Героика

Лев Алабин
«Кто любит меня, идите за мной. Не показывайте врагу спины!» — этот призыв Жанны Д, Арк доносится до нас из 15 века.

"Жанна. Голоса" моноспектакль по пьесе Б. Шоу. Театр Ники Косенковой. Актриса Аделина Гизатуллина.

Это не государственный театр. Этот спектакль, как и все другие спектакли этого театра, идёт в квартире режиссера Ники Косенковой.

"Панфиловцев" встретили в штыки. "Зою" осмеяли и оболгали. Все героическое оплевывается. Мы в безнадежном положении. И на помощь пришла Жанна. Теперь в ее руках знамя нашего освобождения. Вперед Жанна! Мы идем за тобой.

В этом спектакле не только бесплотные, небесные силы, которые говорили с Жанной с детства, но и все окружающие представлены только голосами. Это моноспектакль, и на этот раз, все персонажи — только голоса. Возможно, что они являются к ней, когда она сидит в одиночке, в тюрьме. В плену у англичан. Таково режиссерское решение. Сама Жанна объясняла на допросе, как говорил с ней Бог: «Бог может общается с человеком только в его уме, в его воображении.» Так и тут. Из памяти Жанны возникает и архангел Михаил и начальник войска и сам Дофин. Актриса представляет нам множество лиц. Передает их характеры. И не только их голоса мы слышим, она передает их пластику, движения, жесты, манеры. Это одновременно и пластический спектакль, над которым поработал балетмейстер. Вспоминая всю эту историю, и переживая вместе с актрисой, убеждаешься, что все, что произошло тогда, просто невероятно. Невероятно, чтобы за такой Жанной, какой представила нам ее актриса — тонкой, бестелесной, с детским, кукольным лицом, пошла вся страна. И в то же время, все это было. Деревенская девочка семнадцати лет воодушевила и повела за собой Францию, и они победили. Спектакль начинается с того, что актриса выпадает на сцену, словно кто-то ее выбрасывает в лучи света. Вот так в лучах истории оказалась и сама Жанна. И она беспомощно съеживается в комочек, на краю сцены, но история требует от нее действий, голоса требуют, звучат повелительно и властно. Голос Архангела Михаила здесь совсем не ласковый голос.

У актрисы нет величественных поз, патетических фраз, гипнотического взгляда. И все же она всех убеждает в своей правоте, в истинности и предначертанности своего пути. Сначала народ, солдат, потом и военачальников, и наконец, самого Короля, которого она узнала среди огромной придворной свиты, чем поразила придворных. Ее тоненькая талия, кажется вот-вот переломится от ветра, в ее тоненьких руках вряд ли удержится меч. И вряд ли она сможет носить многопудовые доспехи, настолько актриса слаба и ее тело прозрачно. Но она превозмогает все. Актриса показывает, что она слабее любого, сидящего в зале, и все же ее героиня смогла освободить Францию. И это обращено к каждому, каждый призван на подвиг, каждый способен на подвиг, если уж такая маленькая девочка смогла. Таково сегодня решение этой роли, этого образа Орлеанской Девы. Спектакль о том, как из слабых делаются сильные, из нерешительных, неколебимые волей, и сила самой Жанны, по крайней в этом спектакле, в ее немощи. В ее беспомощности. В спектакле нет спецэффектов. Нет и декораций. Но когда актриса в своей латексной современной одежде поднимается с колен и ее освещает красноватый фонарь, мы видим, как бронзовеет ее костюм, как она облекается воистину в нерукотворные латы мужества, решимости, веры и идёт до конца.

Афористические ответы Жанны на допросах и до сих пор поражают воображение.

— Мне жаль милую Францию. Здесь правят жадные до власти люди, которым нет дела до интересов страны.

— Если Бог обещал вам победу, зачем было воевать?

— Солдат должен сражаться, а Победу дает Бог.

(Протоколы судебных заседаний, 1431 года)

— Находитесь ли вы в состоянии благодати Божией?

— Если я не нахожусь в состоянии благодати, пусть Бог дарует мне это состояние; а если я нахожусь, пусть Бог сохранит меня в своей благодати.

(Третий публичный допрос 24 февраля 1431 года)

— Вы куда-нибудь собираетесь, Жанна?

— О нет. Только к богу, если погибну.

— Ой! Чтобы мое тело, чистое и целостное, никогда не было испорченным, сегодня его нужно сжечь и сжечь дотла!