Пропаганда и контрпропаганда. То чего нет!

Александр Йорген Воронцов
Несмотря на то, что с момента окончания Великой Отечественной войны прошло уже 77 лет, опыт, приобретенный СССР в те годы, до сих пор является ценным и значимым. Понятно, что борьба с диверсантами врага осуществлялась в условиях военного времени, а с предателями никто не церемонился – их расстреливали на месте. Однако стоит отметить, что во время ведения военных действий на территории, оккупированной немецко-фашистскими захватчиками, находилось население, которое лояльно относилась к советской власти и с нетерпением ожидало освобождения от фашистов. А враг был явным и не нуждался в дополнительном изучении его мотивации. Тем не менее, работа пропагандистов и агитационных бригад велась постоянно, планомерно, интенсивно. При этом использовались все доступные на тот момент формы: листовки, агитация через радио, громкоговорители, а также показательные расстрела военнослужащих вермахта, участвовавших в квартальных операциях против мирного населения.
Сегодня главное отличие Великой Отечественной войны от войны с неофашистами на Украине заключается в том, что за последние восемь лет, а в целом – за 30 лет существования так называемой «независимой» Украины на этой территории удалось сформировать так называемую новую историческую общность – украинцы. Поясню – ранее, во времена СССР национальности «белорус», «украинец» или «русский» не рассматривались в том аспекте, в котором обычно рассматривают представителей разных наций. В то время все эти составляющие одного этноса, а именно – славянской группы – говорили в основном на русском языке и признаков обособленности одной национальности от другой не было. В Советском Союзе удалось сформировать действительно единый народ – советский.
По мнению специалистов в международном праве, принадлежность к единому народу предполагает наличие определённых исторических, культурных и практических связей. Но самое главное, народ должен быть един в своих целях, сплоченным вокруг конкретной идеи и рассматривать своё национально-территориальное объединение как единую структуру. И, конечно же, противопоставлять эту структуру другим, «не своим» народам. То есть, чёткое деление по типу «свой-чужой».
В Украине сегодня народа нет. Потому что внутри народа не может появляться разделение на своих и чужих. Кроме того, в этой стране сегодня существует деление на, так сказать, правильных и неправильных украинцев. Есть «титульная» нация, а есть так, пришлые. Причем, что самое интересное, «пришлыми» называют как раз тех украинцев, которые веками жили на территориях нынешней Украины. А те, кто их так называет и кто назвал себя «титульной» нацией – вот это как раз пришлые! То есть, население западных областей Украины – Галиции, Волыни и прочих земель, которые в составе Украины никогда и не были, а постоянно находились в составе разных государств – Польши, Австро-Венгрии, Румынии, и даже Литвы. Соответственно, этот этнос к славянской группе отношения не имеет, что и показывали многочисленные исследования ученых-этнографов.
Итак, тот факт, что в современной Украине население изначально было поделено на своих и чужих, с одной стороны, позволяет сформировать четкие пропагандистские посыл и для своих, и для чужих. С другой стороны, украинские, а, точнее, американские пропагандисты сделали всё, чтобы сплотить и тех, и других в их общей ненависти к России. Или, как минимум, в её неприятии. А вот российская контр-пропаганда практически ничего не сделала, чтобы как-то нивелировать влияние этой пропаганды. В основном она свелась к двум направлениям: патриотическому – Россия поможет, спасёт, не оставит в беде, Россия наш дом и так далее, и второму, антифашистскому – на Украине возродился фашизм и его нужно уничтожить.
Все эти нарративы в основном выдаются населению Российской Федерации, так как излагаются только в российских СМИ, которые в Украине давно заблокированы и даже запрещены в законодательном поле. Кроме того, по своим задачам они не совсем понятны россиянам, ибо их порой раздражает эта миссия «спасателей», так как поступают вполне закономерные возражения – почему Россия должна всех спасать и тратить свои ресурсы на кого-то, кто находится за её пределами? Мол, в самой России, особенно в глубинке тоже немало проблем, которые надо решать. И второй критерий – антифашистский – так же не «заходит» в умы некоторой части населения РФ, поскольку продвигается в федеральных СМИ очень дубово, истерично и верноподданнически. И несмотря на то, что фактов проявления фашизма в Украине очень много, упор почему-то делается лишь на внешнюю атрибутику – факельных шествиях, свастиках на шевронах и знаменах, зигование молодёжи, возвеличивание догматов нацизма и украинского национализма. И совершенно не показываются бытовые последствия этого явления – полное отсутствие свободы слова, преследование и даже убийства инакомыслящих, запугивания населения и так далее. Нет, отдельные примеры, конечно же, фрагментарно в российских СМИ так же показываются, но стройной системы не было и нет. Как нет и глобальных выводов о том, что же надо делать?
А надо, в первую очередь, работать в населением Украины. И для этого выходить на те информационные площадки, которые доступны населению именно этой страны. Кроме того, уверения российских пропагандистов в том, что «Россия не оставит и спасёт» уже несколько раз опровергались реальностью. Это и восьмилетняя история Донбасса, который, фактически, сцепив зубы, в одиночку отбивался от регулярных воинских соединений Украины, это и последние примеры неудач российской армии, когда она оставила как бы вначале «освобожденные» от фашистов территории Украины. Где теперь эти самые фашисты и зверствуют, убивая мирное население, заподозренное в лояльном отношении к России. И это – еще один вклад в копилку именно украинских пропагандистов, концепция которых проста – запугать и подавить!
