Приют для одиноких

Александр Шевчук2
   Алтай, зима.  Январский  холод  нещадно морозит все вокруг. Природа  застыла в каком-то ледяном  ступоре. Деревья стоят с безжизненно опущенными ветками, изморозь накрыла  их толстым слоем и они готовы уже  сломаться  под их  непомерной  тяжестью. Только  безветрие  спасает  деревья от серьезных  ранений  и  поломок, но случается, что в такие   суровые зимы  слабые  деревья  погибают.
  Такая вот  она,  сибирская зима без прикрас.  Природа,  и все  живое замирает,  спасаясь от холода,  она   терпеливо   ждет    прихода живительного   весеннего тепла. 

   Валентине  Ивановна  старая женщина, ей  перевалило уже за семьдесят,    она, пережидая морозы,  уже  суетиться,   готовит ящики под рассаду на свой  небольшой  огород, что рядом с  домом.
 
  Борково,   маленькое село,  оно  стоит на кромке ленточного    Касмалинского   бора. Когда государство начало изводить маленькие села, то  все,  кто был   молод и в силе,  вынуждены были   уехать  из  Борково. Многие переехали    жить  в  Покровку,  где  находилось  головное предприятие колхоза  имени Кирова.    Руководство колхоза  обещало,  всех  переселенцев  обеспечить работай  и  по  возможности  обеспечить  нуждающихся   жильем.

 Были семьи,  которые  уехали   в поисках счастья,  жить  в районный центр  Мамонтово.    Опустело  село,  не стало слышно веселого и  звонкого  смеха ребятни.  В  нем  остались доживать свой век  одни старики, им уже некуда   ехать и спешить, они знают, что  остаются  здесь  навсегда.
 
Галя, дочь  Валентины  Ивановны,   поздний и единственный  ее ребенок,  после окончания института    осталась  работать   в Новосибирске.   Так  получилось, что  семейная жизнь у нее не  заладилась, с мужем  они  развелись,  живет  она одна,  с  тринадцатилетней  дочерью Таней в двух комнатной квартире на девятом этаже. 

   Общие друзья  у нее   куда-то исчезли, а когда встречались,  от ее приглашения   встретиться, отказывались, ссылаясь на занятость.  Друзья и общие знакомые,   все были   со стороны мужа,   своих друзей Галя  не завела, со своим неуживчивым  и  вздорным  характером.
 
 Валентина Ивановна,  продолжала жить в почти опустевшем селе. Жила   она  тихо и спокойно, местный фермер  Иван Парфенов привозил  ей на зиму дрова и уголь.  Баба Валя  со своей пенсии аккуратно всегда с ним  рассчитывалась, поэтому Иван всегда  вовремя снабжал ее топливом.  Сосед дед Григорий, что жил через два дома от нее,  еще был  в силе и за чекушку,  он всегда готов  помочь  ей по хозяйству.
 
 Тихо и спокойно жила  старая женщина, к своему одиночеству она уже  притерпелась, только к своим болячкам  притерпеться   не может. Суставы и позвоночник донимали   Валентину  Ивановну, но  работая   в  своем небольшом  домашнем   хозяйстве, она   находилась   в   постоянном  движении, боль ее отпускала, но проходит время,   боль опять настигала её, не спрятаться  от нее,  не скрыться, так и жила.

  Зима, снежная , с лютыми морозами,  наконец  отступила, с приходом весны пришло долгожданное тепло. Солнце  светило ярко,  всем улыбаясь,   играючи растопила  остатки снега. Веселые ручейки  с негромким журчанием,   сбегали  по улице села, наполняя   местный  пруд  живительной влагой.

  Как только земля  прогрелась, Валентина Ивановна была уже на огороде, сгребая  в кучу  прошлогоднюю ботву, прикидывала, что и  где  можно в этом году  посадить. Местный  фермер обещал  ей на этой недели  вспахать  огород.
- Вот будет и ладно  -   вздохнула с облегчением   Валентина Ивановна.
  Когда с посадками в огороде она  закончила, нежданно без звонка приехала её  дочка Галина ,  не одна, а  со своей дочерью   Татьяной.   Валентина Ивановна забегала, захлопотала,  собирая на стол, чем бог послал, что бы угостить  дорогих и родных  ей гостей.
 

  Когда отобедали, Валентина  Ивановна спросила - как у тебя дела дочка, ты так давно мне не звонила, что-то  случилось у тебя, ты  погостить  ко мне приехала или  еще что?
   - Нет, мама не  гостить  я   приехала, а за тобой,  решила я  твой дом продать, а тебя к себе в город забрать - сказала Галина.
   - Как так Галя,   дом  и огород, все бросить и уехать,  я всю жизнь здесь прожила,   жалко  мне  все бросать  с таким трудом  все  нажитое  - всплеснула руками  Валентина Ивановна.

