Теория музыки для чайников-2

Афруз Мамедова
Дорогие музыканты, исправления и дополнения как всегда приветствуются!)))

ГАРМОНИЯ

   Гармония - наука об аккордах и их соединениях. Эдакая аккордовая Камасутра. (А если серьезно,  Гармония - это царство-государство со строгим сводом законов.)

    Сначала об аккордах. Их существует великое множество:

Трезвучия. Пролетариат. Просты как валенок. Звучат ладно и складно.
Септаккорды. Интеллигенция. Состоят из четырёх разных звуков, дают пищу для размышления, звучат неоднозначно, поблескивают интеллектом.
Нонаккорды. Претендуют на аристократизм, поскольку имеют в арсенале пять звуков, что придаёт им некоторую изысканность и возвышает их над прочим обществом.
Квартаккорды, кластеры, поликорды и прочие маргиналы.

   Жесткий гармонический домострой и уравниловка требуют всем гражданам укладываться в четырехзвучную структуру, поэтому трезвучия тупо скалятся и просто дублируют свой основной тон, а нонаккордам скрепя сердце и стеная, напротив, приходится лишаться одного из звуков. Таким образом комфортно себя чувствуют одни лишь септаккорды.

   Все это разномастное общество функционирует как в натуральном виде, так и в различных обращениях, то бишь позициях. Характеры и повадки у всех разные, иерархический строй существует, но, как и в любом нормальном обществе отдельные личности могут периодически перетягивать на себя одеяло и становиться временными лидерами.
   Полиция есть. Стражи порядка следят, чтобы не было правонарушений в виде перекрещивания голосов, удваивания не тех звуков или, упаси бог, параллельных квинт/ октав.

   Главный свод законов - семейный кодекс или то самое соединение аккордов. Соединяться желательно по любви, то бишь благородно и душевно. Имеешь общий звук, так и флаг тебе в руки, спаривайся себе спокойно в миссионерской позе. Не имеешь, делай это по возможности максимально деликатно.

   Очередность имеет значение. Субдоминанта, потом доминанта - хорошо. Доминанта, потом субдоминанта - моветон. Кстати, в первом случае из-за отсутствия  общих звуков порой зовут на помощь тонику. Эта всем угодит, ложится посерёдке башкой вниз -  общий звук с субдоминантой, общий с доминантой. Величает себя в данной ситуации кадансовым квартсекстаккордом. Главное, красиво назваться.

  Теперь о смещении тональностей, то есть о временном переходе власти и закреплении на троне нового правителя, а именно новой тоники. Кому эволюция, кому революция, а в нашем стойбище это явление называется модуляция.  Инструментом модуляции может стать любой аккорд, но изощреннее всех действуют уменьшенные септаккорды, прирожденные интриганы и хамелеоны.

   Короче, в гармонии, если иметь в виду музыкальную дисциплину, все как в жизни. Соединяйся правильно, соблюдай последовательность, звучи красиво. Хочешь извращаться (альтерировать тон, задерживать звук с предыдущего аккорда, менять функцию) - твоё Право, но помни о Законе.

АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ

   Музыкальные формы препарируют как лягушек, разве что не бьют гальваническим током. В общем потоке выделились несколько основных:

Двухчастная форма.
Это просто, А и Б сидели на трубе. Сначала высказался А, потом почирикала Б. Каждый остался при своём мнении.

Трёхчастная форма.
Поговорил А, возразила Б, но последнее слово осталось за А.

Трёх-пятичастная форма.
А сказал, Б возразила, А повторил с нажимом, откуда ни возьмись встряла С, но А завершил разговор, задавив авторитетом.

Форма Рондо.
А начал, и сколько бы потом не крякали Б,С,Д,Е и прочие, он перемежал их выкрики своим твёрдым словом и наконец закончил дискуссию самолично.

Вариации.
А изрекает нечто, после чего начинает повторять то же самое на разные лады и с разным настроением, короче, устраивает театр одного актера.

Циклическая форма.
Демократия. Авторитет А ниже плинтуса. После него в равной мере высказываются Б,С, Д, Е и далее, на усмотрение композитора.

Сонатная форма/ сонатное аллегро.
Тут все гораздо сложнее. Больше похоже на семейные отношения. В первой, экспозиционной части, А - как правило энергичная, волевая личность. Б нежна и трепетна. Звучит обычно в доминантовой или параллельной тональности. Между ними проходит связующая мелодия, назовём ее С. Есть еще заключительная тема, условно Д. Возможно, это теща.

Во второй части, разработке, начинаются конфликты. А злится на Б, ходит налево по разным тональностям; Б стонет, что А стал другим и больше ее не любит, хотя и сама не сахар, и уже довольно далека от ангелоподобной девы. Периодически выкрикивает своё мнение теща Д. Все сплетается в единый клубок, напряжение накаляется, сам черт не разберёт кто чего и как. Наступает кульминация, скажем: семейный скандал.
 
Ну и наконец заключительная фаза. Все мирятся, все возвращается на круги своя, но А как настоящий хозяин дома перековывает строптивую Б, которая покорно звучит в тональности своего повелителя. Теща также повинуется. Не очень жизненно, но близко к мужскому идеалу.

ПОЛИФОНИЯ

    Дисциплина, изучающая многоголосие. У этих в плане демократии сплошные сахар и патока. Равноправие голосов. Каждый может высказаться, говорят одновременно, но особо не конфликтуют. Начинает как обычно А, потом поочередно присоединяются остальные, при этом никто не желает заткнуться и гнёт свою линию; тем не менее, звучат складно.

    Но и тут есть нюансы.

Канон.
Некто А высказывает тезис, остальные ораторы, кто басом, кто фальцетом, присоединяются с равными промежутками времени и повторяют абсолютно то же самое. Как на хорошем партийном собрании времён развитого социализма.

Фуга.
   Некто А излагает мысль, затем вступают в беседу остальные (как правило, не более четырёх участников). Вроде как соглашаются с основной темой, но  каждое новое проведение ее очередным участником сопровождается комментом остальных  (его называют противосложением). После того, как выступили все члены благородного собрания, начинается спор.
   Каждый гнёт свою линию, тема беседы подвергается изменениям и странным трансформациям: кто преувеличивает, кто приуменьшает, кто вообще излагает материал задом наперёд. Короче, глумятся как могут. От основной идеи далеко не отходят, но могут доболтаться бог знает до чего.
   В конечном счете, все устаканивается, председательствующий А приводит присутствующих в чувство и меджлис заканчивается к общему удовольствию заключительным аккордам (что несколько удивительно, поскольку аккордам в полифонии, вообще-то, не место).
   
 Полимелодизм или контрастно-тематическая полифония.
     Анархия. Все говорят одновременно, но каждый о своём. Кто о политике, кто о рыбалке, кто о косметике. Кошмар.

Скрытая полифония.
    Это из серии проделок секретных служб. В невинной фактуре нормального гомофонного музыкального произведения, который, как говорится, ни сном ни духом, скрыты определённые тематические интонации. И вот средь бела дня, глядь - появляется нечто, называемое расплывчато и подозрительно: фугато. 

  Будьте как аккорд. Обращайтесь!
Автор Афруз Ма