Отпечаток на столе

Татьяна Гордеева 4
Дни были похожи один на другой как близнецы. С тем только отличием, что были разные дни недели , разное расписание. Но ничего не менялось. Было очень тоскливо.

Каждое утро Анна пила чашку кофе, средство от головной боли, брала сумку с тетрадками и шла на работу. Она уже много лет работала в школе учителем русского языка...

Рутина? В чём-то да. Считается, что учителя-энтузиасты, энергичные, оптимистичные, очень хотят работать, прямо ждут-не дождутся, когда начнётся учебный год.

Да, наверно, первые несколько лет это так. Летишь как на крыльях, ждёшь встречи с детьми, какие бы они ни были. Но проходит лет десять, и ты успокаиваешься. Нарабатывается опыт, умение общаться. Тот восторг, который был раньше, уступает место спокойной работе, пониманию взаимоотношений с детьми, родителями и своего места в этих отношениях...

_________________________

День начинался как обычно. На первый урок пришёл 9 Б. Непростой класс, но и не самый сложный. К этому возрасту ребята уже успокаиваются, становятся нормально контактными.

Где-то минут через 10 от начала урока послышалась вибрация телефона. Анна Владимировна повернула голову, увидела, что Марина, девочка с предпоследней парты, пишет сообщение. Тихо пишет, не разговаривает, не мешает. Обычно Анна Владимировна не реагировала на такое. Мало ли, бывает что-то важное.

Ребята знали, что она разрешает написать сообщение, если это не мешает уроку. У доски ученик разбирал предложение, рассказывал выученные дома правила. Марина снова и снова писала, отвлёкшись напрочь от урока.

-Марина! Что-то срочное?

-Да, извините, Анна Владимировна. Можно выйти?

-Иди. Но не задерживайся.

Марина вышла. На её парте осталась тетрадь, какой-то рекламный листок, карандаш, учебник. Соседка по парте, Алёна, проводила Марину взглядом, сделала недовольное лицо, закатила глаза к потолку, показывая всем видом, что из-за такой ерунды и нечего так переживать.

Анна Владимировна продолжила урок. Марина не возвращалась. Мысли крутились разные. Нужно было разыскать девочку.

-Алёна! Пойди, посмотри, пожалуйста, всё там нормально с Мариной?

-А почему я?

-Ты не её подруга?

-Ну... Как сказать..

-Пойди, пожалуйста.

-Я напишу ей. Я же не знаю, куда она пошла.

-Хорошо, напиши. Так, записываем домашнее задание....

Проиграла веселая мелодия-окончание урока.

-Ну что? Где она?

-Не отвечает.

-Позвони ей.

Алёна набрала номер. Номер не отвечал, абонент не в сети.

Ребята вышли из кабинета. Анна Владимировна закрыла кабинет, пошла искать Марину. В коридоре, в туалете, на этаже её не было. Анна Владимировна спустилась вниз, подошла к охраннику.

-Скажите , пожалуйста, не уходила девушка домой? Такая высокая, с темными длинными волосами.

-Я не видел. Но я тут отошёл на минутку... Вряд ли она выскочила в этот момент..У меня всё закрыто.

-Скорее всего, именно сейчас она и вышла...Алёна! Подойди, пожалуйста.-Алёна с недовольным видом подошла к учительнице.-Дай мне номер Марины. Я сама позвоню.

Алёна показала номер. Анна Владимировна набрала. Абонент не в сети. Нужно было срочно предупредить классного руководителя и дежурного администратора.

Анна пошла по лестнице наверх. На втором этаже стояла толпа около туалета. Она подошла посмотреть, что еще могло случиться. На полу, прислонившись к стене, сидела Марина. Она была в странном состоянии: глаза открыты, но выражение лица такое, словно она была без сознания.

Администратор вызывала бригаду. Это было очень серьезное происшествие. Но не это главное. Главное, чтобы с девочкой всё было нормально. Из кармана кофты у Марины торчал телефон. Анна наклонилась, взяла его, нажала кнопку. Телефон был выключен.

Скорая приехала очень быстро, Марину забрали в больницу...

