Почему улыбку нельзя купить, но можно подарить

Ковалев Сергей Борисович
             Посвящается Человеку, главному творению Создателя на Земле, такому непонятному иногда и разному...

            

 ... Тихо скрипнула дверь в моей комнате, кто-то неслышно зашел  ко мне, убедился, что я ещё сплю   и …. запрыгнул на кровать. Затем этот «кто-то»  привалился к моему боку, чтобы поделиться со мной своим теплом и радостью от встречи со мной .

  Это любимчик нашей семьи, наш семейный доктор – психотерапевт, английский спаниель Вильсон, которому надоело лежать в одиночестве на коврике в прихожей, пришёл выразить мне своё почтение, а так как я не пошевелился, то он ограничился этим контактом, только поплотнее прижавшись к моему боку.

  Я тихо положил руку на его кудрявую голову в знак уважения к его  доброму поступку и решил ещё немного поспать. Несмотря на то, что на часах было всего 5 часов, сон куда-то улетучился и не собирался возвращаться в ближайшее время.

  Ну что делать, пока не рассвело можно поразмышлять на какую-нибудь  тему, волнующую меня и я надеюсь, что Вильсон своей доброй аурой, поможет мне в этом!!

 ... Почему одни люди живут с улыбкой по жизни, с радостью от осознания того, что он родился, живёт и наслаждается Жизнью , считая , что это уже великое счастье, дарованное Создателем, а другие вообще не знают, что это такое, радоваться Жизни!!

  Они смеются  и улыбаются так редко, что создаётся впечатление, что  ЭТО им совсем не нужно, что никто не научил их улыбаться себе и людям.

  Вы скажете, что всё зависит от характера человека и будете правы, от его Ангела - хранителя и тут я вынужден повториться, что жалею тех, у кого его  нет. Они может быть и хотели бы научиться улыбаться, но никто их этому не научил.!!

 Это понятно, что улыбаются люди лишь тогда , когда они радуются чему либо и поэтому у них хорошее настроение.

  Ведём логическую цепочку дальше : значит у людей, которые не могут ( или  не хотят) улыбаться, никогда не бывает хорошего настроения, потому что они не радуются Жизни?? Получается замкнутый круг…
  Может быть им вообще неохота, лень жить!! ??

  Такие люди на мой  вопрос " А что ты сегодня такой кислый??" обычно отвечают :
  - А чему радоваться то?? Война на Украине и  жизнь дорожает, цены в магазинах растут, коммуналка тоже, а ты тут ходишь с хорошим настроением, улыбаешься неизвестно чему, как ненормальный и  хочешь, чтобы и я был такой же!!

  Они связывают своё хорошее настроение только с деньгами  и улыбаться они будут, наверное, лишь тогда, когда у нас в стране бензин подешевеет, а раз такое невозможно в принципе, значит и улыбаться тогда  нечему...

  И когда я ему говорю, что у меня сегодня хорошее настроение, потому что на улице прекрасная погода, солнце буквально слепит глаза, отражаясь от выпавшего за ночь  снега , а  ещё я встретил человека, который так хорошо улыбался, идя по улице, что ЗАРАЗИЛ меня своей улыбкой, своим хорошим настроением, то мой собеседник  мне не верит.

 ... Время до рассвета пролетело быстро, я встаю , отбрасываю в сторону плотные шторы, которые будучи заброшенными на подоконник, выполняли ещё роль дополнительной преграды для холода, идущего от окна.
  В начале декабря циклон, осевший на юге Западной Сибири, решил пощекотать нервы людям, принеся с собой ночные температуры под 40 *, но молодых людей это совсем  не испугало, просто они временно  отказались от ночных прогулок с любимыми под луной!!

