История о реставрации церкви в маленьком селе

Александр Твердохлебов
 В начале девяностых, Валера, брат жены Александра , заехал проведать сестренку.  Вечером за ужином, выпив по рюмочке, мужчины стали обсуждать политическую ситуацию в стране.   Александр – сетовал, на то, что остался не удел,  предприятие, в котором он проработал более десяти лет, в его  услугах не нуждается.   Коммунистическая партия страны, которая руководила и направляла народные массы на трудовые подвиги, трусливо сдала свои позиции и растворилась в бюрократических кабинетах.  Началось время осуждения всего советского и восхваление западных либеральных ценностей.

 Александр, был инструментом партийной пропаганды – оформителем, на крупном предприятии города, так же преподавал в школе искусств.


 Валерий занимал пост начальника коммунального хозяйства в районном центре в соседнем регионе.
В разговоре родственники договорились, что Александр приедет в поселок, где  Директор совхоза, хороший знакомый Валерия, у них был разговор по поводу художественного оформления детского  учреждения.

 
Преодолев на автомобиле, три сотни километров, Александр забрав Валерия в райцентре и они продолжили путь. Подъезжая к поселку, где предстояло работать, взору предстал мрачный силуэт церкви. Это сооружение возвышалось над остальными постройками и приковывало внимание.

  Подъехав поближе, Александр вышел из машины и завороженный - рассматривал старинный храм.  Валерий, тоже покинул автомобиль и подойдя к родственнику стал рассказывать историю возникновения данного объекта:

  – В конце девятнадцатого века - рассказывал он - население поселка на много превышало сегодняшнее, рядом проходил крупный транспортный путь. Тут устраивались купеческие ярмарки и прочие массовые сходы, что способствовало  развитию мелкого предпринимательства. Трактиры, гостиные дворы, различные торговые лавки приносили стабильный доход, население было зажиточное.  На пожертвования селян была построена эта церковь. Расписывать храм пригласили столичных художников.

- Служба в храме - продолжил рассказ Валерий - началась за пятнадцать лет до начала революционной смуты. К тому времени в тридцати километрах  от - сюда, где сейчас районный  центр, проложили железную дорогу.  Население поселка стало постепенно перебираться туда.

- Когда в тридцатые годы, началось гонение на церковь, Храм разграбили и превратили в конюшню. В послевоенные годы тут было зернохранилище, от него больше всего пострадали стены и пол. Под тяжестью зерна, пол провалился, а настенная роспись, засыпанная зерном - сопрела.

 
 Александра заинтересовала история села, и церкви, ему хотелось  увидеть, уцелевшую часть росписи.


 Повстречавшись с директором совхоза,  Виктор Иванович, был ровесник Валерия, они неоднократно встречались по работе и на партсобраниях.  По этому,  разговор получился доверительный и по существу.

 Решили, что жить Александр будет в общежитии, питаться в рабочей столовой, а остальное решат в процессе работы.  В заключении, когда   директор пригласил гостей на  «чай»,   Валерий  предложил.
 
 - Ты лучше нам  свой собор покажи, а то моего родственника любопытство раздирает.
 

 Виктор Иванович, обрадовался предложению, нащупал  в кармане ключ,
 повел гостей к церкви.


 - В прошлом году мы очистили помещение от остатков зерна - сообщил он - собираемся заняться восстановлением, нашей, исторической достопримечательности.  Я хоть и коммунист, но к религии отношусь с уважением.  Да и селяне обратились ко мне, как к депутату, с просьбой – восстановить  историческую реликвию.

   
Распахнув тяжелые, дубовые створки восточного притвора,  взору предстало  запущенное убранство величественного интерьера. Стая голубей металась под куполом пытаясь найти выход.  Испуганные птицы бились о стекла, гоняя пыль. На стенах едва просматривались   фрагменты чудесной росписи. Мраморный пол, выложенный флорентийской мозаикой, в центре, провалился, были видны дымоходные колодца, служившие  подогревом здания.  На опорных колоннах, сохранились лики святых, смиренно созерцающих через пелену времени.  Частично уцелевшая гипсовая лепнина напоминала о былой роскоши храма.

 Щемящее – душу,  чувство возникло после «увиденного».

 Покинув помещение, Александр, был под впечатлением, он не мог предположить, что в  маленьком селе, есть такой архитектурный шедевр.


 – Мы создали фонд благотворительных пожертвований - на восстановление храма, расставили урны по магазинам, в селах, в районном центре, но пока средств маловато,  - делился обстоятельством дел  Виктор Иванович. 



 Расставаясь  с Александром,  Виктор Иванович  выразил свое желание сотрудничать, и как только удастся собрать деньги на реставрационные работы он сообщит.