___________________________

Анна Владимировна вернулась в кабинет, подошла к парте Марины. Нужно было собрать её вещи. Она положила в сумку всё, что было на столе, и уже собиралась уходить. Взгляд скользнул по поверхности стола и остановился на отпечатке от рекламного листочка. Это был номер телефона ...

Анна сфотографировала этот след и стёрла его.

____________________________

Комиссия должна была расследовать причины этого происшествия. Все собрались, зачитали справку из больницы, где было написано, что случился нервный срыв, что состояние стабильное, рекомендации всякие...

В общем, постановили, что учителя не виноваты, но выдали им строгие указания по обучению. Папа претензий не предъявил, только просил быть внимательнее к дочке и звонить ему, если что..

___________________________

Марина лежала в палате. Девочки играли в карты, лопали фрукты, хохотали так, что даже медсестра пришла и поругала немного.

Ничего не хотелось. Было очень плохо. Было очень больно. Не физически, нет. Болела душа.

Это было странно, страшно. Это было? Или это сон? Как такое могло быть? И что теперь делать? И рассказать никому нельзя...

Наступил вечер. К девочкам пришли родные, принесли целые сумки вкусностей.

Марина отвернулась к стене. Безысходность и боль.

-Марина...-голос был тихим, но очень знакомым. Девочка повернулась и посмотрела, чтобы убедиться. Это была Анна Владимировна.-Марина.. Прости, что я без предупреждения. Меня пропустили, я упросила. Как ты?

Марина отвернулась обратно.

-Прости, что беспокою тебя. Я могу тебе чем-нибудь помочь?

-Мне ничего не надо. Спасибо.- Марина говорила, не поворачивая головы.

Анна Владимировна присела на постель, слегка погладила девочку по голове. Марина вздрогнула, но не повернулась.

-Я собрала твои вещи, отдала папе. Ничего?

-Ничего. Спасибо.

-Прости, что вмешиваюсь не в своё дело. Я хотела бы тебе помочь, но не знаю, примешь ли ты мою помощь.

-Мне ничего не нужно.

-Я понимаю. Но поговорить тебе всё равно нужно. Со мной или с кем-то другим. Сама ты из этого не выберешься.

-Мне ничего не нужно.

-Я понимаю. Когда я собирала вещи, то на столе увидела отпечаток номера телефона...-Марина резко обернулась .-Я никому ничего не сказала. Не имею права. Это твоя тайна. Но думаю, что именно это тебя и привело к такому состоянию. Подумай, с кем ты бы хотела поговорить об этом.

-Ни с кем.

-Ясно. Я уйду. Вот мой номер. Если захочешь поговорить-звони. Я никогда не рассказываю чужие тайны. Они не мои, поэтому я считаю, что ничего не знаю. Решать тебе. Выздоравливай..

Анна Владимировна ушла. Марина встала, вышла в коридор. Ей хотелось тишины. Но тишина будет только после того, как всех отправят спать. Сейчас нужно просто потерпеть.

-Будьте добры...-Марина подошла на пост к медсестре, -У меня голова болит. Можно мне что-нибудь?

-Сейчас я врача позову, подожди в палате. Мы без врача ничего не даём.

-Понятно, спасибо.

Марина пошла обратно. Села на кровать, поджав ноги. Сейчас в палате никого не было, потому что девчонки пошли с родственниками в коридор. Хорошо. Хоть тихо...

Марина взяла в руки листок с номером телефона учительницы.

"Как я могу кому-то это рассказать? Не понимаете вы.. "

-Маришка!-папа быстро подошёл к кровати, обнял дочку.-Маришка! Я вот только с работы вырвался!

Марина отстранилась, посмотрела на папу внимательно, пытаясь понять.

-Всё нормально, не волнуйся.

-Что случилось? Почему нервный срыв? У тебя в школе проблемы?

-Нет.

-А что? Что с тобой? Может, ты влюбилась? Ты скажи, я пойму! Я сам влюбился в твою маму в восьмом классе...

У Марины потекли слёзы. Она заплакала. Сильнее, сильнее, и вот уже она просто кричит в голос. Прибежала медсестра, выставила отца, уложила Марину, сделала укол.

-Идите домой, завтра придёте.

