Как горящий Ангел с небес

Владимир Аганин
   Это случилось 2.12.2022 в день "пяти двоек". Под Бахмутом (Артёмовском) в районе Клещеевки штурмовики ЧВК "Вагнер" вели тяжёлые бои с подразделениями ВСУ и иностранными наёмниками.

   Экипаж бомбардировщика Су-24М, принадлежащий авиаотряду "музыкантов", в составе командира Антонова Александра Сергеевича и штурмана Никишина Владимира Николаевича вылетел на выполнение боевой задачи в район Клещеевки.

   В это время противник предпринял попытку прорыва с использованием бронетехники, вследствие чего возникла серьезная угроза потери "музыкантами" позиций, отбитых у ВСУ. Экипаж самолета получил указание с земли атаковать бронетанковую колонну противника, прорывающуюся к нашим позициям. Если их не остановить на подступах, скоро начнется прорыв.

   Для захода в атаку бомбардировщик был вынужден зайти за линию соприкосновения, углубившись на подконтрольную противнику территорию на несколько километров. При развороте и выходе на боевой курс по самолету был нанесен удар из ПЗРК, ракета поразила бомбардировщик. Командир одного из штурмовых отрядов "музыкантов" получил доклад от наблюдательного пункта, что самолет горит и снижается в сторону колонны вражеской бронетехники.

   Летчики понимали, что не донесут бомбы до цели. Последние слова экипажа в эфир по открытым радиоисточникам, как передал авианаводчик, были «Встречайте, суки, папу», и самолет пошел на цель. Далее уже от командира штурмового отряда произошел доклад, что цель была поражена, натиск врага остановлен.

   Сослуживец Антонова и Никишина рассказывал:
   — С точки зрения профессионализма это были профессионалы высшего класса. Большой опыт у них был до того, как они пришли к нам в компанию. Командир экипажа буквально в этом году уволился из Вооруженных сил. Насколько я их лично знал, они были с высокой мотивацией и ответственностью. Во-первых, любой летчик всегда, в любой момент, пока здоровье позволяет, готов прыгнуть в кабину и взяться за ручку управления самолета и выполнить полет. Во-вторых, тут ситуация такая, что нужно защищать Родину. Что Александр Сергеевич, что Владимир Николаевич очень осознанно к этому подошли. У нас в принципе в авиаподразделении все такие экипажи, независимо от того Су-24 или Су-25, вертолеты и так далее.

   По существу, командир Су-24М подполковник Антонов повторил подвиг Николая Гастелло, совершённый в далёком 1941 году. В России нет, пожалуй, человека, кто не расскажет сходу историю фронтового подвига Николая Гастелло. Имя это давно стало нарицательным, и за 81 год ничего не изменилось в природе русского воина. Аналогия последнего броска Антонова и Гастелло полная.

   26 июня 1941 года капитан Гастелло с экипажем из 3 человек вылетел на боевое задание в район Минска. Шли в паре с экипажем Федора Воробьева, который и доложит позже о воздушном подвиге. Новые, ставшие потом легендарными бомбардировщики ДБ-3Ф несли полный запас авиабомб. Стояла задача – разбить моторизованную колонну немцев в районе Радошковичей.

   Шел 5-ый день войны. Известно о нескольких таранах наших летчиков уже в первую неделю боев. Но слава Гастелло от этого не меркнет. Немцы успели подбить самолет, потому что он шел на небольшой высоте. Командир принял решение – выполнить задание несмотря ни на что. И направил горящий самолет прямо в центр колонны. Неизрасходованный боезапас сделал свое дело: фашистам пришлось считать ущерб и передислоцировать группу. Советские войска получили ценный выигрыш во времени.

   Теперь уже известно, что украинские военные вернули «вагнеровцам» тела погибших летчиков. Презрев ненависть и уважая бесстрашие, накрыли их флагами России и группы «музыкантов». Капитан Гастелло посмертно стал Героем Советского Союза. А вслед за ним – еще 500 летчиков Великой Отечественной погибли, совершив воздушный таран. Антонов и Никишин вряд ли думали о наградах, когда атаковали бронеколонну ВСУ. Но их подвиг достоин славы.

   После церемонии прощания тела героев отправили на их Родину.
   Указом Президента Российской Федерации Антонову и Никишину присвоены звания
   Героев России посмертно.
   Вечная и Светлая память Героям!!!

**************

   Мне как воронежцу хотелось бы дополнить рассказ аналогичной историей о подвиге советских лётчиков пикирующего бомбардировщика Пе-2, совершённого ими при обороне Воронежа в 1942 году. Тем более, что в эти дни мы отмечаем 80-ю годовщину освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков.

   Младший лейтенант Артюша Оганджанян служил в 507-м бомбардировочном полку пикирующих бомбардировщиков Пе-2. В тот день (8 июля 1942 года) он отдыхал вместе со своим экипажем: штурманом лейтенантом Матвеем Мучерманом и стрелком-радистом сержантом Иваном Михайловым. Вдруг прибыл посыльный и сообщил, что их вызывают на КП. На командном пункте их встретил командир полка майор Пинаев, здесь же был и боевой друг Артюши лейтенант Николай Гуляев.    

   - Смотрите, - сказал майор Пинаев, приглашая лётчиков к карте. - Вот населённый пункт Семилуки. Вот Дон. В этом месте у противника наведена переправа. В 16.00 вам надо быть над целью и во что бы то ни стало уничтожить её.    
   - Всё ясно! - коротко ответили лётчики.    

   Точно в указанное время пикирующие бомбардировщики Пе-2 появились над целью. Оганджанян первым ввёл машину в пике, штурман Мучерман точно накрыл переправу фугасами. Следом атаковал мост Гуляев. Переправа надолго вышла из строя.    

   Опомнившись, гитлеровцы открыли зенитный огонь. Снаряд угодил в машину Оганджаняна. Замер один, потом и другой винты двигателей.    
   - Прыгайте! - приказал младший лейтенант штурману и стрелку-радисту.    
   - Мы с тобой, командир! - послышались в шлемофоне голоса Матвея и Ивана.    Взглянув вниз, Артюша увидел на просёлочной дороге танковую колонну противника.    
   - За Родину! Прощайте, товарищи... Иду на таран... - бросил последние слова в эфир младший лейтенант Оганджанян и направил подбитый самолёт на вражескую технику. Раздался сильный взрыв и до десятка танков, бензовозов и немало гитлеровцев было похоронено под обломками Пе-2.