Путешествие На-тле-тлы, сестры Джеронимо

Юрий Дым 61
Полная версия:   https://vk.com/club87908871



Путешествие  На-тле-тлы,  сестры  Джеронимо.

               

На-тле-тла была из апачей бедонкое. Считается, что она родилась в 1823 году, на юге современного Клифтона (округ Гринли, Аризона). Она была дочерью Кайдайи и Нахкедетиса (Kaidayya,  Nahkedetis) и внучкой Махко (Mahko, Макко). На-тле-тла была младшей из пяти детей, и являлась двоюродной сестрой Джеронимо, Надосте, Эттсон (или Бонита), (Nahdoste, Ettsohnn, Bonita), и Иш-кех (Ish-keh, Ishton).

Ее сын, Джейсон Бетцинез (Jason Betzinez) утверждал, что его мать и Джеронимо выросли вместе. На-тле-тла и Джеронимо были внуками вождя бедонкохе Махко. Они вместе выросли в горах Могольон (округа Грант и Катрон, Нью-Мексико), недалеко от истока реки Гила. Она сказала, что ей и Джеронимо было по 9 или 10 лет в «ночь, когда упали звезды» - величественный метеоритный дождь, который напугал многих уроженцев Северной Америки в 1832 году. Три года спустя произошло удивительное явление кометы Галлея. Апачи предполагали, что эти два события предвещают большие перемены в будущем.
На-тле-тла вышла замуж за воина бедонкое по имени Шновин (Shnowin) и родила двоих детей. Примерно в 1855 году Шновин и несколько воинов отправились в Чиуауа, чтобы присоединиться к Ху и его недни, с целью совершения набега на деревню Намикипа (Namiquipa), что к югу от Касас-Грандес (Чиуауа), в ходе которого, однако, сам Шновин и еще несколько воинов были убиты.

Тем временем ранчо бедонкое, расположенное в горах Лас-Анимас (округ Идальго, Нью-Мексико), подверглось нападению мексиканского отряда из штата Чиуауа, во главе с женщиной из апачей, которая была захвачена в плен несколькими годами ранее, и очень хорошо знала окружающую местность.

Чирикауа видели, как враги приближались, но подумали что это их соплеменники, возвращающиеся из похода в Мексику. Старики, женщины и дети предвкушали уже пир и танцы, в честь возвращения своих воинов. Но когда они поняли, кто это такие, то было уже поздно. Мексиканцы носились галопом по ранчерии, стреляя во всех подряд без разбору. Воинов на стоянке было не так много, а у стариков и юношей не было огнестрельного оружия. Все закончилось быстро. На-тле-тла и ее дети  оказались в числе выживших.

Собирая женщин и детей, солдаты подожгли викиапы. Они собрали немного сушеной оленины, чтобы накормить пленников, которых усадили на мулов. Они быстро собрались и отошли подальше на случай, если вдруг звуки выстрелов услышали другие апачи. Когда они уже двигались назад в Мексику, одна  из апачских женщин стала кричать командиру отряда, хвастаясь количеством мексиканцев, убитых ее мужем… после чего ее молча сняли с мула, и остаток пути  до Касас-Грандес (Большие Дома) ей пришлось топать пешком. 

Добравшись до Касас-Грандес, мексиканцы отдыхали два дня. Затем они погрузили заключенных на двухколесные повозки (арбы) и повезли их в Галеану, а затем вдоль реки Санта-Мария в Намикипу – ту самую деревню, на которую недавно совершили неудачное нападение апачи бедонкое. Жители деревни в ярости потребовали передать им пленных апачей, но мексиканский офицер только отмахнулся от них. Когда он вел свою колонну к городу Чиуауа,  все люди по дороге в ярости проклинали апачей, и бросали в них камни.

В Чиуауа пленников разделили и отправили жить в разные мексиканские семьи. У На-тле-тлы забрали ее детей, и она больше их никогда не видела. Семья, которая приняла На-тле-тлу, хорошо к ней относилась.  Она научилась выполнять работу по дому и сопровождала семью на прогулках по городу. Ее обучали всему этому, чтобы затем продать кому-нибудь в качестве служанки.

 
После многомесячной практики в Чиуауа, она была продана богатому латиноамериканскому торговцу, жившему в Санта-Фе. Торговец посадил ее в запряженную волами повозку, вместе с еще одной молодой апачкой. Повозка, запряженная четырьмя волами и еще с большой, угрожающего вида собакой, привязанной сбоку, была обвязана веревками, образующими подобие клетки. Торговец медленно следовал по старой Camino Real (Королевской дороге), до Эль-Пасо, а затем поднялся вверх по Рио-Гранде до Альбукерке, направляясь в Санта-Фе.

Когда они увидели вдали территорию апачей чихенне, родственников бедонкое, молодая спутница начала всхлипывать. «Почему ты плачешь?» - спросила На-тле-тла.  «Разве ты не знаешь, что мы находимся недалеко от нашей земли, и что если нам удастся сбежать, то мы найдем наш народ?». Женщины внимательно изучали ландшафт в поисках ориентиров, пока волы медленно продвигались на север.

