Карнавальная ночь. Глава вторая

Владимир Ютрименко
Сюжет «Карнавальной ночи».

Сюжет «Карнавальной ночи», снимавшейся летом 1956-го в павильонах «Мосфильма» и интерьерах Центрального театра Советской армии, был прост и бесхитростен.
Группа молодых работников Дома культуры во главе с энтузиасткой Леночкой Крыловой решили организовать новогодний костюмированный бал. Весёлые активисты хотят сделать этот вечер незабываемым, они репетируют цирковые номера, сольные песни, танцы и выступление джазового оркестра. Но исполняющий обязанности директора клуба Серафим Иванович Огурцов, сам того не подозревая, может испортить ребятам и зрителям праздник своим видением на проведение этого мероприятия. Он предлагает стандартно-бюрократическую программу с выступлениями докладчиков и лектора-астронома. Вместо «бессодержательных» танцев, легкомысленных песенок и клоунских реприз он постановил прочитать лекцию – «коротенько так, минут на сорок».

Знакомство Рязанова с Ильинским.

Приступив к режиссёрскому сценарию, Рязанов попытался сгладить все фабульные неувязки, добавить действия и лучше проработать характеры персонажей. Особенно важную роль Рязанов отводил образу товарища Огурцова, который делал картину более сатирической и злободневной.

«Изначально по сценарию главным героем фильма должен был стать Серафим Огурцов, а не героиня Гурченко. «Огурцов непохож на иных начальников, которые вросли в мягкое кресло. Он инициативен… открыт, прост… демократичен без панибратства и фамильярности. В нём есть все качества, которые мы требуем от положительного героя», – рассказывал про бюрократа сам Эльдар Рязанов.

Именно Огурцов виделся Рязанову многогранной личностью, которая заинтересует публику, поэтому на эту роль искали маститого актёра. Рязанов видел Огурцовым Петра Константинова, сделал с актёром несколько проб и уже было утвердил его в качестве главного героя «Карнавальной ночи».

«Проба получилась убедительной. Правда, Огурцов Константинова не столько смешил, сколько страшил. На экране действовал очень взаправдашний, натуральный, зловещий чиновник. Фигура, созданная Петром Александровичем Константиновым, вызывала бы у зрителя глубокие и далеко не весёлые аллюзии» (Эльдар Рязанов).

Директор «Мосфильма» Пырьев видел в этой роли только Игоря Ильинского.  Однако ответ Ильинского был вполне логичным: «Извините, но я подобную роль уже играл». Бюрократ Бывалов из фильма «Волга-Волга», который тоже мешал молодежи проявлять таланты на смотре художественной самодеятельности.

По завершению проб Пырьев безапелляционно заявил: «Роль Огурцова должен играть Игорь Ильинский!». Это предложение повергло Рязанова в полную панику. Знаменитый актёр театра и кино Игорь Ильинский был классиком сценического искусства и любимчиком советских зрителей. Ильинский  уже в 20-е годы был звездой немого кино, огромную популярность ему принесли фильмы «Папиросница от Моссельпрома», «Закройщик из Торжка», «Процесс о трёх миллионах», «Мисс Менд», «Поцелуй Мэри Пикфорд», «Праздник святого Йоргена». Афиши в разных городах гласили: «Завтра — единственная гастроль знаменитого киноартиста, живого Игоря Ильинского!», «К нам едет король экрана! Нас посетит закройщик из Торжка, похититель трёх миллионов, личный друг Мисс Менд и возлюбленный Аэлиты — Игорь Ильинский!» .

