П. Сорокин. Причины войны и условия мира

Игорь Бабанов
П. Сорокин. Причины войны и условия мира
Впервые опубликовано: Сорокин П.А. Причины войны и условия мира // Новый журнал. 1944. № 7. с.238-251

1. Главная основа внутреннего и международного мира
Установим сначала несколько основных положений.
1. Главной причиной, или основой, внутреннего социального мира является наличие в данном обществе целостной, твердо вошедшей в жизнь системы основных ценностей и соответственных норм поведения. Основные ценности различных частей и членов общества должны по существу гармонировать с этой системой и друг с другом.
2. Главной причиной, или основой, международного мира является наличие в каждом из действующих обществ целостной хорошо объединенной и усвоенной системы высших или главных ценностей и соответственных норм, причем эти системы должны быть совместимы друг с другом.
3. В данной группе общества или внутри данного общества возможность мира находится в прямой зависимости от усвоения целостной системы высших ценностей и их взаимной совместимости. Когда их единство, усвоение и гармония ослабевают, особенно же когда это происходит вдруг и сразу, увеличиваются шансы международной или гражданской войны.
В связи с этим необходимы некоторые пояснения. Нас интересуют высшие, а не второстепенные ценности данного общества. Как правило, они состоят из основных нравственно-юридических, религиозных, научных, экономических, политических и эстетических понятий. Это не мешает различным обществам выдвигать религиозные, или экономические, или политические ценности на первое место среди равных. Несмотря на конкретные различия от общества к обществу и от эпохи к эпохе, эти ценности в общем остаются основными.
Нас интересует не та или иная ценность, но система всех основных ценностей. Там, где основные ценности усвоены и воплощены, они составляют единую систему взаимодействия и взаимозависимости. Когда одна из основных ценностей общества становится несовместимой с некоторыми главными ценностями другого общества, вся система одного становится несовместимой с системой другого. Та или иная изолированная ценность не обуславливает мира или войны сама по себе, а вся система высших ценностей действует, как целое.
Под усвоением высших ценностей разумеется их смыслово-причинная взаимозависимость; они логически и эстетически последовательны, выражают те же идеи, принципы и нормы различными путями; в случае существенного изменения одной из них все другие также терпят изменения.
Наконец, нас интересует совместимость систем высших ценностей, а не их сходство, слитность или тождество. Системы высших ценностей могут быть различны, но это не означает несовместимости. В современном обществе граждане принадлежат к разным религиям, имеют разные вкусы и разные политические идеи, однако это разнообразие еще не ведет к гражданской войне.
Эти положения подтверждаются, положительно и отрицательно, повторяющимся единообразием исторического процесса, что существеннее подбора отдельных фактов. Начнем с отрицательных доказательств, т.е. с единообразия, с каким войны возникают или увеличиваются, когда ослабевает единство и усвоение высших ценностей и их совместимость1. Если ослабление происходит среди частей или членов данного общества, результатом является гражданская война. Если ослабление усвоенности и гармонии касается систем ценностей различных обществ, результатом является международная война.
A. Первой группой доказательств может служить бесчисленный перечень войн, когда ранее изолированные общества с различными системами ценностей впервые вступали в прямые и постоянные сношения. Сношения реально обнаруживают несовместимость противоположных ценностей, и возникающее положение ведет к войне, что одинаково ясно наблюдается в древнее и более недавнее времена. Квинси Райт установил, что сравнительно изолированные народы имеют наименьший индекс войн (2,03), за ними идут народы средней степени общения (2,59), а высший индекс падает на народы, имеющие широкое и тесное культурное общение (2,91). Предыстория и антропология дают сотни примеров войн, возникавших при встрече двух ранее изолированных племен. Если их основные ценности были различны, этот контакт почти неизбежно вызывал вооруженные действия. То же верно относительно исторических обществ. Значительная часть войн возникала в процессе переселения, распространения или колонизации, когда одно общество впервые встречалось с другим. Контакт почти неизбежно вызывал войну, даже когда общества и не ставили себе военных целей. Такова была история Египта, Вавилона, Китая и Персии, Греции и Рима, Европы и Америки. Возникающие войны длились, пока одна сторона не уничтожалась или покорялась, и ее ценности становились совместимыми с ценностями победившей стороны. Это одинаково относится к Западу и Востоку.
