Такси вчера и сегодня

Николай Игнатущенко
Такси – непременный атрибут любого населенного пункта. Часто знакомство с городом начинается с такси. Московское такси имеет исторический, социальный, разговорный, национальный, технический, лингвистический и многие другие аспекты.

В советское время московский таксист был высокооплачиваемый уважаемый работник. В Москве работал 21 таксопарк. Устроиться на работу в парк было непросто. Многие таксисты имели специализацию в зависимости от места парковки, выбора клиентов и получения дополнительного дохода.

Выделялись: аэродромщик (работал в основном на аэропортах), вокзальщик (специализировался на подборе пассажиров на вокзалах), дальнебойщик (возил клиентов в ближайшие города), центровой (на стоянках у крупных гостиниц) и другие категории.

 Практически все таксисты были неплохими психологами, быстро примечали клиентов, с которых можно легко взять два счетчика. Клиенты тоже делились на категории: шляпа, пиджак, колхозник, бордюрщик, в зависимости от внешнего вида и места съема пассажира.

Мне приходилось довольно-таки часто пользоваться услугами московского такси в связи с командировками. Как правило, рейсы отправлялись поздно вечером, а прилетали самолеты ранним утром.

 Сложились определенные правила наиболее экономного и безопасного маршрута движения. Приезжал на городской аэровокзал автобусом с Домодедово. На стоянке такси около аэровокзала всегда стояли с десяток машин. Почти у всех машин были опущены солнцезащитные козырьки с надписью «В парк».

Вопрос решался очень просто. Подыскивал машину с ближайшим к дому таксопарком и спрашивал у таксиста: «Домой поедем»?
Цену, как правило, называл сам в пределах разумного. Быстро, комфортно и недорого.

Вначале 90-х в нашей автостоянке моим соседом был веселый московский таксист по имени Вася. Он заработал двадцатилетний стаж в такси, его рассказы о быте и нравах московских таксистов были бесконечны.

 Практически все название районов звучали на особом жаргоне. Так, Савеловский вокзал – Савок, Беларик – Белорусский, Курский – Курок, Лужники – Лужа.
Иные названия были весьма остроумны.

 Вася проживал на Коровинском шоссе, по названию таксистов – проспект Му-Му. Сам Вася служил «центровым» – его стоянка была у гостиницы «Украина». Там он работал последние десять лет, всегда в ночную смену. Как правило, к пяти утра он уже был свободен и при деньгах.

В середине 90-х Вася покинул ряды работников машин с шашечками. Исчезли все устоявшиеся правила поведения водителей и пассажиров. Таксопарки стали разваливаться. Частники на раздолбанных шестерках были готовы отвезти клиента куда угодно по демпинговым ценам. Вася нанялся персональным водителем к крутому бизнесмену на автомашину «Мерседес».

Улицы города и вокзалы заполнили так называемые «бомбилы». Они работали на свой страх и риск, часто просто попутно подвозили пассажиров. Стоило около бордюра поднять руку, как к тебе подкатывал «бомбила», иногда и два. Один раз мы ехали с коллегами по делам фирмы на потрепанной «восьмерке». По приезду на конечную точку я никак не мог закрыть заднюю дверь машины. По совету водителя, хлопнул сильнее. Дверь закрылась, но от заднего крыла отвалился солидный кусок

 Был случай, когда водитель на красном сигнале светофора выскочил с баллонным ключом, докрутил за несколько секунд гайки на переднем колесе. Потом пояснил – гайки отходят, колесо бьет! На такой машине, конечно, ехать очень опасно.

На вокзалах дежурили машины с представителями бывших союзных республик. Их любимое предложение было в пределах 700 рублей с вариациями типа – «дорогу покажешь».

Потом появились частные таксопарки с возможностью заказа машин. Старые заслуженные парки вдруг превратились в автосалоны по продаже автомашин и автосервисы.

Все изменилось, начиная с 2011 года. Появилось Яндекс такси с заказом машины онлайн в режиме реального времени. Как правило, срок ожидания авто составлял не более пяти минут с возможностью выбора варианта обслуживания.

Была очень интересная встреча с новым профессионалом. Находясь в гостях у дочери, увидел старое кресло, приготовленное для выброса на помойку. Старое, но крепкое дерево, что-то вроде палисандра, требуется замена обивки. Дел на половину дня, поругал всех родственников и решил забрать рабочее кресло домой. Люблю спасать старые вещи. В них история, душа, тепло. Не то, что одноразовая мебель из Икеи.

Кстати говоря, это теперь мое любимое рабочее кресло. Снял шкуркой старый лак, тщательно отполировал, покрыл несколькими слоями водного лака, все укрепил и заменил поролон и обивку.

Внук быстро нашел в заказах такси хорошую машину с низкой ценой, которая всех удивила. Заказали авто. Приехал водитель – армянин, возраст чуть за шестьдесят. Загрузили кресло в машину.

По дороге водитель долго рассказывал свою историю утреннего заказа. Принял заявку практически от вашего дома. Села девушка в нетрезвом виде. По дороге вдруг очнулась и подняла шум – где моя сумочка? Она без сумки садилась, ждала машину на лавочке во дворе дома. Шум, крик, вези обратно, может быть сумка на лавке осталась. Привез обратно, она вышла, а я сразу уехал. Не люблю скандалов. Захотел кофе дома попить, немного успокоиться. А тут ваш заказ, практически до моего дома. Сбил цену на ваш заказ , поеду, кофе попью.

Водитель замечательный. Выбрал хороший маршрут, довез за пятнадцать минут. Не лихачил по дороге, но ехал быстро, уверенно и безопасно.

Современная система заказов получилась очень интересная. Воскресным вечером проверяю уровень цен на такси от дома до Казанского вокзала. Расстояние – 11 километров, время в пути – 18 минут, стоимость заказа – от 300 рублей. Пробок нет.

 Утро понедельника, время в пути – 42 минуты, стоимость заказа – 912 рублей, высокий спрос и пробки на дорогах. Подождал пять мину. Было время в запасе. Проверяю тариф. Время в пути – 41 минута, стоимость заказа – 710 рублей, высокий спрос. Оформил заказ, доехали ровно за 41 минуту. Оплата по карте, деньги сняли с карточки после посадки в машину. Выходим на вокзале, говорим спасибо. Поезд ждать не будет, посадка на него только началась. В запасе осталось почти полчаса.

Вот так работают рыночные отношения – есть спрос и есть предложение услуг. Цена формируется как равновесие спроса и предложения. Вы хотели чистого рынка, вы его и получили! Всем удачи на дорогах!

Но, иногда вспоминается песня «Зеленоглазое такси», видится серая лента шоссе без пробок, и что-то подступает к сердцу родное, знакомое и… потерянное.

Фото свободного доступа из Интернета