  Погода за окном прекрасная!!
" Мороз и солнце, день чудесный..." - а ведь лучше Пушкина и не скажешь!!
  Я поздоровался с солнцем, с трудом вырывающимся из цепких объятий утренней мглы у самого горизонта, поприветствовал и  одинокую синицу, сидящую на ветке сирени под моим окном. Она дежурит у кормушки. Увидев семечки в кормушке, она подаст сигнал остальным, прячущимся от холода на крыше дома. Я, открыв на 2 секунды чуть - чуть окно, выплескиваю в кормушку стакан семечек и открываю этим утреннее кормление своих подопечных. Морозный воздух  с азартом накидывается на меня , изгоняя последние остатки утренней неги, которая мне уже не нужна по причине  предстоящей нам с Вильсоном работы .

   Теперь появится работа и у Вильсона, который теперь  должен охранять кормушку от разграбления голубями, которые ведут себя совсем не по – джентльменски по отношению к маленьким синичкам .  Он, взлетев со стоящего рядом с окном стула на подоконник,  с такой силой бьёт своей сильной, широкой лапой по стеклу, что голуби ,  разлетевшись в ужасе, сразу начинают понимать, что кормушка находится под его  надёжной охраной.

  ... Ночная метель намела в городе такие сугробы, что о тропинках, старательно протоптанными людьми для походов в магазины, на работу, в 30 школу , что через дорогу, можно забыть!!
  Вильсон тоже оторопел от такого количества снега и радуется в предвкушении нашей утренней прогулки : сначала он тихо поскуливает, потом громче, потом подвывает, подгоняя меня, слишком долго надевающего свои зимние, непромокаемые штаны,  без которых торить дорожки для людей практически невозможно .

  - Сегодня мы с тобой будем торить новые дорожки, тропинки между домами, понял!!?? Как мы их проторим, так потом люди и будут  по нашим следам ходить ! -  настроил я своего  спаниеля на нашу очень нужную работу.
  Вильсон, наиумнейший пёс в нашем квартале, понимающий меня с полуслова, с полувзгляда, внимательно по смотрел на меня и, как мне показалось, кивнул головой в знак согласия.

  Он обладает  таким неиссякаемым запасом энергии, радости Жизни, что их  хватило бы на дюжину " кислых" людей, а невозможность улыбаться по причине физического строения его "лица", он заменяет непрерывным вилянием своего коротко обрезанного ещё в детстве хвоста.

  Мы с Вильсоном товарищи не жадные и уже давно решили, что своим хорошим настроением, будем делиться со всеми людьми и собаками, которые встретятся нам во время прогулки!!!

  …Известно, что люди оценивают других  согласно пословице « Встречают по одежке, провожают по уму…»
  Оценивать ум прохожих на улице нет никакой возможности , поэтому люди смотрят только на одежду друг друга.

    А так как  у встречных собак вообще нет одежды , то у Вильсона существует несколько иной критерий  их оценки :  сначала по росту , а уж потом по характеру породы, которых  оказалось  к его удивлению такое множество , что у него по молодости голова пошла кругом !! ( Хорошо людям , думал тогда Вильсон , у них всего одна порода !!)

   Так вот , встречая собак не выше его ростом ,он относится к ним дружелюбно, здоровается с ними носами, виляет хвостом , заигрывает с ними и т. п.  Но если на его пути встретилась собака выше его ростом и возможно сильнее, он грозным лаем сразу предупреждает , что он совсем не боится её (особенно в моем присутствии) и готов  биться с ней насмерть !!
   Ему не важна реакция  встречной большой собаки , ему важней показать себе и мне ,какой он храбрый и преданный своему хозяину и поэтому будет защищать его от врагов до конца !!

   Мягкий , пушистый снег располагает его к купанию с одновременной  чисткой шерсти, которая иногда  весной перед стрижкой  отрастает у него, как у мамонта .
  Иногда на небольшом снегу он начинает  «ездить подбородком».  Я сначала не мог понять, зачем он это делает , но потом  понял,  что таким образом он расчесывает свою бородку, ввиду её важности и редкости у собак .