А украинцам – тем самым, которые лояльны к России – никто не объяснял, почему так происходит. Как никто не объяснял жителям ДНР и ЛНР, почему Россия не принимала их в состав федерации. И вот сейчас, когда просчеты военных в ходе СВО уже разбирают даже бабушки у подъезда, до сих пор российские пропагандисты не сформировали концептуальную систему воздействия на умы тех украинцев, которые все ещё верят в Россию. Хотя таковых в Украине всё меньше и меньше. И частично это происходит ввиду воздействия на них украинской пропаганды и отсутствия работы пропаганды российской. А так же контр-пропаганды.
И, конечно же, очень трудно верить в «освобождение», когда тебе на голову валятся снаряды и ракеты, твой дом разрушается, нет света, воды и тепла. А рассказы о том, что восемь лет то же самое испытывали и жители Донбасса, никак не решает проблему этих конкретных киевлян, харьковчан или запорожцев, потому что у них давно сформирован ответ: «Мы никого не бомбили!» И, по сути, они правы!
А вот вторая категория населения Украины, которая и раньше злорадствовала по поводу гибели мирных жителей на Донбассе, включая и детей, те «титульные» украинцы, которые радовались любым проблемам россиян – эти, конечно, же, боятся и ненавидят Россию. Но при этом ненависть их становится только сильнее. Однако и здесь нужна работа российской пропагандистской машины. Принцип прост: не хочешь уважать – заставим бояться! Чтобы этим нацистским выкормышам было страшно даже писнуть что-то против России! С ударением и на втором слоге тоже! Чтобы все эти фейсбуки и твиттеры, инстаграмы и прочие мессенджеры заткнулись раз и на всегда! И не поднимали в сети антироссийскую истерию! То есть, должна быть единая система неотвратимости наказания! За все это многолетнее подстрекательство к убийствам, разжигание ненависти и нетерпимости, за превращения населения страны в запуганную массу!
А теперь о запугивании. Требования ударить по украинской инфраструктуре, с одной стороны, имеют под собой реальные причины, но, с другой стороны, это надо было делать в феврале-марте. А сейчас это напоминает анекдот про Пятачка и Винни-Пуха, когда тот внезапно бьет поросенка по морде с криком «От вас, свиней, всего можно ожидать!» Теперь-то после заведений о том, что Россия спасает, подобные удары будут лить воду на мельницы украинских пропагандистов. Раньше почему это не было сделано, когда российские войска стояли под Харьковом и Киевом? А теперь снова показуха – да, ракеты прилетели, да, запугали, а что-то поменялось в украинском командовании? Или Зеленский свою риторику изменил? А коллективный Запад испугался и убрал разом все санкции? Или российские войска резко стали наступать и разбили ВСУ?
А вот население Украины с каждым днем проникается только одним чувством – чувством ненависти к России. И это вовсе не то лояльное к россиянам население, которое в 2014 году без боя отдало бы практически всю Украину и готово было встретить российскую армию с цветами, как это было в Крыму. Сейчас это, не побоюсь этого слова, враждебная масса, от которой всего можно ожидать.
Конечно, большая часть украинского населения – это болото. Которому все равно, кто правит страной – Гитлер, Сталин, Пиночет или кто-то еще. Лишь бы была работа, зарплата, низкие цены, полные прилавки в магазинах и горячая вода текла из крана. Как говорил один литературный персонаж в романе Анатолия Иванова «Вечный зов», «человечество во все времена хотело лишь две вещи – жить и жрать, причем жить как можно дольше, а жрать как можно слаще!» Парадоксально, но он прав. По крайней мере, в отношении нынешнего населения Украины.
И еще одна мощная мотивация есть у части украинцев – «мы защищаем свою землю!» А потому что российская пропаганда не удосужилась заметить, как в течение 30 лет, а, особенно, последние восемь лет украинцам убивали в головы сочиненные украинскими псевдо-историками постулаты о пра-родине всего человечества! И о том, что Украины, как государства, никогда не было и только в составе СССР она обрела свою государственность, мало кто из украинцев знает или помнит. Даже те, кто родился и вырос в Советском Союзе, об этом забыли. Потому что, согласно заветам Геббельса, «ложь, повторенная что раз, становится правдой». Украинские пропагандисты это помнят, а российские, видимо, забыли. Иначе бы нашли способ помешать этой тотальной лжи. То есть, лжи о том, что это «ихняя» земля, а не подаренная из предкам территория!
А в результате территории от фашистов могут быть освобождены. Но кто там будет жить? С кем надо будет восстанавливать страну?  С теми, которые не ждали, или с теми, которые так и не дождались? Которых замучили в тюрьмах, заставили уехать из Украины, которые разуверились или которые, получая вместо спасения ракеты и снаряды, проклинают и украинское, и российское руководство? Или с теми, кого до сих пор российские руководители всех уровней не хотят замечать? И не хотят понимать, что подпольных обкома не действовали в Украине  потому, что их никто не создавал! И что система партизанской борьбы сегодня как раз прекрасно усвоена украинской стороной. А если те, кому по долгу службы положено все то, что я изложил, знать и применять практике, снова отмахнутся и скажут что-то типа «без вас обойдемся», то следующие поражения будут уже не на внешнем фронте, а на внутреннем. И эти поражения станут гораздо более тяжелыми, нежели любое отступление с любых рубежей. Потому что в таком случае будет сдана не только Украина, но и Россия. Не сразу, но постепенно… «Как только где-нибудь вместо слова «здравствуйте» произнесут «хайль!» в чей-то персональный адрес, знайте: там нас ждут, оттуда мы начнём своё великое возрождение». Помните эти слова? Они были сказаны актером Леонидом Броневым, сыгравшем роль главы гестапо фашистского рейха Генриха Мюллера. Когда об этом предупреждали на Украине, тогда тоже отмахивались – мол как возможно такое? Сегодня реальная угроза нависла уже над Россией…