 
   Вернувшись в родной город, Александр решил пополнить знания по церковной росписи и реставрации.  Как раз в одном из культовых сооружений города, велась реставрация, специалистами из  Ленинграда.   Он попросился в подмастерья,  к специалистам – реставраторам, и в свободное время, от преподавательства работал с маститыми мастерами, познавая каноны иконописи.


  Ранней весной,  Виктор  Иванович позвонил  Александру и сообщил, что хотел бы увидеться и решить вопрос по реставрации церкви.  Александр, ждал звонка и готов был приступить к работе, как только начнутся летние каникулы в школе.
 Встретили  Александра как родного,  сельчане знали, что он готов заняться восстановлением церкви за те скудные средства, что собрали за полгода.

Накануне его приезда, в селе организовали несколько субботников, начисто вымели остатки зерна, застеклили разбитые окна, установили строительные леса, под самый купол.

 Виктор Иванович, находясь на сессии в областном центре, посетил Владыку областной епархии и поделился с ним своими  намерениями.   На что получил высочайшее благословение и обещание содействовать в богоугодных деяниях.  Так  началась работа, требующая колоссальных усилий и терпения.

 
 День за днем Александр поднимался по лестнице - лесов на тридцати метровую высоту, под купол,  перекрестившись, брался за дело. 
 Местные старушки приходили в церковь, подолгу сидели на ступеньках алтаря, вспоминая свою молодость, когда то они, ярые комсомолки, ворошили зерно под ликами святых, искренне призирая все религиозное.  Теперь на краю  жизни, гонимые каким- то не - ведомым чувством, им хотелось приобщиться к тысячелетнему  служению православной философии.   Они приносили посильные пожертвования, в виде домашних заготовок, яиц, молока или краюхи домашнего хлеба.
   Александр заслышав гомон собравшихся, спускался и терпеливо выслушивал исповедь старушек.   

 – Моя бабушка венчалась в этой церкви, - рассказывала женщина, - прям, перед октябрьской революцией.  Говорила  - такая богатая свадьба была, всем селом гуляли.  Родители жениха имели свою мельницу и жили в достатке.  Когда церковь грабили, она несколько икон спрятала, а вот где не сказала.

 
 Постепенно, такие общения, раскрывали кощунственные поступки молодости, и в храм стали приносить старые иконы из алтаря, различные предметы церковной утвари.

 
 Однажды мальчик привез на садовой тачке, громадную доску, сплошь покрытую, засохшей навозной жижей.   Только поперечные клинья, выдавали принадлежность доски, к утерянным ценностям.
  Неделю пришлось отмачивать  наслоения, пока не явился свету,  лик Николая Чудотворца, отлично сохранившегося под органической консервацией.  Это событие, настолько всколыхнуло сознание сельчан, что стали привозить все старинные доски, оказавшиеся в подворье.  Так в алтарной части образовалась целая галерея возвращенных икон. Они были в различной степени утрачены, но это были подлинные иконы, на которые молились предки - ныне живущих селян.


  Все лето, Александр, реставрировал роспись главного купола.  Отмывая сантиметр за сантиметром, пыльные наслоения, он  наслаждался мастерством - старых живописцев.  От напряжения  -  затекала шея, постоянно поднятые руки - немели, но любопытство - отмыть еще кусочек, заставляло Александра, превознимогать  страдания и продолжать работу.   Вечерами уставший, но удовлетворенный, проделанным - объемом работы,  Александр приходил к своим друзьям, на вечерние посиделки, и  рассказывал о событиях, происходивших в минувший день.


  Вернувшись  -  домой, в свой город,  Александр делился с друзьями впечатлением, показывал фотографии храма,  предлагал присоединиться к его делу. Так в школе искусств,  сформировалась бригада из пяти преподавателей.
 По привезенным фрагментам,   удалось  воссоздать выкройки крестов на колокольню и  на главный купол храма.   Взялись так же за восстановление иконостаса,  который был полностью утрачен. По уцелевшим иконам, удалось приблизительно воссоздать каркас иконостаса.

  Зимними вечерами в мастерской  школы искусств, слышался грохот киянки и визг циркулярной  пилы.  Александр Павлович, имевший опыт «жестянщика» - изготавливал по выкройкам фрагменты креста и спаивал их между собой.  Сергей Иванович с Игорем Владимировичем  занимались столяркой, они собирали «Царские врата» для иконостаса.  Владимир Семенович, уединившись в своем классе - «прикладного творчества» резал орнамент из липы.


  Выполненную,  за зимние месяцы работу, весной погрузили в прибывший грузовик и отправили в поселок.

 Через неделю Александр, пригласив в напарники  - Коллегу  Александра Павловича, отправились продолжать реставрацию храма.   

