Легенда о Бриллиантовой двойке

Олег Каминский
На снимке: Командир эскадрильи 31-го истребительного авиаполка капитан Н. М. Скоморохов у своего истребителя Ла-5 в Венгрии (1945 год). 
 
Надо откровенно признать, что в историографии Великой Отечественной войны очень много недостоверной информации и различных домыслов. Пропагандисты зачастую слишком приукрашивали боевые дела советских бойцов и командиров и даже явно выдумывали многие героические подвиги, которых в действительности не было. Поэтому не удивительно, что в результате подобных вольностей в отношении реальных исторических персонажей, появилось множество легенд и мифов.

Например, одну из таких легенд приписали и знаменитому летчику дважды Герою Советского Союза командиру эскадрильи 31-го истребительного авиационного полка капитану Николаю Михайловичу Скоморохову.

Автором легенды является писатель А. В. Высоцкий, в 1966 году опубликовавший в газете «Красная звезда» опус под названием «Бриллиантовая двойка», в котором он красочно расписал удивительную историю, якобы, приключившуюся с нашим летчиком. Необычный сюжет привлёк внимание, другие авторы стали повторять его, дополняя непонятно откуда взятыми подробностями. Расскажу суть этой легенды вкратце.

Итак, якобы, в одном из боев от пушечной очереди истребителя Ла-5 капитана Скоморохова взорвался в воздухе «мессер», который, судя по всему, пилотировал какой-то фашистский ас. А спустя две недели Скоморохов сбил ещё один Ме-109.

При этом, спасшийся на парашюте и взятый в плен немецкий летчик на допросе с вызовом заявил: «Бриллиантовая эскадра! Я есть заместитель командира эскадры. Я есть ас — пятьдесят шесть самолетов на счету». Тут то и выяснилось, что две недели назад Скоморохов сбил его командира — лучшего летчика эскадры. В общем, такой вот сюжет.

Характерно, что распространители этой легенды почему-то «скромно» умалчивали о точных датах этих двух боев, сообщая только, что произошли они где-то над Венгрией.

Странно, однако и маршал авиации Николай Михайлович Скоморохов в своих нескольких опубликованных воспоминаниях никак не прокомментировал легенду о командире и его заместителе из «Бриллиантовой эскадры». Он лишь упомянул о том, что в небе над Венгрией летчикам 31-го истребительного авиаполка встречались «мессершмитты» с желтыми коками.

А одного из них Николай Михайлович сбил в лобовой атаке на высоте более девяти тысяч метров. Сбитый пилот «желтого кока» приземлился на парашюте в расположении советских войск и попал в плен. Как утверждает Скоморохов, немец был в чине майора, «воевал в Польше, во Франции, в нашей стране, имел на счету 50 сбитых самолетов».

Очень жаль, но Николай Михайлович тоже не сообщил точную дату этого знаменательного боя. Запамятовал что-ли? Странная забывчивость — ведь не в каждом бою сбивают вражеских асов! Скоморохов указал только район боя — севернее Секешфехервара, это юго-западнее венгерской столицы Будапешта.

Выскажусь по поводу точных дат. Меня всегда настораживает, если важные даты не указываются. Это очень подозрительно и наталкивает на мысль, что делается это специально. Для чего? Ну, разумеется, чтобы нельзя было определить подтасовку фактов.

Однако в данном случае я могу обойтись даже без точных дат и выяснить, что легенда о «Бриллиантовой двойке» является обыкновенным вымыслом А. В. Высоцкого и иже с ним.   

Не верите?

А я вам докажу. Причём, легко!

Дело в том, что сейчас мне стали известны все истребительные части противника, действовавшие над Венгрией с осени 1944 года по весну 1945 года и имевшие на вооружении самолеты типа Ме-109. Это были три немецкие группы (II./JG.51 «Mоеlders», II./JG.52 и I./JG.53 «Pik As»), а также один венгерский полк (101.V.Ez. «Pumа»). Все они находились в распоряжении Stab/JG.76.

