Загадочный календарь Египта

Вадим Михайлов
                "…там, где совпадающий с восходом
                солнца восход Сотиса
                документально зафиксирован в
                датах календаря, определить, с
                разницей в четыре года, в каком
                году до Христа, этот восход
                случился, есть дело простейшей
                арифметики". Г. Брэстед.

К концу 19 века ученым пришла в голову довольно здравая мысль – создать подлинную хронологию Древнего Египта  при помощи особенностей древнеегипетского календаря (сотического цикла, в частности), которые описывались во многих сочинениях античных авторов. И тут им очень пригодился грамматик III века Цензорин*. Вернее, его сочинение «О дне рождения» (De die natali), написанное им в 238 году н.э., и ставшее главной отправной точкой для всех последующих исследований.

*ЦЕНЗОРИН; Cen­so­ri­nus, III в. н. э., рим­ский эрудит, автор сохра­нив­ше­го­ся про­из­веде­ния О дне рож­де­ния (De die na­ta­li), напи­сан­но­го в 238 г. и посвя­щен­но­го его патро­ну Квин­ту Церел­лию в день его рож­де­ния. Сочи­не­ние Цен­зо­ри­на состо­ит из двух частей, из кото­рых в одной речь идет о чело­ве­че­ской жиз­ни, в дру­гой — об исчис­ле­нии вре­ме­ни. Ком­пи­ля­тив­ный харак­тер труда состав­ля­ет его цен­ность, ибо Цен­зо­рин исполь­зо­вал раз­ные источ­ни­ки, в основ­ном — Све­то­ния и Варро­на, и был при этом доб­ро­со­вест­ным ком­пи­ля­то­ром.

Надо сказать, что сам автор, явно ничего в этом не понимавший, что прямо следует из текста его повествования, не ставил себе целью что-то поведать городу и миру о календаре Египта. Он всего лишь хотел каким-то наиболее оригинальным образом поздравить с днем рождения своего патрона Квинта Цереллия. По всей видимости, только ради этого эрудит и добросовестный компилятор Цензорин и завел в своем сочинении речь о летоисчислении  и добросовестно переписал, в том числе и все заблуждения относительно календаря египтян, существовавшие на тот момент времени у римлян. А возможно и добавил собственных.

Многое из того, что Цензорин сообщает, мягко говоря, не соответствует действительности, но единственное, в чем можно не сомневаться, это то, что в 238 году нашей эры, его покровитель и благодетель Квинт Цереллий праздновал свой день рождения в 7 день до июльских календ (25 июня). И именно календарь египтян (согласно Цензорину) делает эту дату особенной и замечательной, ибо:

…этот год, для которого как бы примета и заглавие - консульство славнейших мужей Пия и Понтиана, от первой олимпиады - 1014-й, во всяком случае, с тех летних дней, когда справляются олимпийские игры; а от основания Рима - 991-й, именно - с Парилий, откуда отсчитываются годы этого города. А из тех лет, которые зовутся "юлианскими", он 283-й с январских календ, где Юлий Цезарь положил начало введенному им году. Из тех же, что называют "годами Августов", он 265-й и тоже с январских календ, хотя император Цезарь, сын Божественного, стал именоваться сенатом и прочими гражданами Августом (по предложению Луция Мунация Планка) с 16-го дня до февральских календ в свое седьмое консульство вместе с консулом в третий раз Марком Випсанием Агриппой. Но египтяне, попав за два года до того во власть и распоряжение римского народа, считают этот год годом Августов 267-м. Ибо, как и у нас, у египтян годы заносятся в некие списки: таковы годы, называемые "Набонназаровыми", открывающиеся первым годом его царствования, из которых теперь 986-й; также "Филипповы" годы, что исчисляются от кончины Александра Великого и, будучи доведены до нынешнего, составляют 562 года.