 Им предстояло установить кресты на колокольне и главном куполе, чтобы приходящие старушки не крестились «пустому месту».
 Александр ехал сейчас в приподнятом настроении.  Они старые друзья с коллегой, и  им  будет намного комфортней  вместе.   Александр, прошлым летом, располагался в помещении  -  старой школы, там достаточно места  для работы и отдыха.  Прибыв на место, друзья были приятно удивлены,  в помещении  находились муж с женой, они уже две неделе занимаются реставрацией гипсовой лепнины в храме.  При знакомстве выяснилось, что они беженцы из Чечни.   Семья поселилась в соседнем селе - у родственников и случайно, нашли работу - по специальности.  Директор обещал им за работу выделить корову, поросят и машину фуражного зерна.
 Вечером  -  Жанна и Виктор, приготовили вкуснейший плов и отметили знакомство.


   Виктор Иванович  - зашедший  «на огонек», был рад  приезду Александра с напарником.  Он делился приятными новостями,  -  После публикации статьи, в областной газете, про реставрацию  храма, заметно прибавилось поступлений на наш счет.  Районное руководство, сменило свою позицию и тоже стало оказывать поддержку. – Рассказывал он.
 
 После покраски стен и окон центрального  «барабана»,  строительные леса – убрали и взору, открылся - отреставрированный купол.   Теперь посетителей в храме заметно прибавилось,  народ приходил полюбоваться возрождающейся - «красотой».

 
 Предстояло восстановить росписи «Нагорной проповеди» и «Несения креста»,  на восточном и западном сводах.
  Местные умельцы, из жителей поселка, активно включились в монтаж каркаса иконостаса.

 
 За  летний период семейная пара закончила реставрацию гипсовой лепнины, выкрасила стены, в бирюзовый цвет, и интерьер храма приобрел  благоприятный вид.


Александр Павлович  установил, сверкающие свежей краской, кресты починил прохудившуюся кровлю  и вернулся домой.

 Александр опять остался в одиночестве.  Намеченную на лето работу удалось закончить благодаря активной помощи местных  жителей, они носили воду, грели её, разводили мыльный раствор, помогали лепить примочки на стены.    Возвращаясь, домой,  к началу учебного года, Александр в дороге размышлял,  - Как жена отнесётся к его длительным командировкам?  Устроит, ли её долгое отсутствие мужа, ради обещаний,  оплатить работу при пополнении счета пожертвований?


 В машине он вез два мешка муки, двадцать килограммов замороженного мяса, и флягу подсолнечного масла, -  гостинца от дирекции совхоза.  В эти годы,  из-за отсутствия нормального денежного оборота, многие предприятия выдавали зарплату рабочим натуральным продуктом.  Задержка зарплаты на два – три месяца было событием привычным.  Так-то привезённые продукты оказались очень кстати, супруга с радостью встретила мужа и с пониманием отнеслась к временным проблемам.

 
 Весной, Александр снова приехал в поселок.   Хотя, у него были, более выгодные предложения,  он не мог бросить начатое дело.
 Реставрируя старинную живопись, он внимательно изучал манеру письма,  это приносило глубокое удовлетворение и ощущение причастности к чему то, великому и важному.
 
Окончательно исчезнувшие фрагменты живописи,  приходилось восстанавливать вновь, это требовало чрезвычайной  осторожности.  Поврежденную штукатурку пропитывал клеевым раствором, шпатлевал, зачищал наждачной шкуркой, грунтовал.  Затем подбирая точную тональность, цвета - расписывал.  Нижние части росписи, которые по нескольку лет находились под воздействием прелого зерна, значительно пострадали. Приходилось восстанавливать сюжет по оставшимся фрагментам, дописывая нижнюю часть по иллюстрациям из религиозной литературы.   Вечерами, когда освещения в храме было недостаточно, Александр работал над реставрацией икон – иконостаса, в помещении старой школы.
 
  Еще одно лето пролетело незаметно, а работы предстояло еще не мало. 
 Семь лет, Александр ездил в маленькое село, реставрировать храм.  Время было сложное – ломался прежний режим, нищета и разруха поглотила, некогда процветающую страну. Сумасшедшая инфляция обесценивала доходы граждан.    Судьба Александра сложилась так, что ему самому пришлось покинуть родной город , уехать в  другой регион, и бороться за выживание.


Прошло много лет, но реставрированная церковь так и не обрела статус прихода.  В районном центре, отстроили новую церковь, там открыли приход, несет службу священник, а в маленьком селе сочли - не рентабельно держать приход. Бывший директор совхоза - Виктор Иванович - ушел на пенсию.  Он водит, заезжих гостей на экскурсию в храм и рассказывает, каких трудов стоило восстановить историческую реликвию, родного поселка.