  Кошки в список тех, с кем мы можем поделиться своим утренним радостным настроением, по мнению Вильсона, не входят.
  Поэтому после того, как я за нашим домом освободил его от поводка, он первым делом оббегает все вентиляционные отверстия подвала нашего дома и лаем подаёт знак живущим там кошкам, что он на посту, что он про них не забыл и поэтому им не стоит расслабляться !!

  Сугробы, в некоторых местах достигают высоты по полметра, и чтоб не потонуть в них, Вильсон вынужден передвигаться как кенгуру, огромными прыжками по 2 м и это ему нравится!!
  Не нравится ему лишь одно: по причине  глубокого  снега, он не может двигаться как обычная сыскная собака , опустив низко голову и обнюхивая всё, что попадается ему на пути, поэтому  попавшийся  ему интересный запах,  он должен разрывать ,благо лапы у него широченные.

 ... Надо сказать, что делиться своей радостью и хорошим настроением со встречными  людьми и собаками нам с Вильсоном, конечно, лучше летом : и мороз не мешает и сугробы.
      Летом Вильсон любит подбежать к сидящим на скамеечках детской площадки школьницам, отдыхающих там после занятий  и ткнуть своим черным, холодным носом в ногу какой либо из них.
   Ойкнувшей от неожиданности девчонке я объясняю, что таким образом мой спаниель поздоровался с ней, пожелал хорошего дня  и  что после такого " здрасьте!" ей обязательно должно сегодня повезти, а завтра, вполне возможно, она получит пятёрку в школе.
   И девчонкам и нам с Вильсоном весело, все улыбаются, а у кого есть хвост, начинают вилять им!!

  Ещё летом мы с Вильсоном  любим прикалываться над сидящими там же бабушками, которые следят за своими совсем уж маленькими внуками., чтобы те в песочнице не посыпали свою и  чужые  головы песком.

  Вильсон обычно там занимается осмотром машин на ближайшей  стоянке, заглядывая в первую очередь под них. А вдруг под ними прячутся от него его недруги, коты из подвала нашего дома!!??
   Бабушки  на скамейках об этом не догадываются и для них я обычно говорю, обращаясь к Вильсону :
  - Ищи, ищи лучше, при любом подозрительном запахе дай знать!!

 А недоуменным бабушкам на скамеечках разъясняю :
  - Понимаете, он натаскан на поиске наркотиков, он профессионал , его иногда берут в аренду в барнаульский аэропорт, этим он подрабатывает немного для нас .  При  обнаружении наркотиков   он должен делать стойку и подавать голос , как на охоте, а раз он сейчас спокоен, значит наркотиков в этих машинах нет!! Убедившись, что он не сделал стойку и не подал голос  при осмотре машин, бабушки облегченно вздыхают.  Таким образом мы ещё выше  поднимаем и так высокий рейтинг Вильсона в нашем дворе .

… Сейчас все машины завалены снегом , бабушек на скамейках нет , поэтому этот мини- спектакль  с поиском наркотиков демонстрировать некому, зато мы встретили двух девчонок, пробивающихся после школы  домой по глубокому снегу и которые на моё заявление , что мы с Вильсоном торим новые дорожки прокричали :
  - Нет, мы пойдём первыми!! - прокричали они и.... начали кувыркаться по полуметровому снегу, без боязни и с девчачьим визгом, бросаясь в снег вниз головой. Вильсон сначала обалдел от их поведения, но потом, поняв, что сейчас самое подходящее время для этого, тоже начал  нырять в снег .

   Зашли в парикмахерскую в соседнем доме, где нас с Вильсоном знали, с традиционными словами " Вы нас не ждали, а мы вот припёрлись!!". Там нас встретили хорошо, порадовались за нас, похвалили,  что мы не испугались мороза и   сугробов, потрепали моего  спаниеля по кудрявый голове и мы  с ним и  хорошим настроением побежали заканчивать свой прогулочный маршрут.