А за начало их всегда принимается первый день месяца, которому у египтян название Тот.
И было это в нынешнем году в седьмой день до июльских календ, тогда как ста годами раньше, во второе консульство императора Антонина Пия с Бруттием Презентом, тот же день был 13-м до августовских календ, а в это время в Египте восходит созвездие Пса; отсюда можно вывести, что нынче исполняется сотый годичный оборот того большого года, который, как сказано выше, зовется solaris (солнечным), каникулярным и годом бога. А начала отсчета этих лет я указал затем, чтобы никто не подумал, будто все они вместе начинаются с январских календ или с какого-нибудь иного времени; ибо прихоти их учредителей разнились не менее, чем взгляды на это философов: одним казалось, что естественный год начинается вместе с новым солнцем, то есть с зимнего солнцестояния, другим - с солнцестояния летнего, множеству - с весеннего равноденствия, а некоторым - с осеннего, иным - с появления Плеяд, а кое-кому - с их заката и многим - с восхода Пса.
(глава XXI)

Итак, согласно Цензорину, день рождения его патрона в 238 году был особенным днем, поскольку он пришелся на 1-е Тота - Новый год египтян, а утро этого замечательного дня было отмечено гелиактическим восходом Сириуса (каникулы). К тому же это был сотый(!) годичный оборот большого года (периода, или цикла Сотис), начавшегося 19 июля 139 года н.э., и сам этот год тоже был особенным – «Набонназаровым»!

Однако, в 238 году гелиактического  восхода Сириуса - Перет-Сопдет (Prt-Spd.t) - "Появление богини Сопдет"  в Егитпе вообще не наблюдалось. А Новый год в этом году египтяне праздновали не 1-го, а 25-го Тота (а не июня). Но Цензорин этого не знал, и ничего не искажал, желая угодить своему патрону, как полагают некоторые ученые, он  вычислил эти даты, воспользовавшись  недостоверными источниками календарно-хронологического типа существовавшие в то время. Как я покажу и объясню ниже, все указанные Цензорином даты однозначно получены при помощи вычислений, но пока давайте посмотрим, что еще  Цензорин сообщает о Египетском календаре:

Но к египетскому большому году луна не имеет отношения. Мы зовем его по-гречески ;;;;;;;, a по-латыни canicularis (каникулярным), так как начинается он, когда восходит созвездие Пса, - в первый день того месяца, который египтяне зовут ;;;;;; (Тот). Их полный гражданскй год насчитывает 365  дней без единого дополнения. Значит, четырехлетие у них на один день меньше естественного четырехлетия, и потому происходит так, что все возвращается к началу в год 1461-й. Этот год некоторыми именуется heliacos ["солнечный"], а другими - ;;;; ;;;;;;;; ["год бога"]. А кроме того, есть год, каковой Аристотель зовет "скорее величайшим, чем большим" и который описывают круги солнца, луны и пяти подвижных светил, сойдясь вновь в том знаке, где некогда были вместе. Глубокая зима этого года - cataclysmos , что у нас зовут потопом, а лето - ecpyrosis, то есть мировой пожар (в эти чередующиеся времена мир словно исходит то огнем, то водой).
(глава XVIII)

Вот собственно это и все, что Цензорин сообщил еще в III веке, и это, по большому счету, и  все, что на сегодняшний день известно о календаре Древнего Египта. Несмотря на то, что Шампольон в начале 19  века расшифровал иероглифы, было найдено множество надписей и других артефактов, практически ничего нового и существенного к тому, что поведал  Цензорин, ученым добавить не удалось. Чтобы убедиться в этом, достаточно залезть в Википедию.

Многочисленные научные труды последующих исследователей, исходивших из неверных или неверно понятых, или совсем не понятых данных,  только еще больше все запутали, в результате чего «Загадочный календарь Древнего  Египта», к настоящему моменту стал еще более загадочным. 

Внимательное изучение некоторых  этих трудов, невольно воскресили в моей памяти замечательный очерк Марка Твена «Литературные грехи Фенимора Купера». Позволю себе привести небольшой фрагмент этого очерка:

В романе "Зверобой" Купер описывает речку, берущую начало из озера, и  ширина  ее у истока - 50 футов, но затем  она сужается до 20  футов.  Почему? Непонятно.  Но ведь если  река позволяет себе  такие  вещи,  читатель вправе потребовать  объяснения. Через
четырнадцать  страниц  мы  узнаем,  что  ширина  речки у  истока  неожиданно сузилась до 20 футов и стала "самой узкой частью реки". Почему она сузилась? Тоже  неизвестно. Река образует излучины. Ну,  ясно, берега наносные, и река размывает  их; но вот Купер пишет, что длина этих излучин не превышает 30-50 футов. Будь Купер  наблюдательнее, он бы заметил, что обычная-то длина таких излучин меньше чем 900 футов не бывает.**

