Крымская война и французское искусство XIX века

Горбунов Юрий Иванович
Юрий Горбунов

Крымская война (1854—55 гг.) в зеркалах Версаля или французская живопись  в середине XIX века



Предисловие. Почему империалистические государства не довольны присоединением Крыма к России 



В начале 2016 г., просматривая первый выпуск (Vol. 15, issue 1, 2016) электронного журнала по истории мирового искусства ХIХ века (Nineteenth-Century Art Worldwide, a Journal of Nineteenth-Century Visual Culture), я наткнулся на статью английского историка искусства Джулии Томы (Julia Thoma) об истории проекта по созданию живописной панорамы, посвященной победам Франции в Крымской войне, в одном из залов Версальской исторической галереи в 1856-1861 гг.

"Интересно - подумал я, - не успел Крым присоединиться к России, как даже английские искусствоведы заинтересовались историей полуострова, ставшим яблоком раздора ещё в позапрошлом веке. Обратился к литературе и нашёл в интернете несколько недавно опубликованных книг о Крымской войне, об эпохе Наполеона III, о французском искусстве эпохи Второй империи.

Меня удивило, что персона этого императора и Крымская война, искусство того времени продолжает привлекать исследователей и в нашем 21-ом веке. Почему? - спрашивал я себя. Интересной с познавательной точки зрения оказались в найденной литературе описания нравов и обычаев, царивших в императорском окружении, кругах аристократии и буржуазии. Подобные обычаи и нравы наблюдались не только во Франции, но и других европейских странах, в царской России в том числе.

Не поверил, что никто в России не описал Крымскую панораму  раньше. Написал письмо Сергею Ченнык, главному редактору журнала "Military Крым". Сергей самый глубокий  знаток истории Восточной войны и автор пятитомника по истории той войны. Пять томов вышли в свет в России в 2010-2015 годы в серии "Крымская кампания (1854-1856 гг.), Восточная война (1853-1856 гг.)".

"Кто-либо писал об проекте этой панорамы на русском языке? - спрашивал я его. - Если нет, то я готов перевести с английского или написать свою статью о Крымском проекте". Он сообщил, что никаких сведений о реализации такого проекта не читал и готов опубликовать перевод или статью.

От перевода я сразу отказался, потому что свою статью Дж. Тома писала для искусствоведов и читателей, знакомых с западным искусством, но не имеющих никакого понятия о русской истории и искусстве. Она подробно описывает процесс создания художественной панорамы в Версальской галерее. Приводит копии документов проекта. Подробные комментарии и ссылки на редчайшие источники, занимающие две пятых текста, завершают статью.

Однако в статье она обходит стороной почти все политико-социальные проблемы времени правления Наполеона III и сосредотачивает свое внимание только на искусствоведческой истории проекта. О политике Наполеона III она предпочитает не рассуждать. Я предположил, что именно политические проблемы Второй империи чрезвычайно интересны и поучительны для русских читателей: как и почему, кем и на чьи деньги готовилось второе после 1812 года нашествие Европы на Россию в 1853-56 гг.

________________

Полгода ушло на изучение литературы и написание статьи. Я получил огромное удовольствие, работая с интереснейшим историческими материалами в основном на английском языке.

Первым редактором и публикатором ее стал Сергей Ченнык. Он опубликовал ее в своём журнале "Military Крым" -- в No. 5 (30) за 2016 г. и в No. 1 (31) за 2017 г. В них указаны все источники и литература. 



Проект панорамы "Крымская война" в Версале.



Первые картины о победах французского войска в Крыму были выставлены в парижском Салоне в мае 1855 г. А в конце года боевые действия в Крыму прекратились.

История Крымской войны, кажется нам, хорошо известна. Какие сюжеты могли заинтересовать французское правительство и лично Наполеона III в первую очередь? Высадка войск союзников под Евпаторией; Победы союзников в сражениях при Альме (сентябрь 1854 г.), под Балаклавой (октябрь) на Инкерманских высотах (ноябрь), под Евпаторией (февраль 1855 г.), на Черной речке (август 1855 г.). С апреля кровопролитные бои за Севастополь. Захват Малахового кургана в сентябре. Перемирие, заключённое между воюющими державами в феврале 1856 г. в Париже.

В статье Дж. Тома кратко описывает некоторые картины французских известных и молодых художников. В период с 1855 по 1861 год восемнадцать французских живописцев получили 44 правительственных заказа на картины, рассказывающие о французских героях Крымской войны. Картины предполагалось выставлять в Салоне по мере их готовности, а позже разместить лучшие в одном из залов Версальской галереи.

Дж. Тома ввела в научный оборот малоизвестные архивные материалы. Однако самые интересные – это ее иллюстрации, схематические изображения по теме, скомпонованные ею специально для своей статьи. Она реконструирует внешний вид четырех стен, которые могли вместить картины  и статуи французских художников и скульпторов в Крымском зале в соответствии с проектом. Их можно посмотреть в оригинале статьи в интернете. И за это ей благодарность!

В марте 2019 года в Лондоне Джулия Тома опубликовала книгу о батальном искусстве Второй империи (Julia Thoma, The Final Spectacle: Military Painting under the Second Empire, 1855–1867  L. March 2019).

В новой книге Дж. Тома попыталась восстановить хронологию работы над проектом Крымской панорамы в Версальской исторической галерее. Идея новой панорамы витала в воздухе с первых дней крымской войны. Надо было срочно изобразить крымскую военную экспедицию как победоносную войну и снять все вопросы, задаваемые правительству прогрессивной общественностью в прессе. Стоило ли нести такие расходы и воевать в регионах, расположенных в тысячах километров от Франции? Стоило ли нести огромные потери в живой силе, ведь солдаты и офицеры погибали не только в боях и сраженьях, но и от болезней, холода, плохого питания?  Можно ли назвать правильной внешнюю политику новоиспеченного императора Наполеона III, авантюриста и самозванца? Не закончит ли Наполеон "маленький" так же бесславно, как и Наполеон "большой" где-нибудь на острове в ссылке?!

***

См. Продолжение в книге о французском искусстве.