Б. Это отчасти объясняет, почему быстрое распространение сношений и сообщений после XIII века сопровождалось увеличением войн на нашей планете. Новые технические средства сообщения и передвижений ставили лицом к лицу постоянно возраставшее число племен, обществ, народов и империй. Несовместимость их ценностей, таким образом, систематически возрастала. Войны увеличивались в числе до тех пор, пока в XIX веке вполне изолированные группы почти исчезли. Они все были покорены силой и поделены между великими державами. Причина войн была не в факте встречи или распространения сношений. Контакт и сношения не являются причиной дифтерита: человек может общаться с больными и оставаться здоровым, пока не получит заразы. Причиной является инфекция, а контакт лишь облегчает ее. Так и в сношениях между обществами причиной войны бывала не встреча, а несовместимость.
B. Гражданские войны возникали от быстрого и коренного изменения высших ценностей в одной части данного общества, тогда как другая либо не принимала перемены, либо двигалась в противоположном направлении.
Фактически все гражданские войны в прошлом происходили от резкого несоответствия высших ценностей у революционеров и контрреволюционеров. От гражданских войн Египта и Персии до недавних событий в России и Испании история подтверждает справедливость этого положения.
Г. Когда глубокое изменение в системе высших ценностей происходит только в одном или нескольких обществах, связанных между собой, не затрагивая одновременно остальных, эти остальные неизбежно втягиваются в состояние войны. Иллюстрацией может служить история религий. Религиозная революция Ахенатона в древнем Египте вызвала сначала гражданскую, а затем международную войну. Распространение буддизма в Индии, возникновение христианства и его дальнейшее развитие в Европе сопровождались бесчисленными войнами. История повторялась несчетное число раз с удивительным однообразием. Если перемена происходила в области политических или политико-экономических ценностей, конфликт принимал форму политической или политико-экономической революции. Когда перемены бывали достаточно радикальны, они сопровождались «революционными войнами» с нереволюционизированными соседями. Войны кромвельской, французской, русской и нацистской революций служат типичной иллюстрацией этого единообразия. В истории было не много политических или политико-экономических революций, которые не сопровождались бы войной.
Д. Увеличение войн связано с ускорением общественно-культурных перемен в данной группе взаимодействующих обществ. Это особенно верно в отношении Запада в течение последних пяти столетий. Не ускорение, конечно, является подлинной причиной. Если оно происходит планомерно и однообразно во всех обществах, совместимость высших ценностей не нарушается, и нет причин для внутренних или внешних войн. Тому свидетельство быстрый рост перемен в Европе и Америке в течение второй половины XIX века. Опасность возникает тогда, когда не все общества меняются с одинаковой быстротой, и прежняя совместимость ценностей между ними нарушается.
Е. Империи, состоящие из крайне несхожих и враждующих народов и культур, часто затевают внешние войны с целью предупредить развитие внутренних движений, угрожающих их единству. В таких случаях несовместимость сначала обнаруживается внутри, в форме беспорядков или гражданской войны, а затем может вызвать международную войну.
Ж. То же случается с обществом вполне стойким внутренне, но существенно отличным от других обществ. Их ценности несовместимы.
Ультра-национальное государство не уважает и не терпит обычаев соседа. Обычно в таких случаях всегда следует война.
В обоих случаях внутреннее разнообразие или слитность общества не являются причиной войн per se. В зависимости от обстоятельств результаты могут быть различны.
З. Кривая войн в истории Греции, Рима и европейских стран с VI века до Рождества Христова по наше время обнаруживает непрерывный рост войн, в процентном отношении жертв к общему числу населения, в периоды радикального изменения высших ценностей в человеческом обществе. Кривые, вычисленные мной и К.Райтом, совпадают во всех основных пунктах. Не входя здесь в подробности, мы можем подвести итог европейским воинам в целом, с XII века по 1925 год. Кривая начинает медленно подниматься в XIII и XIV веках, быстрее в XV и XVI и достигает вершины в XVII, затем она слегка спускается в XVIII, еще больше в XIX, хотя и дает некоторый скачок на рубеже веков, но в XX веке она сразу вскакивает до пункта, не превзойденного за все 25 веков истории западной цивилизации.
