14. Колокола

Наталья Куделина
Колокола.

А знаком ли вам колокольный звон? Тот самый, что плывёт в вышине, переплетая нити басовитого гудения и нежные переливы, словно сами краски высокого неба обращаются в звуки, тот самый, который может быть благостным и тревожным, приветливым и настойчивым, тот самый, который может возвысить душу и поднять на подвиг?  У каждого колокола свой голос, своя песня, отличная от многочисленных собратьев. Лишь колокольный мастер может отличить свои колокола по песне, как мать или отец узнают своих детей по голосам.
 
Вот и в Морейских землях жил великий колокольный мастер, которому не было равных во всём белом свете. Знал он такие хитрые секреты, что звучали его колокола самыми ясными, самыми чистыми голосами. В любом городе, монастыре или простом рыбачьем поселении, где всегда лишь один туманный колокол и есть, узнавал колокольный мастер своих рук творение по непревзойдённому голосу, по знакомой песне. Больше всего на свете любил он детища свои, а ещё людей, которые слушали волшебный звон и радостно улыбались. Но всё ж не был доволен собою мастер, всё искал и искал он настоящий, чистый звук, с которым ничто не сможет сравниться. Много-много раз слушал детский смех, вбирая его чистоту и наивность, слушал песни влюблённых, наполняясь их верой и преданностью, запоминал горестные причитания вдов, в поисках чистоты и прозрачности слезы.  А потом проникал он в тайны металлов, мешая их меж собой, придумывал колоколам разные формы, менял размеры, бросал их то в ледяную воду, то в жаркое пламя, но никак не мог отыскать того единственного, настоящего звона, который бы тронул сердце каждого, ему нужен был звон добра и любви.

И так он был предан своему делу, что не заметил, как на вольные земли нагрянула беда, пришли с войной коварные завоеватели, разоряя всё на своём пути, уничтожая светлое и прекрасное, порождая злобу и ненависть. И лишь тогда поднял голову колокольный мастер, тогда отвлёкся от раздумий, когда загудели по всей округе его колокола тревожным набатом, собирая мужчин на справедливый бой. А женщин и ребятишек поручили ему спрятать за широкими воротами колокольного двора, в мастерской, где прежде хранились готовые труженики звона. Оторвался от своих дел мастер, помог схорониться от недругов землякам, и остался один на страже, оберегать свои колокола. Да поздно, у самого порога стояли завоеватели, жадными глазами оглядывая широкий двор, жадные руки тянули к горячим тиглям, где плавился, кипел волшебный голос металлов. Двинули враги и к запертым воротам, любопытствуя, но бросился врагам наперерез мастер, защищая своё дело, спасая колокола и людей, сокрытых в его мастерской. Да только разве ж устоять одному против войска.  Страшной смерти предали враги колокольного мастера, бросили его в кипящий металл, превращая человеческую плоть в дым и пепел, а после опрокинули тигли наземь, разливая драгоценный, волшебный металл по холодной земле.  Потёк горячий металл по желобкам, пыхнул искрами, вздулся, наполняя собой готовые к отливке большие и маленькие формы, застывал, зарастал кристаллами, покрывался узорами. Сделав чёрное дело ушли нелюди, так и не поняв, кого на самом деле защищал мастер. А когда минула опасность и вышли на свет спасённые им люди, то нашли на дворе лишь тёплые колокола.

Чтобы сохранить память о чудесном мастере и его храбром поступке, оставили люди себе последние колокола, от самых маленьких бубенцов, подаренных ребятишкам, до могучего туманного колокола, который спасает своим голосом в тумане моряков и рыбачий люд. А как качнулся в устье колокола язык, задевая за кольцо, то услышали изумлённые люди самый чистый, самый настоящий звук, заставивший затрепетать душу каждого. Родился он из сплава металла, человеческого таланта, трудолюбия и мужества, которые отдал своим колоколам великий колокольный мастер, сам став их частью.