Звезда театра и кино Игорь Ильинский  был утверждён на  роль Огурцова.  «Снимать самого Ильинского в «Карнавально ночи», – вспоминал Рязанов, – я не собирался – робел, понимал, что корифей меня просто задавит. Он же мой кумир с детства, знаменитый артист Мейерхольда, любимый народом Бывалов, потрясающий Хлестаков и Городничий, Фамусов и Счастливцев, первый, кто сыграл Присыпкина! А на другой чаше весов – я, снимающий свою первую игровую картину! Но на первой же встрече кумир и классик меня сразил – был необыкновенно деликатен и ничем не выказывал своего старшинства. Партнёром Ильинский оказался прекрасным – совсем лишён гонора и самоуверенности, и у нас не было ни одного конфликта. Как безупречный профессионал, он привык серьёзно относиться к профессии режиссёра, и это именно он задал на съемочной площадке тон уважительного отношения ко мне. Ничем не давал почувствовать разницы в опыте, положении, возрасте, и я открыл в нём еще один талант, которым обделены столь многие, – талант чуткости и такта. Тогда я понял: чем крупнее личность, тем меньше в ней фанаберии».

Звезда советского экрана Ильинский в роли товарища Огурцова.

Рязанов вместе с Ильинским решили переписать роль Огурцова, сделав его активным, инициативным, демократичным, но полным дураком без капли чувства юмора.  Лихо написанные диалоги изобиловали остроумными, афористичными репликами, просто обреченными на то, чтобы по выходе фильма мгновенно уйти в народ.

На съёмках известный актёр профессионально отыграл свою роль, отразив все грани и нотки характера своего персонажа:
«За солидным директорским столом стоит человек в смешной карнавальной маске.
– Зачем нашим советским людям скрывать своё лицо?
Маска снята, и мы видим строгое лицо Серафима Ивановича Огурцова.
– Зачем, товарищи? – сурово вопрошает он. – Это нетипично. Но не в этом дело. Перейдём к существу вопроса.
Огурцов оглядывает сотрудников и озабоченно говорит:
– Товарищи, есть установка весело встретить Новый год. Это на нас, так сказать, накладывает и в тоже время от нас требует. Мы должны провести наше мероприятие так, чтобы никто бы ничего бы не мог сказать» (Отрывок из киносценария «Карнавальная ночь»).

О работе в паре со знаменитым актёром  пишет  Людмила Гурченко в своей книге воспоминаний:
«В этой весёлой картине я встретилась с великим артистом нашей страны — Игорем Владимировичем Ильинским. Он легенда. Неужели же я, девушка с харьковским говорком, буду работать рядом с Игорем Ильинским?! Страшновато было. Так уж повелось, если вокруг человека ореол славы, ореол признанного и прочно зарегистрированного уважения, список титулов, званий и наград, то чувствуешь себя маленьким, мешающим, хочется незаметно исчезнуть. Такое положение обязывает человека быть постоянно вежливым и демократичным. Попробуй разберись, какой он и как он на самом деле к тебе относится. Позже многие журналы и газеты обращались ко мне с просьбой рассказать об Игоре Владимировиче Ильинском. Но без всяких видимых причин, сама не знаю почему, я уходила от этого. Ведь как выглядит обычное, всех удовлетворяющее интервью? «Была счастлива такому случаю…», «Мне на редкость посчастливилось…», «Это огромное событие в моей творческой жизни…», «Это незабываемая встреча…», «Подарок судьбы…». Всё это — привычные официальные стереотипные фразы. Мне виделось что-то совсем другое. Виделось со своей колокольни, и слышались совсем простые фразы. Весь груз официальных почестей и популярности не обременял этого человека. Он как будто и не знал, что он великий Народный всего СССР. Тихий, скромный, никакой позы. Я смотрела на него и думала: «Эх, Игорь Владимирович, мне бы вашу славу, да я бы весь мир перевернула!» А он сидит себе в уголочке, на разбитом диванчике, прикрыв глаза… в руках сценарий, но он в него не заглядывает, что-то шепчут губы, потом он слегка улыбается… и вдруг мгновенно вскакивает и идёт в кадр. Оказывается, он и «там» существует, и тут, в реальной жизни, ничего не пропускает. Ах, как иногда резко видишь то, что память закрепила когда-то» (Гурченко Л. М. Аплодисменты. М.ЭКСМО, 2006).