Это вполне совпадает с высказанным выше положением. Период с конца XII и по XVII век был временем глубокого изменения европейской системы ценностей, идеократия сменялась чувственной эпохой, средневековая религиозная культура — светской. Ценности мельчали, становились относительными, теряли силу устойчивости. Несовместимость их — среди индивидуумов, групп и государств — возрастала, а с этим одновременно росло число международных и гражданских войн во всей Европе. Но с XVII века усвоение новой общей системы ценностей (светской) способствовало понижению кривой на протяжении XVIII и XIX веков. Временный скачок на рубеже этих двух столетий был ликвидацией последних остатков феодальной и идеократической эпохи. В XIX веке светская культура и общественный порядок достигли зенита, индекс войн упал до минимума. Но с началом XX века мы наблюдаем стремительную дезинтеграцию светской культуры. Все ее ценности мельчают и становятся относительными до такой степени, что ни одна уже не имеет общего признания. Брак, частная собственность, Бог — эти ценности колеблются, оспариваются, обращаются в прах. Общественная анархия достигает крайнего выражения. Нет ни одной ценности, которая связывала бы одинаково гитлеровцев и антигитлеровцев, коммунистов и капиталистов, бедных и богатых, верующих и безбожников. В результате ценности теряют сдерживающую силу. Возрастает число людей, движимых похотью, эгоизмом, биологическими побуждениями. Сила и обман становятся главными нормами поведения.
Это несоответствие ценностей вместе с огромным развитием личных, групповых и международных сношений привело неизбежно к небывалому взрыву гражданских и внешних войн. Мы живет в самом кровавом веке за 25 веков человеческой истории.
И. Всякий раз, когда в данном обществе нравственно-юридическая разность и противоречия возрастают, количество и строгость карательных мер одной части общества по отношению к другой тоже возрастают; при прочих равных условиях, чем больше несоответствие ценностей, тем резче этот рост.
К. Наконец, высказанное выше положение подкрепляется явной недостаточностью всех прочих теорий относительно причин войны и мира. Несостоятельность множественно-причинной теории очевидна, а все другие основаны на каком-либо исключительном факторе, являясь гипотезами, опирающимися на такие величины, как экономические и политические данные, солнечные пятна, размеры и плотность населения, климат и т.п. Ни одна из них, однако, не выдерживает даже поверхностной критики. Можно взять мои и профессора Райта кривые войны и попытаться объяснить их в свете всех этих теорий. Это будет безнадежная попытка. Теории просто не отвечают фактам, а факты опровергают теории.
Положительные доказательства могут быть распределены в том же порядке, и из них мы отметим лишь три группы:
А. Во всех странах минимум войн и максимум мира падает в точности на периоды высшего объединения и усвоения основных ценностей и ее распространения на все группы и государства, находящиеся в общении. Так это было в Греции в VI и II веках, в Риме в IV веке до Р.Х. и в течение первых двух веков после Р.Х. Этим же объясняется сравнительно низкий показатель войн в Европе до XIII века, когда христианская система ценностей была единой для всей Европы. В деталях это можно проследить на истории каждой отдельной страны, и, в частности, в моей «Динамике общества и культуры» собраны данные об Англии, Франции, России, Австрии, Италии, Испании, Нидерландах и Польше-Литве.
Б. Минимум убийств и насилия также падает на периоды общего господства одной системы ценностей.
Это же в точности относится к характеру карательных мер, налагаемых одной частью общества на другую — когда ценности общепризнанны, эти меры гуманны; они становятся жестокими и кровавыми, когда ценности разлагаются и вступают в конфликт.
<...>

Публикуется с сокращениями по: Сорокин П.А. Причины войны и условия мира // Социс. 1993. № 12. С. 140 — 148. Статья является сокращенным переводом докладов П.А.Сорокина для Comission to study the bases of a just and durable peace // American Historical Association; Conference on Science, philosophy and religion.

П.А. Сорокин. Общедоступный учебник социологии (1920). Статьи разных лет / Ин-т социологии. - М.: Наука, 1994. — 560 с. - (Социологическое наследие).
https://vk.com/doc177960928_599418257
https://socio.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=1088