выходил из речки, но не почувствовал, что резинка от трусов предательски лопнула, так и выскочил из воды нагишом, можно сказать. Что там было! Сейчас-то смешно вспоминать, а в тот день..
– Чему ты улыбаешься, спрашиваю? Алексей Ермилов, – услышал Алёшка строгий голос учительницы над самым ухом.
Алёшка заморгал часто и почему-то выпрямил спину, он сидел, как самый прилежный ученик, но опять ничего не услышал и не понял из того, что объяснялось на уроке.
– Что, Алексей, опять ворон считаешь?
Голос у Натальи Ивановны был усталый, она только вздохнула. Но по классу пробежал смешок. Вот ничего смешного не сказала учительница, причём здесь вороны? А эти девчонки… Им бы только похихикать. Так думал Алёшка, но не сердился, он вообще никогда не сердился, никогда не злился, только немного огорчался, что вечно с ним что-то не так.
Но сегодня! Алёшка бежал и бежал, он скорее хотел сообщить маме, что пятёрку получил, и что учительница его даже похвалила. Он представлял, как обрадуется мама. И дядя Саша обрадуется, когда с севера приедет, он ему теперь точно телефон купит, он же обещал, он же сказал, что если Алёшка будет хорошо учиться, он ему телефон купит самый лучший. И вообще, дядя Саша нравился Алёшке. Когда он приезжал с вахты и жил у них, всё как-то по-другому становилось в их жизни, и мама радостная, и дома полно всяких вкусностей, покупок, и дядя Саша много интересного рассказывал про то, как они на севере живут и работают. Алёшка каждое слово его ловил, всё запоминал и на ус мотал. И его дядя Саша всегда поддерживал: не переживай, мол, Лёха (это он про двойки), бульдозером управлять я тебя точно научу. «Лишь бы хорошим мужиком вырос» – приговаривал многозначительно. Алёша радовался таким обещаниям отчима.
– Мама, я пятёрку получил, – забежав в магазин, с порога крикнул Алексей.
Магазин небольшой, поселковый, два громоздких прилавка, возле которых работала мама, и полки с товаром вдоль стен. Образовалась небольшая пауза, после заявления мальчугана, мама выглядывала на Алёшку из-за прилавка, у стеклянных витрин стояла тётя Ира, их соседка, она, видимо, за продуктами зашла и уже рассчитывалась. Алексей увидел, что из подсобки вышла Юля, молодая девушка, мамина помощница. Тётя Люда, которая в магазине пол мыла, так и застыла со шваброй в руках.
– Какой молодец, – первой похвалила ребёнка тётя Ира.
– Солнце ты моё, неужели пятёрку, – улыбалась мама, направляясь к сыну.
– Да, меня учительница даже похвалила, – радости Алёшкиной не было конца.
– За что пятёрку-то получил, – спросила Юлька, она почему-то прищурилась, как будто сомневалась в чём-то, – неужели задачу решил?
– Нет, – простодушно ответил ученик, – я песню лучше всех спел. Учительница так и сказала: «Лучше всех!», и пятёрку поставила.
Никогда Алёшка не поймёт этих взрослых: вот что такого смешного он сказал? А эта Юлька засмеялась, и тётя Люда хохотнула, только тётя Ира их одёрнула:
– Не смейтесь, просмешницы, он вот вырастет, ещё носы-то вам утрёт. Станет знаменитым певцом, по телевизору будет песни петь, как Басков вон или Киркоров…
– Ой, и правда, – тут же спохватилась тётя Люда, – это я так, радуюсь просто.
– Я не буду певцом, я бульдозеристом буду, – Алёшка сразу стал серьёзным и даже брови насупил.
А мама, улыбаясь, обняла его и поцеловала в макушку.
– А какую песню-то спел, роднуля моя?
– Главную! – гордо заявил Алексей.
– Главную? – Удивилась мама, – интересно, спой нам, пожалуйста, – попросила  она сына.
– Давай, утри им нос прямо сейчас, – поддержала и тётя Ира.
Долго уговаривать Алёшку не надо, он тут же и запел. Запел громко, выразительно. Учительница ещё на прошлом уроке что-то рассказывала про эту песню, но он ничего толком не слушал и не запомнил, а вот слова песни постарался выучить, они ему понравились. И для Татьяны Викторовны, учительницы пения, постарался, она добрая, часто его хвалила.
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна…
Алёшка пел, не стеснялся, ну и что, что Юлька опять засмеялась и в подсобку убежала, зато остальные слушали, сначала вроде улыбаясь, но потом сделались серьёзными, даже как-то выпрямились, и Юля вернулась и дослушала до конца, и не смеялась больше. Алексей спел только два куплета, когда второй куплет пел, особенно громко спел слова «одна ты на свете» и «родная земля». Он, конечно, не понял, почему женщины дослушали его с такими серьёзными лицами, а мама, когда он закончил петь, вдруг едва не заплакала.
– Молодец, Алёшенька, молодец, – снова поддерживала ласковая тётя Ира, она часто одобряла Алёшку, – мало кто слова гимна знает. Спроси вон Юльку, точно не знает, а туда же, всё бы смеялась.
Точно, учительница эту песню «гимном» называла, а он забыл про это слово, надо запомнить, но тут тётя Ира неожиданно добавила:
– Вот из таких и вырастают настоящие-то герои!
– Да, из добрых да совестливых и вырастают, – добавила и тётя Люда.
И все они начали обнимать Алёшку, целовать и хвалить. Алёшка так удивился, что тут же про слово «гимн» забыл, и вообще не понял чего это они? Что, если он пятёрку получил, так он уже и герой? Странные они, эти взрослые.