1. Диалог о пространстве

Евгений Ивановский
Бывают люди ведущие, бывают ведомые. И каждому хорошо если свое место занимает. Но как понять где твое место? а может место твое и вовсе зависит от ситуации. Ведь в самые страшные моменты нашей истории находились отдельные личности которые становились настоящими лидерами взяв, на себя командование ротой или или на таран, спасая товарищей. Но главное брали на себя ответственность за чужие судьбы. И ведь за ними шли, не роптали: "Право занять место лидера есть у каждого", и вверяли им свои судьбы.  Сложный вопрос о смелости и амбициях, о тщеславии и ответственности, сокрытый в глубине нашего миропонимания да и не об этом сейчас.
Оказавшись в незнакомом месте всегда безопаснее положится на знания человека сведущего. Но если и обычному человеку тяжело сориентироваться в незнакомом пространстве, то на сколько труднее это сделать человеку с ограниченными возможностями? Лишенному зрения, плохо слышащему из-за повязки прикрывающей уши, а порой и почти босому? Чужаку, волею судеб оказавшемуся в незнакомом месте, конечно хочется чтобы кто-то поддержал и помог дойти. Довелось и мне во время своих странствий неоднократно бывать в таких ситуациях. Как пройти порог на байдарке, как закрепить палатку, да мало ли бывало разного. И вот трудный порог пройден, палатка поставлена и можно выдохнуть до следующей трудности на пути.
Это, как и все прочие путешествия, начиналось со странного ощущения. Смесь из неизвестности и манящего чувства дороги, вибрирующим комом стояла где-то между лопаток. Кто путешествовал - тот знает это чувство, хотя физически каждый ощущает его по разному. Только не совсем было понятно, что предстоит мне преодолеть, у кого и какой помощи просить. А где мы путешествуем? Конечно в пространстве нашего мира. Во внешнем мире оно простирается с Запада на Восток и ширится Севера на Юг, а в третьем измерении высится от Зенита и до Надира. А мир внутренний? Не может же мир внутри нас быть меньше, Уже, примитивнее, чем мир внешний. Или это зависит от того, чем наполнено это пространство? Мне кажется, что пространство внутри нас, то есть его размеры и наполненность, зависит только от нас самих. У кого-то оно (пространство) маленький пятачок пустыни -  "пустой человек", знакомое выражение? У другого оно - узкий коридор, ведущий к какой-то конкретной цели, и всё существованием человека ограниченно и подчинено этой цели. У третьего это: широта, размах ("широкой души человек" тоже слышали?). А четвёртый? Какой он? А я какой?
Покажется странным, но погружаясь в себя, мы погружаемся в новое и незнакомое нам же пространство. А кто может помочь мне сориентироваться в хаосе собственных мыслей, эмоций и чувств? Только я сам. Подобно известному барону я могу (а смогу ли?) вытащить и себя, и... У барона был конь, а что есть у меня? Смогу ли я, спустившись в глубь самого себя отыскать там что-то и поднять это на Свет Божий. Да и стоит ли поднимать то, что было скрыто так глубоко внутри меня, и что с этим делать потом? Помните "Самофракийскую Нику"? А ведь из глубины недр ее поднимали дважды. И в первый раз она была лишь куском грубого камня, вытащенного на свет из глубин каменоломни. Применяя свой талант и даденные ему инструменты, автор явил миру нечто прекрасное, уже нет того каменотеса, нет и автора, а красота осталась. Правда снова канула она в недра, пока любитель-археолог вновь не вытащил ее из глубин Земли и времен и не явил нам.
Удивительный вывод напрашивается. Вокруг меня есть пространство, наполненное различными пейзажами: и тени леса, и громады гор, и прохлада рек, и даже в песчаных безжизненных барханах есть своя красота. Словно какой-то Великий Архитектор создал этот мир таким разным, наполненным, интересными, познаваемым и непознанным одновременно. В тоже время и я сам являюсь неким пространством. Каким я его сделаю - зависит только от меня. Но пространство не может быть пустым, абсолютного вакуума нет, а значит и в недрах меня самого, как в недрах древней каменоломни, сокрыт какой-то камень. Раз есть камень внутри меня, значит я сам являюсь этим камнем. Погружаясь внутрь себя и размышляя над самим собой, я, подобно древнему каменотесу, могу отыскать его и, обработав подобно скульптору, явить миру нового себя. Каменоломня и каменотес, камень и скульптор, отсекающий лишнее, я везде или меня (настоящего) вовсе ещё нет.
Может быть внутреннее моё пространство есть семя, из которого я сам себя должен взрастить. Косточка - только зачаток стебля. И рождение стебля происходит только после "смерти" косточки в недрах Земли. Но и появившийся стебель еще не плод. Явившись в мир, стебель противостоит стихиям, крепнет и растет под натиском их испытаний, с единственной целью - дать плод. Но плод ещё должен вызреть, чтобы быть пригодным. Косточка - стебель-плод. Созревая плод вынашивает косточку, сокрытую внутри себя, а погибая - высвобождает её. А что если я, лишь плод, и по мере моего внешнего созревания (возраст, карьера, жизненный опыт)  внутри меня появляется, и крепнет, и наливается мыслями и силой, новая косточка, для которой я сам только плод-оболочка?  Все мы слышали, что кто-то хочет оставить след в истории. А не та ли самая косточка имеется в виду? Оставить след своих мыслей и идей, которые могут подхватить другие, и взрастить ими свои стебли и явить в мир свои плоды. Вызрев и погибнув эти плоды явят новые семена. Косточка - стебель - плод - Косточка. Круговорот жизни, который никогда не разомкнется, если правильное зерно будет брошено на благодатную почву.
Странное путешествие вышло. Я прошел и вширь, и вглубь и, одновременно, не тронулся с места. Я путешествовал в пространстве, при этом сам являюсь пространством, внутри которого путешествует другой "я". Во мне (таком какой "я" есть) есть такой "Я", каким я хочу быть. А как мне стать таким, каким я хочу быть? Ответ чуть выше: дабы явить в мир Красоту совершенных форм, надо просто (а так ли уж это просто?) с Силой каменотеса и Мудростью скульптора обработать грубый камень. Ответ рядом и одновременно ответа нет...
- почему нет ответа, если ты его уже произнес? - неожиданно спросил меня Камень. Интересно, но из путешествия в пространстве внутри себя я сам извлек своего собеседника. Камень моего внутреннего пространства, внутренний голос, другой "Я" сидящий во мне как в матрёшке.
- потому, что я не скульптор и не умею отличать лишнее от стОящего - парировал я
- рождаясь дети не умеют ни читать, ни писать. Но потом они учатся складывать по буквам...
- Но до обучения еще нужно дорасти - продолжаю я возражать
- безусловно, все с рождения имеют только чувства и инстинкты, а вот навыки можно получить только прилежанием и трудом.
- и можно обрести навыки познания и совершенствования себя? - эхом гудел вопрос заданный Никому...