**Марк Твен служил лоцманом на Миссисипи.

Непонятно, почему в первом случае ширина реки у истока 50 футов, однако
можно  догадаться, что во втором  случае Купер сузил со  до 20 футов,  чтобы
услужить  индейцам.  Сузив в этом  мосте  речку,  он дугой  перегнул над ней
молодое деревце и  спрятал в его листве шесть  индейцев.  Они подкарауливают
ковчег  с  переселенцами,  направляющийся  вверх  по  реке  к озеру;  ковчег
движется против сильного  течения,  его  подтягивают на канате,  один  конец
которого с якорем брошен в озеро; скорость ковчега в таких условиях не может
превышать   милю  в  час.   Купер  описывает   плавучее   жилище,  но  очень
невразумительно.  Оно  было  "чуть побольше современных плоскодонных  барок,
плавающих  по каналам".  Ну, допустим,  что длина  его была около 140 футов.
Ширина  его  "превышала   обычную".  Допустим,   следовательно,  что  ширина
составляла  16 футов. Этот левиафан крадется вдоль излучин, длина которых  в
три раза меньше  его длины, и буквально задевает берега, так как отстоит  от
них всего на два фута с каждой стороны. Право же, от удивления трудно прийти
в  себя.   Низкая  бревенчатая   хижина  занимает  "две   трети  ковчега   в
длину"- значит,  имеет  90 футов в  длину  и 16 в ширину, то есть по размерам
напоминает  железнодорожный  вагон.  Эта хижина  разделена на  две  комнаты.
Прикинем,  что длина каждой из них - 45 футов, а ширина -  16 футов. Одна из
них - спальня Джудит и Хетти Хаттер, вторая - днем столовая, а ночью спальня
их папаши. Итак,  ковчег  приближается к истоку, который  Купер для удобства
индейцев сузил до 20, даже до 18 футов. Теперь он отстоит  на фут от каждого
берега. Замечают  ли  индейцы опасность, грозящую ковчегу, замечают ли  они,
что есть прямой смысл слезть с дерева и просто ступить на борт, когда ковчег
будет протискиваться к озеру? Нет, другие индейцы наверняка бы заметили это,
но куперовские индейцы ничего не замечают. Купер полагал, что  они чертовски
наблюдательны,  но почти всегда  переоценивал их возможности.  У  него редко
найдешь толкового индейца.
    
Длина ковчега - 140 футов, длина хижины - 90. План индейцев заключается в том, чтобы  осторожно и бесшумно прыгнуть из засады на крышу, когда ковчег будет проползать под деревом, и вырезать семью Хаттеров.  Полторы  минуты находится ковчег под деревом, минуту  под ним находится хижина длиною  в  90 футов. Ну а что же  делают  индейцы? Можете ломать себе голову хоть  тридцать лет, все  равно не  догадаетесь. Поэтому  я  вам лучше расскажу,  что   они  делали.   Их  вождь,  человек   необычайно  умный  для куперовского  индейца,  осторожно наблюдал из своего  укрытия,  как внизу  с трудом  протискивался  ковчег, и  когда,  по  его  расчетам,  настало  время действовать,  он  прыгнул  и...  промахнулся! Ну  да,  промахнулся и упал на корму.  Не с такой уж большой высоты он упал,  однако потерял сознание. Будь длина хижины 97 футов, он бы прыгнул куда удачнее. Так что  виноват Купер, а не он. Это Купер неправильно построил ковчег. Он не был архитектором.
    
Но на дереве оставалось еще  пять индейцев. Ковчег миновал засаду и был практически  недосягаем. Я вам расскажу, как они  поступили,  самим  вам  не додуматься. No 1 прыгнул и упал в воду за кормой. За ним прыгнул No 2 и упал дальше от кормы.  Потом прыгнул No 3 и упал совсем далеко  от  кормы. За ним прыгнул No 4 и упал еще  дальше. Потом  прыгнул и No 5 - потому  что  он был куперовский  индеец…

Теперь давайте сравним с тем, что пишут ученые, и убедимся, что научная литература мало чем отличается от литературы приключенческой, ели автор берется повествовать или судить о том, в чем он ничего не понимает. И давайте тоже начнем с реки, но с другой – с Нила.

