Движение одного - непросто о бытии

Шестьдесят Седьмой
В прошлой заметке «Парменид – просто о бытии» мы рассмотрели бытие, представленное Парменидом. Сегодня мы пойдем дальше... Итак, бытие – это вечное настоящее, вечно длящийся настоящий момент сам по себе, то, что своей сущностью обеспечивает целостность мироздания во времени, одновременно фиксируя его актуальное содержание как текущий момент. Как же оно устроено, это настоящее?

Во-первых, настоящий момент движется. Ведь время, как известно, движется, причем только в одном направлении, что напоминает «инерционное движение», которое некому прервать и развернуть обратно. Во-вторых, это мгновение не имеет размера. Так как бытие непрерывно, слитно, как говорил Парменид, то расстояние по времени между двумя его состояниями можно делить сколько угодно. Поэтому сам момент фактически равен нулю. Это миг между прошлым и будущим, разделитель. И внутри него, кстати, ничего не может измениться. Это стоп-кадр. Содержание есть, но оно плоско, как фотография. Со стороны движение времени можно представить, как движение единственной точки по бесконечной прямой или как инерционное движение планеты по безвоздушному пустому пространству, в котором больше ничего нет.

Такое представление дает нам две проблемы. Из точек нельзя построить непрерывную прямую. Это значит, что  наш «дом» из прошлой заметки, находящийся внутри бытия и имеющий свое прошлое и будущее, становится многим. Бытие перестает выполнять свою «функцию» поддержания целостности. А это для нас неприемлемо. Вторая проблема обнаруживается, когда мы пытаемся увидеть движение одного. А бытие – это и есть «движение одного». Нам не с чем сравнивать. Мы просто видим шар в открытом пространстве и всё. Может он движется, а может и нет. Конечно, можно сказать, что проблема лишь в восприятии, а на самом деле он движется. Ведь время должно двигаться. Здесь стоит обратить внимание, что время не пространственная характеристика. Чтобы быть, ему не требуется никакого пространства, даже минимальной размерности. А это означает, что нет никакой прерывной прямой, состоящей из дискретных отрезков пустоты между состояниями. Путь времени нематериален, он «в уме». Как и всё, что касается бытия – опять вспоминаем Парменида. Реальна и «материальна» (позволим здесь себе это грубое слово) лишь точка, настоящий момент. Нет никакой прямой траектории.

Но ведь тогда прошлое и будущее пропадают? Нет, не пропадают. Ведь бытие одно, слитное и непрерывное. Всё свое прошлое и будущее, оно «носит» с собой.  Оно не может без него, не существует. В целом предложенный вариант Парменида – неподвижный шар – является очень даже приемлемым вариантом для восприятия бытия. Только надо понимать, что никакого пространства вокруг него нет и оно ему не требуется. Таким образом получается такая картина: движение есть, но движения нет. Это проявляется «иррациональность» бытия.

Бытие неизменно. Это значит, что сущность настоящего момента никак не меняется и не может измениться. Он всегда один и тот же. Тогда как происходят все изменения? Дело в том, что мы описываем устройство настоящего. Но такое устройство обычное дело в нашем мироздании. Подобным же образом устроена любая определенность. Неуловимая граница делит на две части настоящее время, на прошлое и будущее, и она же объединяет их в одно. Но каково непосредственное «содержание» этой определенности, ее сущность? Сущность настоящего момента в движении. Именно он «движет» то, что объемлет – пространство в целом, всё пространственное, всё, что множится.

Это всё также неизменно само по себе. Но уже его сущностью является «движение многих». Таким образом, неизменное время (бытие) движет изменчивое пространство. Не время меняется. Меняется пространство. Поэтому нельзя сказать, что время одновременно и неизменно и изменчиво. Время движется, но движется так незаметно, как мы выяснили, что его можно вполне назвать неподвижным. К тому же оно движется вне пространства, а это представить сложно. Это движение "внутри себя", а не снаружи. Итак, мы имеет неподвижное, цельное, вечное настоящее, бытие, которое «движет» изменчивое пространство, состоящее из многих сущих. «Время одного» – не пространство, у него другая природа. Не стоит превращать его в пространство, только потому, что так нам удобнее. Символично мироздание отдаленно похоже на то, что мы видим в трубу калейдоскопа. Неизменную окружность бытия, внутри которой в пространстве непрерывно меняются цветные узоры. Окружность не меняется, меняется то, что внутри. Но такая картинка всего ли жалкая попытка представить себе настоящее время.

Как можно видеть наше представление о бытии заметно усложнилось (и даже стало непредставимым) по сравнению со временем Парменида. Тем не менее, это всё то же «вечное настоящее». И оно подобно "внутреннему одномерному пространству". Скажем, если мы хотим обратиться к своему "Я" в прошлом, то мы не будем его искать снаружи, а обратимся к собственной памяти. Приблизительно так же устроено и "вечное настоящее". Бытие похоже на часы. Они никуда не двигаются в пространстве,   но движутся внутри. Правда у бытия нет стрелок и нет цифр. Бытие не показывает время и даже его не измеряет. Оно его "движет" и только.