Местожительства сомА

Сергей Демченко
  Компания собралась разношерстная, но объединенная на данный момент одним интересом – уничтожением четверти самогона. Чрезмерное его употребление было уже очевидно: лужицы от пролитых стаканов растекались по столу, надгрызенные куски хлеба. ломтики сала и перья зеленого  лука смешались с яичной сколупой сырых и вареных яиц и очистками вяленой рыбы, ясно говоря присутствующим, что уже хватит, но разговор продолжался.

  - Что вы понимаете в рыбалке! – пищал старшина тонким по-девичьи голосом. – Знаешь как сомА взять хорошего? Толкал он в бок , роняющего на стол слабеющую голову , майора.

 Тот встрепенулся, поправил повисший с лысины оселедец и посмотрел на старшину мутно-голубыми глазами.

 - Какого сомА, Василич? Где сом? – Очнувшись он потянулся рукой к пустому скакану, потом махнул рукой, отказавшись от своей затеи  и обведя стол мутным взглядом опять спросил:”Где сом? ”

 - Я знаю , где сом живёть! Знаю. Большой! Он давно в этой яме живёть, гусят и уток глотал, мне местные говорили. Поедем возьмем. Знаю как взять.

 Старшина Василич из местных казаков. После начала возрождения казачества с головой ущел в это движение, сшив себе форму, отковав шашку из автомобильной рессоры, даже завел коня, которого держал какое то время в общественной конюшне, но поняв, в конце концов, что машина лучше, избавился от коня и пользовался своей 01ой, которую холил и лелеял. Василич – репкий мужик среднего роста и возраста, изрытым оспой лицом, светло-голубыми до прозрачности глазами, явно пробившейся лысиной , тщательно закрываемой, светло-русыми, так же как и глаза, переходящие в бесцветные волосами, всегда носящий что то из форменной одежды. Если брюки гражданские, то рубашка обязательно форменная. Если рубашка гражданская, то брюки или китель будут форменные, иногда с погонами старшины, чаще же нет. Переселившись из квартиры в им постороенный дом, он , как человек рукастый, натящил себе в гараж различного оборудования, вплоть до станков медалло- и деревообрабатывающих, умело ими пользуясь ,чем заслужил достойное уважение в своей компании, самым близким другом и соратником в которой был сидящий с ним сейчас рядом майор. Они и казаковать начали вместе, правда майор получил высокое звание есаула , а Васильич, хоть и стал казачьим офицером,но так и остался в нижних офицерских чинах. Однако авторитет его, как мастера-умельца был очень высок. Поэтому сейчас никто не усомнился даже, что он знает где сом живеть и как его взять. Как всегда, по пьяни , спланировали ехать завтра же, полностью положившись и доверившись Василичу.

  Опустим подробности расставания и допивания четверти – на посошок, стременную, черезседельную и т.д., перейдем ко дню следующему, когда вся компания из пяти человек собралась таки в условленном месте и выдвинулась к месту рыбалки, все поместившись в однёрку старшины, предполагая , что снасти и орудия лова у него в багажнике, а еще в тайне надеясь, что Василич прихватил с собой похмел, так как лица у всех были , мягко говоря, похожи на морду шарпея.

  Ехали недолго по грунтовой дороге через лес, пока не достигли берега горной реки. Проехав вдоль берега, до одному Василичу знакомого места, остановились в ложбинке,заросшей травой под тенью раскидистого тополя растущего на самом берегу.

  - Приехали, здеся ямина, где сом живеть! Прям под бережиной, видите крутяки какие, водовороты , ими и вымыло. – Все подошли к берегу со скучными лицами разглядывающие мутную воду с вздыбливающимися из глубины водоворотами. – Щас возьмем его..Пошли по 50 граммов , я взял чутка на опохмелку.

  Компания задвигалась оживленно, занимая места полукругом в полулежачем положении на склоне ложбины. Васильич достал большой рюкзак с харчами и сумку. Харч положил в круг :” Разбирайте!”, а сам сел чуть в стороне с сумкой, доставая какие то шнуры.

  Выпили по первой, видно того же, вчерашнего самогона. Лица стали проясняться, появился интерес к жизни. У вечного капитана Петровича мелкнуло любопытство в глазах.

 - Василич, а я не понял, чем ловить то будем? Слышь, Василич! – Он пытался рассмотреть, то что Василич явно пытался скрыть от компании, возясь в сумке и повернувшись спиной. Выпивать он не стал, серьезно колдуя над чем то..

 Быстро выпили еще по одной..

 - Василич! На что будем ловить? – опять поинтересовался Петрович.

 - А вот, на мыло! – Василич поднял над головой два куска тротила, смотанных изолентой между собой и заправленным в проделанную дырку бикфордовым шнуром. – Щас я рвану ямину и бежим все к перекату, метрах в 20 он начинается. Туда сомА и вынесет оглушенного.

 Все моментально протрезвели. Сюрприз произвел эффект несомненно!Все прекрасно знали удивительные мыслительные способности старшины, но никто не предполагал такого способа лова рыбы.

 - А где ты его взял? -удивился майор.

- А..Со старых запасов. – Невозмутимо отозвался Василич, доставая из пачки и прикуривая беломорину, не курящий давно, он пытался произвести впечатление на компанию.

 Кто то попытался поинтересоваться у него, с чего это он закурил. Но в этот момент, он уже поднес конец шнура к огню папиросы и зычно крикнул вдруг севшим до мужской тональности голосом:” Ложииись!”

 Все дружно плюхнулись ,распластавшись на траве и закрыв головы руками. Василич, подержав какое то время свое изделие в поднятой руке, швырнул его в воду и плюхнулся рядом. Громыхнуло через несколько секунд так, что каждый из лежащих, подпрыгнул в своей лёжке, повисев в свободном парении и хлопнувшись обратно на свое место и мгновенно протрезвев.

А потом пошел дождь. Каменный...

 Мелкие и крупные булыжники, поднявшись с оголенного взрывом каменистого дна , колотили по спинам укрывающихся руками рыбаков , превращая поросшую травкой луговину в каменистый пляж.

 - Промазал, блин! Видно русло поменялось! – Как ни в чем не бывало, стоя на берегу Василич рассматривал пару пескарей, перевернувшихся на мелководье кверху пузом. – Видно яма дальше ушла, а эту занесло по большой воде.

 - Да ну его , с этим сомом, Васильич! – хором всполошилась компания, опасаясь, что он сейчас рванет следующую , по его предположениям, яму , где ‘’сом живёть’’.