  Нам с ним осталось только одно мероприятие : погавкать  на окна  4 го подъезда соседнего дома,  где живу 2 здоровенных  чёрных дога. Сначала я думал , что Вильсон каждый раз вызывает их обоих на смертный бой , демонстрируя мне свою храбрость и предлагая при этом мне роль арбитра , но после того , как летом выглянувшая из окна бабушка объяснила нам с ним , что оба дога -  девочки и ни к коем случае не собираются биться с моим спаниелем, понял , что он , как истинный англичанин, не  умеющий возможности  петь серенады,  заменяет их красивым, бархатистым  лаем, напоминая им , какой он завидный жених редкой породы и  с прекрасной родословной !!
  Я уверен , что в прошлой жизни , когда он был Человеком,  он пел в опере …

  …Надо сказать, что во время прогулки я подпитываюсь изрядно  Позитивом, когда прохожие не жалеют комплиментов моему длинноухому другу, спрашивают его породу,  возраст.
  Я им с удовольствием отвечаю, привирая по мере возможности по количеству медалей, завоеванных  им на разных собачьих выставках …
  Самый оригинальный комплимент отпустил мужчина, когда мы с Вильсоном  гуляли поздним вечером  , (в этих случаях на шее у него  обычно надет светящийся зелёный ошейник ). Догоняя меня  с сумасшедшей скоростью по не совсем широкой дорожке с развивающимися от ветра ушами , он умудрился проскочить между ногами этого мужчины , задев его своими ушами .
 Оторопев немного  от неожиданности ,  мужчина воскликнул:
  - Какая то черная молния с ушами проскочила у меня между ног !!
  На что я ему резонно заметил :
  - Ну, слав Богу, что вас хоть током не ударило !!
  Все улыбнулись  и разошлись  каждый в свою сторону, но уже с другим  настроением…


  …После утренней  прогулки мы с прекрасным  настроением и улыбками пошли домой , чтобы поделиться ими с моей супругой, для которой наш Вильсон уже давно  служил универсальным лекарством от домашнего стресса…

  …То, что можно быть счастливой , испытывать радость  и улыбаться  при одном  лишь  общении   по телефону с близким человеком, я убедился ещё раз на прошлой неделе, когда ехал на 23 автобусе из больницы, погруженный в свои не слишком радостные мысли .
  Самое главное , чтоб при этом общении  твой собеседник был по настоящему близок к тебе,  дорог, любим и был половинкой от единого целого, которое называется семья, даже если это семья инвалидов !!

   Я ещё раз убедился , что люди , прошедшие через тяжелейшие испытания , не ожесточившиеся при этом , не проклинающие свою судьбу – злодейку, способны больше  радоваться жизни  , ценить даже её самые маленькие радости , быть  более счастливыми без копейки в карманах , чем те , у которых бумажник набит купюрами !!!

 ... Она была абсолютно слепая, в больших чёрных очках, с белой тросточкой, связывающей её Мир с внешним Миром. Она уверенно зашла в автобус на "Университетской" и на мгновенье остановилась, зная, что ей добрые люди помогут. Я оперативно сдвинулся к окну и она ПОЧУВСТВОВАЛА, что здесь есть свободное место для неё.

   На вид ей было лет 40., она не была красива, лишь лёгкий румянец на щеках оживлял бледность её лица, но что-то в её облике подсказывало мне что она - не ОБЫЧНАЯ слепая, вызывающая жалость у прохожих.
  Одной рукой она стала  держаться за переднее сиденье, в другой она держала тросточку и черную походную сумочку (не дамскую).
 Через некоторое время ей позвонили, наверное, это был её супруг, беспокоящийся за неё и вдруг  всё изменилось!!

