Голландский шаг

Владимир Орлов 4
                Голландский шаг.
                Воспоминания

Помню в конце 1974 года, когда только-только в стране появились первые дельтапланы, журнал «Моделист Конструктор» запестрил чертежами странных летательных аппаратов. Вот тогда у нас появился свой первый дельтаплан «Club», который мы построили по этим чертежам в мастерской кинофикации города. Мы – это группа энтузиастов, мечтающих о полетах на северных просторах родного края. Теплой солнечной весной 1975 года мы научились летать с горки и подниматься на 60 метров за снегоходом. В эти годы по всей стране началось взрывное развитие дельтапланерного спорта. Появлялись новые клубы и новые дельтапланы с улучшенными характеристиками.
Стремительно развивающийся дельтапланерный спорт взял под свое крыло Центральный Комитет ДОСААФ. И уже в феврале 1979 года у нас тоже появился новый известный всем дельтаплан «Славутич-УТ» заводской Советской постройки. Он был более безопасный, имел латы и антипикирующие устройства, летал хорошо. Но на таких крыльях далеко не улетишь, а нам хотелось и выше и дальше. По этой причине мы перешли на спортивные крылья и в начале 1987 года приобрели старенький, но летучий Грач-2. Разница между Славутичем-УТ и Грачом-2 была большая: и в качестве изготовления, и в качестве летных характеристик. Продвинутый экспериментальный «Грач-2» был похож на рогатого дракончика так, как боковые трубы, ввиду их малого диаметра, имели тросовое внешнее усиление, как мачта яхты. Но поперечина была уже «плавающая»х, поэтому  ручка управления треугольной трапеции была слишком широкая. Крыло казалось узкое, а угол при вершине каркаса больше 122 градусов, что говорило о его небольшой скорости полета и вероятности попадания в раскачку типа «Голландский шаг»х. Про «Голландский шаг» мы тогда слышали только «краем уха», и знали, что он приводит к разрушению дельтаплана. Испытав его с невысокого берега реки Печоры «по прямой», старший брат Сергей предложил взять отпуск и полетать в горах Мурманской области. 
Шел март 1987 года. Весна! Это особое состояние энергетики Земли и всего живого. Предложение Сергея понравилось многим, и мы, сколотив группу, отправились в путь. Кроме горных лыж в нашем багаже было еще два дельтаплана: пакеты длиной 2м 20см, весом по 40 кг. После прилета в Мурманск, мы в составе группы переехали к друзьям в город Мончегорск, где отличная гостиница «Лапландия» и прекрасная лыжная трасса с подъемниками на гору. Но нам хотелось все выше и выше и, естественно, всех тянуло в Кировск, где трассы круче и выше, и есть, где полетать.
 В один прекрасный солнечный день мы купили билеты на автобус и всей группой поехали в Кировск. Погода стояла отличная – лицо пригревало солнышко, ветер был слабый, но на лыжной трассе, как всегда, была очередь. Слева от подъемника был менее крутой склон – где-то до  высоты 90 метров – куда тянулись местные дельтапланеристы. Недолго думая, мы приступили к сборке дельтапланов в «длинный»  6-ти метровый пакет, после чего тронулись покорять склон, а остальные друзья пошли с лыжами на подъемник. Добравшись до стартовой площадки, собрав и проверив дельтапланы, мы решили спрятать чехлы в крылья, намотав на центральный узел поперечины. Конечно торопились, волновались. Потом  надели подвески, пристегнули карабины и с криком «Аляска!» стартовали. В дальнейшем «Аляска» был мой позывной.
Когда впервые ты стартуешь в горах, появляется ощущение, что твоя высота стремительно растет (хотя на самом деле я медленно снижался) и   твоя скорость  замедляется и машинально хочется ее увеличить, подтягивая ручку трапеции к груди.  Так я увеличил скорость Грача и получил «Голландский шаг». Аппарат самостоятельно сделал резкий наклон вправо, потом выровнялся и снова резкий наклон уже влево, но еще круче. Непонятный страх нарастал и, не дожидаясь третьего заключительного крена – переворота, я машинально «отдал» ручку трапеции «от себя». Это было правильное мое решение. Дельтаплан замедлил свой полет, и все прекратилось. Я был счастлив, оставалось только сделать несколько виражей и произвести посадку. И тут я понял, что сделать разворот не получается. Я всем телом переместился на левую часть ручки трапеции, а она была 1,5 метра длиной, но аппарат летел почти прямо! «Плавающая» поперечина не желала сдвигаться в сторону, она уперлась центральным  узлом в килевую трубу. Противоположный высокий склон горы приближался. Нарастала паника, хладнокровие было уже на пределе, и я, находясь в крайнем левом положении, увеличил скорость и отдал ручку от себя. Произошел громкий щелчок, скрежет и резкий крен на 90 градусов с моментальным разворотом почти на 180 градусов. Я успел только выкрикнуть «О, б…я». В глазах потемнело, и я ослеп на несколько секунд. В этот момент в глазах  была серая пелена, и проявление ландшафта происходило медленно. Внизу за моим полетом наблюдал отдыхающий народ и, увидев крутой вираж, дружно аплодировали. Им весело, а мне предстояло еще выполнить пару виражей, не меньше. Следующий вираж, хотя я и стремился выполнить его аккуратно, но он получился такой же, как и первый, с тем же эмоциональным выкриком и слепотой. Последующий вираж вывел меня напрямую в стартовый пологий склон, и я решил сесть. Посадка на контрсклон прошла гладко, благодаря высокому качеству крыла. Вот так я познакомился с «Голландским шагом» и с 4-7-кратной перегрузкой, которая лишила, на несколько секунд, меня зрения.
На следующий год я летал уже на Азуре, а старший брат на Тайфуне. В нашем дельтаклубе «Олимп» позже появились новые дельтапланы «Спорт-15», «Стелс-14», «Дискас-15». Это были уже настоящие, высшего качества крылья, на которых мы летали высоко и далеко.


х  Голландский шаг – произвольное усиливающее раскачивание летательного аппарата по крену (влево-вправо) с изменением тангажа и направлением полета.
х  «Плавающая» поперечина – труба, состоящая из двух частей соединенных шарниром,  соединяющая (распирающая) боковые трубы каркаса. Шарниром крепится тросом к килевой трубе.