По прибытии в Санта-Фе они были хорошо встречены женой и детьми их хозяина, но вскоре молодая спутница На-тле-тлы была продана другой семье в том же городе, так что они теперь крайне редко встречались. На-тле-тла научилась размалывать кукурузу для приготовления лепешек, готовить на кухне и стирать всю семейную одежду. Все члены семьи относились к ней дружелюбно, она участвовала во всех семейных трапезах, и могла свободно бродить по поместью. Тем не менее, она очень хотела вернуться к своему народу, и тщательно планировала свое предстоящее бегство.

Однажды хозяева дома, захватив своих детей, отправились по гостям, чтобы хорошенько напиться и потанцевать, в течение следующих двух вечеров. Когда На-тле-тла убедилась, что все крепко спят, она собрала еду, нож и смотанную веревку в сумку, и незаметно выбралась через окно. Перебравшись через стену гасиенды, она  пригнулась и побежала подальше от Санта-Фе.

На рассвете она спряталась в зарослях, чтобы дождаться начала сумерек, а дождавшись, сразу направилась к ближайшим горам. К востоку от Рио-Гранде горы не образовывали непрерывной цепи, между ними была равнинная местность. Чтобы избежать опасных разоблачением встречь с людьми, она пряталась днем и путешествовала по ночам. Однажды, когда она пряталась в кустах, несколько ковбоев прошли совсем рядом, но не заметили ее. Когда она добралась до горы Сандиа (округа Берналилло и Сандовал, штат Нью-Мексико), то почувствовала себя  уже в достаточной безопасности для того, чтобы передвигаться и в светлое время.
 

Когда заканчивалась еда, она питалась кедровыми орехами, ягодами и различными семенами. Больше всего На-тле-тла опасалась встречи с медведем. У всех общин апачей были свои истории о встречах с медведями, а на некоторых женщин и детей они даже напали, во время сбора ягод или кедровых орехов (пиньон). Однажды она захотела попить воды из горного источника, и вдруг увидела на подходе к нему еще влажные следы большого медведя.  Она быстро ушла из этого места, вспомнив историю о вожде чихенне Локо, который боролся с бурым медведем только с одним ножом, получив при серьезные раны на лице, из-за которых он чуть не потерял глаз.

 

Локо.

Хотя На-тле-тла была все еще молода и сильна, но после девяти дней подъема и спуска по горным кручам и каньонам, она очень устала. Именно тогда она достигла вершины очередного холма, и далеко на юго-западе увидела четкий профиль знакомых с детства гор. Она сидела и плакала. Это были горы Магдалена (округ Сокорро, штат Нью-Мексико).

Когда зашло солнце, она спустилась со склона недалеко от пика Мансано (округ Торранс, Нью-Мексико), достигла реки Рио-Гранде, но боялась переходить ее, потому что не знала глубины. Она снова спряталась и на следующий день увидела, как несколько человек вброд переходили реку. Запомнив это место и дождавшись темноты, она бросилась в воду и перешла на другой берег, при этом в самом глубоком месте ей было  до подмышек. Оказавшись на другом берегу, она обнаружила пони (общепринятое в тех краях название для лошадей), пасущегося на кукурузном поле. Она сделала уздечку из веревки, которую несла с собой все время, и вскоре поехала на юго-запад, в сторону родных гор.

На третий день после того, как она пересекла Рио-Гранде, На-тле-тла дала хороший отдых своему скакуну на вершине холма. Вдалеке она увидела трех идущих мужчин, которые направлялись в ее сторону. По их внешнему виду она вскоре определила, что это были апачи, и позвала их. Они быстро рассредоточились, потому что использование женщин в качестве приманки было старой уловкой соседних навахо. Она продолжала кричать им, объясняя кто она такая, и что она сбежала от мексиканцев. С момента ее побега из Санта-Фе прошло 13 дней.
Трое мужчин осторожно приблизились, и она вскрикнула от радости, узнав самого Локо, который сказал ей, что ее ранчерия находится совсем недалеко, и что там живут несколько ее родственников. Когда она приехала на указанное место, то сразу увидела свою мать. Они вместе разделили радость и горе. Она узнала о смерти своего мужа, и рассказала матери о печальной потере своих детей.

Примерно в 1858 году На-тле-тла вышла замуж за Нонитиана (Nonithian, вероятно, сын Дельгадито). Дальше исторически последовал мирный период для чихенне, когда правительство создало для них агентство в Охо-Кальенте (Ojo Caliente, Горячие Источники, округ Сокорро, Нью-Мексико). Это был хорошее место, а близлежащий Черный Хребет (Black Range) давал много дичи для пропитания, а также растений, орехов и ягод. В 1860 году На-тле-тла родила сына Джейсона Бетцинеза (Jason Betzinez), который в 1959 году расскажет свою историю в книге «Я сражался с Джеронимо», а два года спустя у нее родилась дочь Эллен Чачу (Ellen Chachu).  Ее муж Нонитиан умер в Охо-Кальенте, в 1872 году.

Когда чирикауа были освобождены, На-тле-тла поселилась в Оклахоме, получив 80 акров земли к югу от поселения апачей (округ Кэддо, Оклахома). Она жила с Бетцинезом и его женой Анной, а также со своей племянницей Хелен Чинни.

На-тле-тла была  самой знаменитой женщиной-долгожительницей в Соединенных Штатах.


Она  умерла 5 июня 1933 года, в возрасте 110 лет.