Ученые очень любят писать про разлив Нила и гелиактический восход Сириуса, которые в какой-то исторический момент совпали, и благодаря тому, что древние египтяне заметили это совпадение, в долине Нила возник / появился / зародился / был изобретен первый в истории человечества СОЛНЕЧНЫЙ (!)  календарь. 

Но оказывается, что глупые египтяне, которые благодаря этому совпадению, изобрели свой календарь, совпадения этого не заметили, и прославляли Сириус – Сотис, как предвестницу разлива Нила на протяжении всей древнеегипетской истории вплоть до эллинистического периода.

Для неискушенного в астрономии широкого круга читателей, на всякий случай поясню:
Разлив Нила, как и все прочие сезонные явления, был привязан не к звездному – сириусному, а к солнечному году, и Нил всегда разливался «от начала летнего солнцестояния» (Геродот).  Само собой разумеется, что гелиактический подъем Сириуса – Звезды Изиды (Сопдет, Сотис) мог быть предвестником рассвета, только в том случае если он опережал на какое-то время и солнцестояние, и разлив Нила. Но поскольку Сириусный год, как и юлианский, несколько длиннее солнечного (тропического года) – на 11, 15 секунд, то расстояние между этими явлениями будут сокращаться со скоростью  1 день в 129 лет (24 часа – 1440 минут/ 11.15 сек. = 129). В какой-то момент они совпадут на тот же срок, а затем будут расходиться с той же скоростью, поменяются местами и ролями и уже солнцестояние, и разлив Нила станут предвестниками появления звезды.

И этот момент, по мнению ученых, наступил где-то в последней трети 4-го тысячелетия до н.э.:

«Био произвел ряд вычислений, из которых мы узнаем, что гелиакический восход Сириуса в солнцестояние имел место 20 июля (по юлианскому календарю) в 3285 году до н. э. и что в 275 году до н. э. солнцестояние происходило 27 июня (по юлианскому календарю)….».
Н.Ж. Локьер. «Рассвет астрономии. Планеты и звезды в мифах древних народов»

Вычисления эти основаны на данных Цензорина и приблизительно таковы:
19 июля (ученые исправляют на 20) 139 года нашей эры гелиактический восход Сириуса, приходившийся на 1 Тота по египетскому календарю, отстал от летнего солнцестояния (очевидно, 24 июня) на 26 дней. Следовательно, эти явления должны были совпадать   еще за пару-тройку веков до объединения Египта Менесом! (26х129 = 3354 ± 129 лет).
 Тем не менее, египтяне почему-то этого не заметили, и на протяжении трех тысяч лет все еще продолжали считать Сотис предвестницей разлива, о чем свидетельствуют надписи в дендерском храме богини Хатор, законченном только при Тиберии (14-37 гг. н. э.):
   1. Божественная Сотис вызывает Нил к началу года.
   2. Сотис, Великая, блистает на небе, и Нил выходит из обоих (его) источников.
   3. Божественная Сотис производит разлив Нила в его верховьях.

Объяснить все это можно только глупостью египтян. Что ученые обычно всегда и делают:

«По-видимому, религиозная традиция, выразившаяся в употреблении освященного древностью эпитета — «Сотис великая блистает на небе, и Нил выходит из берегов», когда он уже не имел смысла, была для египтян важнее, чем соответствие его содержания действительности».
Г. Куртик «Астрономия древнего Египта».


Но, вы даже не представляете себе, насколько они были глупы! По-видимому, весь Древний Египет был населен исключительно идиотами. Дело в том, что гелиактический восход Сириуса, был еще и великим праздником, египетским Новым годом – «Праздником всех богов и людей» широко отмечавшийся всем Египтом. Его и сейчас все еще празднуют в Египте.  Правда, сейчас, в связи с постройкой Ассуанской плотины Нил больше не разливается.