Командирами в разное время были соответственно: Maj. Karl Rammelt/Oblt. Otto Schultz (II./JG.51 «Mоеlders»), Maj. Gerhard Barkhorn/Hptm. Erich Hartmann/Maj. Wilhelm Batz (II./JG.52), Maj. Jurgen Harder/Hptm. Wolfgang Ernst/Hptm. Erich Hartmann/Hptm. Helmut Lipfert (I./JG.53 «Pik As»), Orm. (майор) Aladar de Heppes (101.V.Ez. «Pumа») и Maj. Ernst Duellberg (Stab/JG.76).

Почти все эти опытнейшие командиры были кавалерами Рыцарского креста, имевшими на своем боевом счету по нескольку десятков, а то и сотен, сбитых самолетов.

А теперь посмотрим, какие безвозвратные потери летчиков-истребителей имел противник в дни, когда Николай Скоморохов сбивал самолеты типа Ме-109:

24 декабря 1944 года Скоморохов сбил 1 Ме-109, который упал 4 км южнее Замоль (севернее Секешфехервара).
Примечание:
По данным противника, в этот день немецкий летчик Uffz. Fritz Grabbert (воздушных побед не имел) из 6./JG.52 в 7 часов 45 минут по германскому времени на истребителе Bf 109G-6 вылетел на задание в составе звена, но при возвращении с задания оторвался от группы в районе Секешфехервара и пропал без вести.

16 января 1945 года Скоморохов в период 10.35-11.20 сбил 1 Ме-109, который упал в районе Дёмёш (севернее Будапешта), а в период 13.50-14.55 — ещё 1 Ме-109, упавший в районе Пилишсенткерест (20 км северо-западнее Будапешта).
Примечание:
По данным противника, в этот день немецкий летчик Uffz. Bernhard Kiedrowitz (воздушных побед не имел) из 6./JG.52 в 12 часов 10 минут по германскому времени на истребителе Bf 109G-14 после воздушного боя упал и погиб в 6 км восточнее Нагыйманд (76 км западнее Будапешта).

22 января 1945 года Скоморохов сбил 1 Ме-109, который упал в 2 км западнее Шукоро (восточнее Секешфехервара).
Примечание:
По данным противника, в этот день погибли два немецких летчика, у которых на боевом счету было по 5 воздушных побед. Один из них — Fw. Friedrich Jacobs из 6./JG.51 — на истребителе Bf 109G погиб в воздушном бою юго-западнее Будапешта. Другой — Lt. Bruno Steins из 6./JG.52 — на истребителе Bf 109G-14 погиб в воздушном бою с группой истребителей Як-9 и штурмовиков Ил-2 в районе Фереба (северо-восточнее Секешфехервара).

8 марта 1945 года Скоморохов сбил 1 Ме-109, который упал в 1 км восточнее высоты 148, что в 6 км северо-западнее Дег (южнее Секешфехервара). 
Примечание:
По данным противника, в этот день венгерский летчик Hdgy. (лейтенант) Gyоzо Viktor Inkey из 101.V.Osz. около 16 часов по германскому времени на истребителе Bf 109G-6 был сбит огнем советской зенитной артиллерии в районе Калоз — Шопонья (южнее Секешфехервара), выпрыгнул на парашюте  и попал в плен.

Вполне возможно, что Николай Михайлович действительно сбил кого-то из этих летчиков, но в данном случае не это главное. А главное то, что как мы убедились, все сбитые летчики не были асами и имели довольно скромные воинские звания. Зато из вышеперечисленного командного состава противника никто не погиб и не попал в плен. Поэтому о двух сбитых «Бриллиантовых командирах» и речи быть не может. 

Осталось непонятным только одно: почему Скоморохов написал в своих воспоминаниях о сбитом им немецком майоре, имевшим на счету 50 сбитых самолетов. Сам ли он это придумал, или кто-то ввёл его в заблуждение — сложно сказать.   

Скорей всего, Николай Михайлович, неоднократно читая в прессе различные вариации легенды о «Бриллиантовой двойке», просто легкомысленно поддакнул фальсификаторам своей реальной боевой биографии. Кто знает?