  Она выпрямилась, поправила прическу , улыбнулась , румянец на её щеках стал ярче и она заговорила с ним голосом молодой девушки, влюблённой в своего мужчину, она уже была счастлива тем,  что ОН позвонил ей :

  - Я ждала твоего звонка. Да, я уже еду на 23 - ем автобусе, я взяла на Коммунарском (район в старом городе) последний альбом Фаберлик  и теперь буду по нему работать. Но  я решила по нему ничего пока не заказывать, потому что сейчас бонусом они дают только тени, а я хочу дождаться, когда будут давать кастрюли, кастрюля нам с тобой ещё одна нужна!!! - она говорила это с такой уверенностью в своей правоте, что у меня не возникло никаких сомнений, что тени для глаз ей не нужны, а эта кастрюля, которая доставит им много радости, у них появится.

  Я был ошарашен :  она работала распространителем продукции фирмы Фаберлик и зарабатывала этим деньги, хотя у меня в голове не укладывалось, как это может быть!!
 Она с такой теплотой и любовью разговаривала со своим супругом, который дожидался её дома, они вместе обсудили столько проблем, которых у ОБЫЧНЫХ людей не бывает, что у меня голова пошла кругом :

  - Ты решил сегодня  постирать с капсулой, а ты уверен, что бельё так же хорошо простирается, как с порошком?? Ну ладно, посмотрим...

  Я в шоке, я не мог понять, как двое слепых людей могут определить, как простирается белье (может быть её муж немного видел?), это было вне зоны моего понимания, но я был восхищён их разговором и забыл, что это разговаривают двое слепых людей, которые получали УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ОБЩЕНИЯ друг с другом.

  Я понимаю, что у всех людей своё понимание счастья, радости, когда можно улыбаться, но эта женщина подтвердила мою уверенность в том, что радоваться, улыбаясь при этом можно в любом месте и при любой погоде!! Она меня просто очаровала своим разговором с ЛЮБИМЫМ человеком.!!
 Женщина, сидящая впереди нас, была из категории ничему не радующийся и ничего не могла понять из их разговора . Я развожу руками, приглашая её порадоваться за мою соседку, но вижу, что   понять меня она не сможет...


 
... Но, дорогие мои читатели, мы кажется немного отвлеклась от главной темы нашего повествования : почему одни люди улыбаются по жизни, а другие - нет. Одно могу сказать, виноваты они в этом сами, и те и другие !!

  Мне очень хочется, это моя заветная мечта, чтобы больше людей улыбалось дома в общении с близкими, на работе, на улице, в транспорте и чтобы их при этом не считали душевнобольными!!
  И я прилагаю немало сил для того, чтобы поделиться с ними своим хорошим настроением, своей улыбкой, которые у меня почти всегда в избытке, особенно  по утрам и когда на улице суперсолнечный день
 Для этого у меня припасены ПРИКОЛЫ, среди которых я хочу выделить уличные.  И лучше для меня,  когда рядом нет жены , которая , как всякая нормальная женщина, не всегда понимает их…

  Прикол - это небольшой мини -  спектакль, в котором участвует обычно 2 человека, у меня он  чаще уличный, вызывающий у людей улыбки, но не унижающий их достоинства.
 Из всех моих приколов мне больше всего нравятся 3  и я спешу поделиться ими с вами.

  Первый и самый простой, доступный всем без исключения, кто его хочет использовать, это когда я отдаю честь водителям, которые остановились перед пешеходным переходом, пропуская меня, ДАЖЕ НЕ СТУПИВШЕГО на зебру дороги . Очень важно при этом видеть лицо  этого водителя, чтобы  оценить его реакцию, то есть солнце должно быть с вашей стороны.


   Вообще к  таким водителям  я отношусь с особым уважением, как к наиболее цивилизованным членам нашего общества.
 Прикладывая  ладонь к голове, как это делали все наши генсеки на праздничных демонстрациях, я широко, как только могу, улыбаюсь и внимательно слежу за реакцией водителя.

  Их бывает тоже  три. Самая скучная, это когда водитель (он или она), просто выпучивает  глаза от удивления, пытаясь понять произошедшее  и остаётся в таком положении до окончания моего перехода.
  Второй, более весёлый, когда он начинает широко улыбаться на радость мне, и я начинаю радоваться за него.
  Третья, и самая душевная реакция водителей, это когда вместе с широкой улыбкой он мне тоже отдаёт честь, как бы в благодарность за мой прикол.!!