- Тут    муж мой Василий  на кладбище лежит, царство ему небесное,  отец  твой - уже со слезой в голосе,  проговорила она.
  - Мама, придется  бросить,  все бросили и разъехались, а почему тебе нельзя?  Ты уже в возрасте, тебе одной тут тяжело, а в городе мы будем вместе. Все будет хорошо, будешь отдыхать,  не  о чем,    не  заботясь - уже сердясь,  со строгостью  в голосе,  выговаривала она матери.

  -В Новосибирске  мама,   городская  поликлиника , не чета   районной, если занеможешь,   там   вылечат,  не дадут помереть -продолжала убеждать  свою мать Галина.
   - Не знаю, не знаю,  просьба твоя,   меня  наповал валит доченька,     хорошо,  осенью уберу огород, тогда  видно будет, хотя     до осени  еще  дожить  надо - всхлипывая,  проговорила Валентина Ивановна.

    Осенью,   Валентина Ивановна копалась у себя в огороде,  собирала  спелые ядреные помидоры с кустов,  в  приготовленную  плетеную  корзину. Тут окликнув ее,  в огород зашел ее младший родной брат Ефим, он на днях звонил и предупредил, что  приедет в Борково и поможет ей   в  огороде  прибраться.

  Ефим со своей семьей жил в Барнауле. Он в юности, сразу после окончания ремесленного училища, остался жить в городе,   по направлению от  училища, поступил  работать  на моторный  завод,  токарем.   Каждое лето на выходные он приезжал к сестре в гости, он всегда   выбирался  на пруд,  порыбачить, половить карасей. В родительский день  он,   с сестрой всегда  ходил  на кладбище , прибрать могилки   родителей,  помянуть  их.

  Валентина Ивановна обрадовалась приезду брата, он  обещал помочь  Валентине Ивановне  по хозяйству, и убрать урожай с огорода. Вечером, когда уже поужинали,  и   пили чай со смородиновым листом, Валентина Ивановна рассказала брату, что  дочь Галина   приезжала,  хочет  забрать  её  к себе в город жить,  а   дом  мой,  она  хочет продать.
 
  Ефим  рассмеялся и сказал - 
  - Валентина,   хибару твою никто не купит, ты видела, что пол села стоит  с пустыми  домами, есть и добротные, но кому они в этой глуши нужны.
  - Будешь уезжать, позвони мне, я приеду,  твой дом  закрою, а  окна  заколочу,  летом,  когда  буду приезжать порыбачить, заодно присмотрю  за ним - пообещал Ефим.

  Пришло время и поздней осенью,  дочка забрала  свою маму в город.  Валентине Ивановне жить в  маленькой квартире непривычно,  чувствовала она себя,  как птичка  в клетке, да еще на  девятом этаже.  Она старалась быть полезной и постоянно помогала по дому, то  вытирала пыль, или  готовила на кухне, но все это  не   давало  ей  чувства   легкости, как  у себя дома.

  Несколько раз с  внучкой  она спускалась во двор на прогулку, но там везде стоят автомобили, не погуляешь.  Постоянный  шум,     духота, непривычная  обстановка  ее  угнетала, поднималось давление. С больной головой она  возвращалась  в квартиру,  принимала  таблетки и ложилась без сил  в постель.

     Перед  Новогодними  каникулами, дочка спросила маму-
  -Мам дай мне 40 тысяч рублей, я хочу со своим   другом  съездить в Таиланд,  отдохнуть от зимы,  я так устала.   Знаешь  мама,   сейчас все ездят туда отдыхать, на поездку  моих денег, что бы  прилично  отдохнуть,  у меня   не хватает.

  Валентина Ивановна посмотрела на дочь и спросила-
  - Ты для этого вызвала  меня сюда?- Я    тебе всю свою  пенсию отдаю, какие еще тебе деньги нужны?

  -Мама не сердись, у тебя же есть накопления, зачем они тебе сейчас, ты живешь на всем готовом – уже сердясь,  проговорила Галя.
   Валентина  Ивановна, стояла и не знала, что ответить своей родной дочери. Придя в себя, она открыла свой чемодан.  достала  белый платочек,   завязанный  узлом, там   хранила  она последние  свои  деньги.

  -Вот дочка, забирай последние,  20 тысяч,  поезжай с другом  в Таиланд   отдохни, а я с внучкой  дома  побуду, тоже   отдохну - проговорила Валентина Ивановна.

    Дочка взяла деньги и сказала-
  -Мама, ты меня сильно выручила, с другом,  у меня  сложились хорошие отношения,  он  обещал,  когда вернемся из Таиланда,  взять  меня  в жены.  Тут  придется  раскошелиться.

  Валентина Ивановна посмотрела  на дочь и ничего не сказала, только про себя подумала –
  - Хоть я и старая, но знаю, что  девушки    за свои деньги парней отдыхать не возят, стрёмно   всё  это.

  Дочка уехала отдыхать  в Таиланд, а Валентина Ивановна с внучкой проводили праздничные каникулы дома.  Правда  внучка с бабушкой дома не сидела, она с подружками бегала по  всем праздничным мероприятиям в городе, а бабушка  терпеливо ее ждала.

