Парадокс 44. Двенадцать дискурсов плюс неформат

Андрей Козлов Кослоп
Владимир Ильич сидел в своем кабинете с Бонч-Бруевичем.
- Гражданская война в целом закончилась. Что будем делать с буржуазными философами?
- Может, их в Академию наук кооптировать? – размышлял вслух Бонч-Бруевич.
- Нее, -хмыкнул Ильич, - революционные массы их расстреляют при первом же поводе.
- Пожалуй, вы правы, Владимир Ильич, - согласился собеседник главы государства, - Ну тогда остается зафрахтовать пароход  и переправить их в Германию.
Так родилась идея «философского парохода (пароходов)».
Бердяев и Шестов сидели на палубе после завтрака, говорили о судьбах страны и мира.
- Почему так всё проблемно получилось? – спросил Бердяев.
- Всё дело, - ответил Шестов, - в эквивокациях.
- Это что ещё за такие эквивокации? – заинтересовался Бердяев.
В этот самый момент на палубе появился Бунин, который прислушался к беседе философов. Бунин тоже ехал на Философском пароходе, хотя был  прозаиком и поэтом, а вовсе не философом. Беседа двух мыслителей была ему не вполне понятна, сколь бы внимательно он к ней не прислушивался
- Эквивокация – это, - начал Шестов, - это когда одинаково звучащие понятия имеют разные смыслы, и излагающий свои мысли незаметно для слушателя или читателя переходит с одного смысла на другой.
Бунину эти умные речения быстро надоели, и  он поспешил спуститься с палубы в столовую, где было фортепьяно и дамы.
В целом прозаик-поэт был прав. Эквивокации, хотя и имеют место, но это не самая главная проблема. Вообще философия не самая главная область, как иногда это кажется философам и иже с ними. Существует не малое количество культурных институтов, у каждого своя функция, свой нарратив-дискурс, и они не сводятся друг к другу, и лишь отчасти модулируются философией. Существует просто язык-речь со своим видимыми и невидимыми кодами. Существует «традиция», почитаемая Рене Геноном, существует «игра», почитаемая Хейзингой и Германом Гессе. Существуют, право, медитация, существую бесчисленные коммуникации, почитаемые Никласом Луманом, есть и философия-метафизика с их Гегелем, Кантом, Платном, Аристотелем и Сковородой.  Есть, наконец, система образования с её ректорами, министрами образования, бесчисленными педагогами. Есть математика, царица и суть всех наук. Есть прогрессорство, придуманное Стругацкими, стремящееся к лидерству и чемпионству. Есть технократизм  со множеством хитроумных технологий. А есть виртуозность, мастерство, авантюризм, смелость, берущая неприступные цитадели дерзость.
И перепрыгнуть с дискурса на дискурс (например, с права на метафизику, или с игры на технологию) и легче и разрушительней.
В сказке про гороскоп мы заметили, что исторический процесс (как всеобщий, так и персональный) подчинен строгой цикличности. Также в мире духа, в культурных отправлениях-институтах, не привязанных ни ко времени, ни к пространству, тоже присутствует 12-ричная система от языка до «дерзости свершения».
Так что соображения Шестова, его познания в области латыни и древнегреческого не помогли его идеям избежать архивной пыли. А Бунин, при всех его личных ошибках, просчетах, колебаниях, при всей его «слабохарактерности» сохранил свою востребованность. «Молчат и мумии и кости» философов (как платонистов, так и демокритистов), но «на мировом погосте письмена» Бунина  и иже с ним Ильфа-Петрова, Пушкина-Дюма, Булгакова, Платонова, Вадима Шефнера, Басё, Ли Бо и Ду Фу продолжают звучать.   
12 культурных институций, впрочем, обнаруживают тенденцию тяготеть  к географическим зонам.
Африка южнее Сахары – это зона № 1, зона языка, начало, база, настроение упрямого, упорного Быка.
Арабская Афразия – это мир традиции, где Тигр резко выпрыгивает из своего укрытия, генерируя историческое бытие. Это зона № 2.
Индия – зона № 3, зона игры. Тут мир «традиции» становится уже умным и усложненным.
Юго-восточная Азия – мир дисциплины, воинской организации, говоря историческим терминами, мир «предгосударства». «военной демократии».  Это зона № 4.
Зона № 5 - это Дальний Восток. Здесь царствует  медитация (чань, дзэн) и самурайская монархическая этика, дисциплина обретает цивилизационное завершение.
Южная Сибирь, легендарный «Тюркский каганат» - мир экспансии, расширения, коммуникабельности. (Шестая зона).
Седьмая зона расположена в северо-восточном Средиземноморье. Вот это мир метафизики, а заодно и важнейших земных перворелигий христианства, ислама. Здесь также нашли свой приют иудаисты (будь то Израиль или крымский караимы или крымчаки), и даже пресловутые бахаи тоже возникли здесь.
Зона № 8 – южная Европа с её Италией, Швейцарией, Южной Германией, Австрией… Это зона образования.
Зона № 9. Мир науки-математики, так как без математики наука – пока ещё лишь эрудиция и ученость. Это франция, Германия, Голландия.
Зона № 10 связана с Британией, родиной спорта, капитализма, политэкономии, теории естественного отбора и всемирного тяготения.
Зона Северной Америки – это отчасти продолжение «прогрессорства» британцев, но в большей степени тут царит «технократизм» (№11).
Двенадцатая зона, зона Симона Боливара, Че Гевары, Фиделя, Уго Чавеса, Пеле, Марадоны, это зона дерзости и смелости.
Есть и зона, которая вне форматов, вне 12-ти указанных зон. Зона смешения, зона, не понятная уму, не измеряемая аршинами каких-либо  гороскопов. 
*
 http://proza.ru/2023/01/31/1142