  Я не могу прочитать его мыслей. Может быть в это мгновение он ощущает себя на первомайской демонстрации, на Красной Площади и видит какого - нибудь генсека нашей страны, который отдаёт им честь, но это и не важно для меня!!
  Главное, что он улыбается и это хорошее настроение с улыбкой, благодаря мне, у него останется хотя бы на какое-то время.

... Второй прикол, вызывающий улыбку, после первой оторопи, это  когда двое общающихся рядом со мной, чаще всего это бывают женщины, расстаются и одна из них проходит мимо меня с какой то прощальной фразой.
  Например " Я позвоню тебе вечером!!" В этот момент, нельзя терять ни мгновенье и я, поворачиваясь к ней лицом, и мило улыбаясь, глядя прямо в глаза, отвечаю не моргнув глазом :
  - Хорошо, я буду ждать твоего звонка!!

  После этого, я просто дожидаюсь, когда её оторопь закончится , недоумение сменится понимающей улыбкой и отвечаю ей такой же...

  Третий прикол, более тонкий и приятный для женщин, я делаю обычно в автобусе,  (было это всего раза два ), собираясь присесть на сиденье к одиноко сидящий привлекательной женщине.
  Надо сделать вид, что ты не общаешься ни с кем , просто разговариваешь сам с собой, а сам себе ты же врать никогда не будешь, и поэтому это производит эффект новогоднего фейерверка (особенно налегая на слово « роскошный», которое мы слышим чрезвычайно редко по причине его ненадобности в обыденных обстоятельствах ) :

  - А не сесть ли мне рядом с этой симпатичной, да нет, просто роскошной женщиной в роскошной норковой шубке и погрузиться в роскошный аромат её французских духов!!!??

  Конечно, вариантов комплимента ей очень много и зависит от вашей  фантазии, пришедшей в данный момент в  голову, но произведенный эффект я всегда с удовлетворением читаю на её лице : буквально через секунду, удивление сменяется на восхищение этим комплиментом, ещё через пару секунд она дарит мне такую очаровательную улыбку молодой не замужней девушки, которая у неё припасена на самый экстренный случай в жизни, а уже потом она заинтересованно изучает меня, как редкий экземпляр мужской половины нашей страны.

  Я победил, я достал её улыбку из тайника её души и я горд этим!!!
Главное, после этой победы, ответив ей только улыбкой, ни в коем случае не вступать в разговор с ней, который может завести неизвестно куда, да и выходить мне нужно уже скоро...
 В этот момент, когда  уже нужно покинуть место действия прикола только с чувством исполненного долга перед человечеством, но  никак не жалея о незаконченной работе, я обычно вспоминаю факты моей жизни, облегчающие моё бегство с поля боя : то что я любящий муж, брат, отец, дедушка и уже пенсионер с огромным букетом болячек, прицепившихся ко мне по причине не всегда соблюдения здорового образа жизни.

   В этот момент, если у вас ещё не кончились силы и азарт  лицедейства, можно, взяв на прощание её руку, произнести с чувством :
  - Очень жаль, но обстоятельства вынуждают меня  покинуть вас с надеждой, что наши пути ещё пересекутся и мы ещё взглянем друг другу в глаза!!

  Очень важно при этом, не спрашивать имя своей прекрасной незнакомки, или просить её телефон, иначе сразу исчезнет ТАЙНА этой мимолетной встречи и надежда на ещё одну нашу случайную встречу...

  Обычно после этого мини - спектакля, меня ещё долго не покидает хорошее настроение, огромное желание жить, наслаждаться Жизнью, видеть улыбки прохожих...
 


  ... Я часто вспоминаю слепую женщину в автобусе, её разговор по телефону с любимым  мужчиной.
  Она была СЧАСТЛИВА ЭТИМ ОБЩЕНИЕМ,  я видел это счастье на её лице, спрятанном за тёмными очками, я видел счастье в её вдруг помолодевшем голосе, в её улыбке, может быть немного неестественной в понимании обычного человека, и  немного  завидовал (конечно же белой завистью!) ей, её радости, её улыбке.