  Пролетели праздники, дочка вернулась из Таиланда загорелая и счастливая, она без устали нахваливала маме, как там хорошо отдыхать.  Теперь она все выходные проводила со своим другом, маме она даже не сказала , что за друг и  как его  зовут. Да  ей это и не интересно, просто она удивлялась таким  отношениям в  этом непонятном  для не  ей   мире.

  Валентина Ивановна  очень устала,  находясь   в  этой двухкомнатной под  самыми небесами  квартире,  от постоянного сиденья    стали  ее   беспокоить старые   болячки.  Начались  головные боли,   поднималось    артериальное  давление.

  - Ах, годы мои годы, не даете вы мне без болезней  спокойно жить -  лежа в постели думала Валентина Ивановна.
  В конце марта, дочка сказала матери-
  -Мама, мой друг согласился  жить    со мной, только с условием, что  в моей    квартире.

  Валентина Ивановна,  молча, посмотрела на дочь,  и   ждала, что   скажет    она  еще   ей.

  -Ты же мама  должна  понимать,  что нам  вместе  будет тесно жить  в двухкомнатной квартире - продолжала говорить дочь.

  -Твой дом я в интернете выставила на  продажу, весной могут его купить. А тебя мама, я договорилась уже, поселить  в приличный дом  престарелых,  он  рядом тут находится,  в пригороде Новосибирска.

  Валентина Ивановна стало не по себе, и когда она пришла в себя.  Она  тихо с дрожью  в  голосе  спросила-
  -Дочка, ты зачем    сорвала   меня  из  моего  дома, что бы  теперь  мне мыкаться по приютам неприкаянной.
  -Мама, ты  не беспокойся, там хорошо  тебе будет, я с дочкой буду по выходным  тебя навещать, вкусняшки, что ты любишь, буду привозить, соглашайся – просила настойчиво  Галина.

 Валентина Ивановна,  разбитая от переживаний  стала вспоминать –
-  Да  она очень поздно по своему  возрасту родила   дочь.  Долго  у нее не получалось забеременеть,  и  бог смилостивился  и  она  родила долгожданную  свою    кровиночку.   А вот  теперь  родная дочь выгоняет   мать  из дома, в приют для бездомных.

  -Стыдно, очень стыдно, видно я не смогла  правильно   ее  воспитать, много баловала, много позволяла - думала Валентина Ивановна.
 Солнце весеннее заглянуло  к Валентине Ивановне  в окно и у ней с этим  солнечным  лучиком появилась надежда.  Она поняла, что  нужно  действовать,  что- то  предпринимать.  Она взяла телефон и  позвонила брату Ефиму,   она   сказала  ему-

  - Братишка, родной мой, забери, Христа  ради   меня  отсюда, сил моих нет,   домой  хочу,  в   свою  деревню.

  Ефим коротко ответил-
  - Еду.
  Пока в квартире никого нет, дочка на работе, внучка в школе, Валентина Ивановна собрала свои нехитрые пожитки и  почти бегом  вышла  из  квартиры  своей  дочери. На выходе из подъезда,  она   оглянулась на  дом,  облегченно вздохнула, перекрестилась и села в автомобиль брата.

  Долгая дорога домой, для Валентины Ивановны не стала трудной, она смотрела из автомобиля  в окно и любовалась весенней оживающей природой. Наблюдая за всем этим великолепием, тяжесть на душе  постепенно начала отпускать.
  Когда подъезжали уже к Барнаулу, Ефим спросил Валентину-
  -Сестра, давай заедем ко мне, переночуешь, отдохнешь, а утром отвезу тебя в деревню.

  -Нет, нет  Ефимушка, вези сразу  в деревню, сил нет ждать, так хочется  быстрей оказаться дома.
  На выезде из Павловска  перекусили в кафе «Чебуречная»  и продолжили свой  путь. Уже по сумеркам они въехали в село. Ефим открыл дом, затопил печь, от нее потянуло живительным теплом, дом наполнился  домашним  уютом. Переночевав, Ефим рано утром уехал  домой.

 Валентина Ивановна с утра, хлопотала по дому, наводя привычный порядок, ставя все на свои места. Постучав в дверь, зашла соседка Клава, она с вечера видела свет в окне, потому и пришла к  Валентине.

 Ой, ой,  Валентина, как я рада, что ты живая и здоровая  из города вернулась – скороговоркой торопясь проговорила Клава.
  - А то я  слышала от людей, что старики, кого забирают дети в город, там не живут долго, помирают.
 Бог с тобой, ты  что  подруга  придумала - смеясь над Клавой проговорила Валентина.
 -Жива я, хоть  не совсем здоровая–  сказала,  уже улыбаясь Валентина.
 -Что же тебе не  жилось в городе - спросила Клава
 -Знаешь подруга, климат мне там не подошел, приехала домой, тут климат лучше и живется легче.
               
                Шевчук А.