А  вот древним египтянам, для которых религиозная традиция была важнее действительности, наверное, приходилось вглядываться в горизонт, ожидая появления  Сириуса в свете утренней зари в первый день Нового года, уже стоя уже по щиколотку, или по колено, а то и по шею в воде (в зависимости от географической широты). Чтобы не дай бог, не проворонить столь важный для них момент, предвещавший разлив Нила! А когда он наступал, многие просто захлебывались от радости, в самом прямом смысле этого слова. Ибо, в самом конце III века до н.э., судя по календарю сохранившемуся с тех времен, объявление о разливе Нила жрецы сделали через 15 дней после восхода Сотис.

Многочисленные греки и римляне, посещавшие Египет, не обремененные надобностью соблюдать египетскую религиозную традицию, так же никаких странностей в поведении египтян не заметили, равно как и преждевременного разлива. Вот, например, Марк Анней Лукан, передавший в стихах «Диалог Цезаря с египетским жрецом (Акореем) о Ниле»:

 Нила разлив наступает
Лишь под созвездием Пса и входит в обычное русло,
Лишь покоряясь Весам, когда Ночь сравняется с Фебом.
Не подчиняется Нил и обычным законам потоков;
Он не бушует зимой, когда с удалением солнца
В волнах покорности нет; он должен своею прохладой
Неба враждебность смирять, среди лета он ширит разливы,
Знойной страной окружен; чтобы пламень земли не расплавил.
В мире присутствует Нил и вздувается смело навстречу
Пасти пылающей Льва; когда Рак опаляет Сиену —
Ей помогает, скорбя; и с полей своих волн не уводит
Раньше, чем к осени Феб не склонится и на Мерою
Тени начнет налагать. Кто может разведать причину?
Нилу такое дала течение матерь-природа:
В этом нуждается мир.

Так было в начале второй половины I века до н.э., когда Юлий Цезарь посетил Египет. Разлив тогда наступал после восхода Сириуса - альфы Большого Пса, и входил в обычное русло после осеннего равноденствия – в знаке Весов. А Нил вздувался навстречу пасти Льва, когда Рак опаляет Сиену, т.е. когда солнце переходит из знака Рака в знак Льва - в солнцестояние.

Еще одно свидетельство о том, в какой последовательности происходили все эти явления на рубеже I-II веков нашей эры, нам оставил Плутарх (Об Изиде и Осирисе):
Самую яркую звезду египтяне называют Исидой, потому что она вызывает разлив. Они также почитают льва и украшают львиными пастями двери храмов, потому что Нил выходит из берегов, «когда впервые солнце встречается со львом».

Вы ошибаетесь, если думаете, что ученым пытавшимся разобраться в египетском календаре, и его связи с Сириусом, Нилом и солнцестоянием, все это было неизвестно.
Все эти данные и цитаты взяты мной из разнообразных трудов ученых, пытавшихся разобраться в древнеегипетском календаре и его связи с Сириусом, солнцестоянием и разливом Нила. А о том, что они не произвели на ученых ни малейшего впечатления, можно узнать из Википедии, куда стаскиваются все заблуждения и глупости ученых, относительно древнеегипетского календаря:

«Вопрос о совпадении времени начала разлива Нила и времени «восхода» звезды Сириус также является предметом обсуждения, однако с достаточной долей уверенности можно утверждать, что на момент ввода такого календаря (начало — середина третьего тысячелетия до нашей эры) эти явления совпадали».

Но еще более занятной представляется история создания египтянами своего неправильного календаря. Судя по тому, что открыли ученые, египтяне целенаправленно стремились создать именно неправильный календарь. И подошли к это задаче со всей серьезностью и ответственностью, положив в длину своего года целое число дней — 365.  И число это было взято не с потолка, не наугад. А то, знаете ли, как бывает, пнешь мяч ногой со всей дури, и он неожиданно попадает  в баскетбольное  кольцо, или, например, желаешь сделать комплимент женщине, говоришь ей, что она выглядит от силы лет на тридцать, полагая, что ей все пятьдесят, и случайно угадываешь ее точный возраст. Так вот, чтобы избежать подобных случайностей, и чтобы их календарь, вдруг, не дай бог, не оказался точным и правильным, египтяне сначала вычислили и установили точную продолжительность года, а затем намеренно ее исказили, выбросив четвертинку дня!

Но об этом я расскажу в следующей части своего повествования.

Продолжение следует…