  И когда я  взглянул тогда на всех  окружавших  нас женщин, с хмурыми, недовольными своей сегодняшней жизнью лицами, то не увидел у них понимания, а только недоумение поведением этой слепой женщины!!  А может быть это  мне просто показалось , потому что я был после больницы  и был в плохом настроении .
 
   И мне стало тогда жаль не мою слепую спутницу, а этих женщин, крепко обнимающих свои пакеты с продуктами для дома после посещения магазинов!! Они могли радоваться только тогда, когда эти пакеты были полными, а моя соседка ПРОСТО радовалась и улыбалась, хотя её чёрная хозяйственная сумочка была абсолютна пуста…
Но самый главный негатив у них сейчас был , то что они ехали к нелюбимым мужьям , с которыми они так не могли общаться , как эта незнакомая мне слепая , но СЧАСТЛИВАЯ  женщина !!
Да , конечно же я не прав , говоря так про всех женщин в автобусе , простите меня , ради Бога, просто я был тогда невнимателен…

               ***

  Об одном я жалею , что не спросил имени у этой СЧАСТЛИВОЙ женщины и не сказал ей добрых слов поддержки, но я уверен, что у неё есть свой Ангел – хранитель и она это знает. И ещё: то, что она не сможет прочесть этот рассказ своими глазами …


На фото : 1. Вильсон на посту. Он, неиссякаемый источник позитива и радости жизни, щедро делится ими с прохожими и особенно с детьми, которые машут ему руками.
2. Конечно же, Вильсон иногда и грустит, но это бывает очень редко …


Бийск, декабрь, 2022г.

                Отклики :

      "Добрый день! Вчера моя доча Дарья прочитала ваш рассказ ,,Почему улыбку нельзя купить, но можно подарить,, Ей очень он понравился. Спасибо!"

      Оксана.
                *  *  *
      "Прочитала твой рассказ про улыбку  на одном дыхании ! Просто потрясающий !  Тебе надо было работать психотерапевтом , а не конструктором ! Как тонко ты чувствуешь людей , их настроение , как ты можешь незаметно для них создать ауру доброты и всеобъемлющего счастья ! Я очень рада твоей неиссякаемой выдумке и ответами на вопросы мучающие людей по поводу надо ли сейчас чему-то радоваться и зачем все это , и когда наступит эта радость ?  Я улыбаюсь вместе с тобой и счастлива , что ты есть у меня !!! ;;;;;;;"

      Галя Тырышкина.
                *  *  *
       "Здравствуйте, дорогой писатель, Сергей Борисович! Прочитала Ваш рассказ и поняла: как же давно я не наслаждалась вашим искромётным добрым юмором и по-настоящему не погружалась в настоящие человеческие проблемы, о которых Вы пишете так легко и просто. Я очень люблю улыбаться, поэтому буквально влюбилась в Вильсона, в слепую женщину, в девчонок, которые торили тропинки в снегу. Согласна с Вами, что улыбки спасут мир, поддерживаю Вас во всём. А мир прекрасен, что бы не говорили пессимисты! Спасибо за полученные  эмоции, жду интересных историй!!!"

       Людмила Окунева.
                *  *  *
        "Я не очень улыбчива пока молчу, но рассказ прочитала улыбаясь. И сделала для себя полезные выводы. Спасибо!."

       Лидия Дейчман.
                *  *  *
        "Сколько же доброты душевной в тебе, дорогой Сережа, и как ты даришь ее!  Не перестаю восхищаться тобой! Прочитала рассказ и как то радостнее стало."

         Зина Перова.
                *  *  *
        "Пиши ! Я уже скучаю по твоим рассказам ;"

         Алёна Полищук.
                *  *  *

  Бийск, февраль, 2023 г.