-Что же такое! Я же ничего плохого не сказал!

-Идите. Она будет спать до завтра. И будьте осторожны в словах. Подумайте, на что она так среагировала.

________________________

Отец Марины шел домой и думал.. Он упомянул о матери. Ну да, это больной вопрос, но Марина так не реагировала уже. Она очень любила мать, очень тяжело перенесла её уход. Могла всплакнуть, фотографии посмотреть, но чтобы ..Уже четыре года прошло... Она дома про маму только с теплотой вспоминала , но не плакала так!

Он так и не понял, что произошло. Предположить, что она узнала его тайну, он не мог...

_________________________

-Алексей Валерьевич, здравствуйте. Это учительница Марины, Анна Владимировна. Нам надо поговорить.

-Здравствуйте.. Вы по поводу учёбы? Не волнуйтесь, Мариночка всё догонит, мы выучим. Подождите, вы же не классный руководитель.

-Да, Елена Анатольевна вам еще будет звонить. Я по другому вопросу. Марина тогда вышла с моего урока...

-Так это вы виноваты? Понятно, а я -то думал! Конечно! Раз в школе стало плохо, то там и проблема. И что вы сотворили? Ругали её? Что она могла сделать? Она спокойная, хорошая девочка. Что она вам сделала?

-Подождите, пожалуйста. Я хочу с вами поговорить. Есть проблема.

-Конечно, есть! Эта проблема- в школе! Я знаю. Вы мне дочь чуть не угробили! О чём с вами разговаривать? Я вот еще к директору вашему пойду!

-Вам же всё объяснили на комиссии. Мы ни при чём.

-Конечно! А как ещё? Не о чем мне с вами разговаривать. Вы своё дело сделали.

Он отключился. Анна стояла с телефоном в руке и не знала, что делать. Такой реакции она не ожидала. Хотя, теперь стало немного понятнее, почему девочка не хочет разговаривать. Не привыкла она..

_________________________

Анна решила позвонить по этому номеру. Будь что будет. В крайнем случае, можно сказать, что ошиблась.

Ответил женский голос. Не организация, иначе бы представились.

-Здравствуйте. Это из школы, я по поводу Марины.

-А почему вы мне звоните? Она мне никто! У неё есть отец, ему и звоните.

-Простите, я не могу до него дозвониться.

-Ничего, звоните вечером, он будет дома.

-Простите, а с кем я разговариваю?

-А какая вам разница?

-Извините.

-Извиняю.

Понятнее не стало. Женщина, которая не имеет отношения к Марине, но знает о ней. Знает, что её отец придёт вечером домой. К ней? Или к себе? Что-то тут непонятное...

Наступил вечер. Звонить отцу Марины Анна не собиралась. Ясно, что из этого разговора ничего путного не выйдет, раз он уже так агрессивно разговаривал. Тем более, он не скажет, как номер этой женщины оказался у Марины на этом уроке.

Надо было говорить с самой девочкой. Но она тоже молчала.

"Может мне не лезть в это дело вообще? Какая мне разница, собственно? Они все молчат, от своих тайн все страдают, разговаривать не умеют. А я не нанималась помогать тем, кто этого не хочет."

Анна убеждала себя, что это не её дело, но сама себе поверить не могла. Думала она, на самом деле, совсем другое.

Зазвонил телефон. Номер был незнакомый, но мало ли...

-Алло!

-Анна Владимировна, извините, это Алёна.

-Да, Алёна, слушаю тебя.

-Анна Владимировна... Мне вам сказать надо кое-что...

-Говори, Алёна! Я слушаю!

-Я... ну... мне... Не могу я по телефону. Можно я к вам приду? Сейчас, можно?

-Хорошо. Знаешь, где я живу?

-Да.

-Родителям только скажи, что ты ко мне идёшь, чтоб не волновались.

-Нет... Ну... Я потом объясню. Они не будут волноваться. Я сейчас приду.

-Я жду.

"Она что-то знает. Не просто так она решила ко мне прийти. А дома разговаривать не хочет, боится, что кто-то услышит...Вот так история.."

Через полчаса раздался звонок в дверь. Анна открыла. На пороге стояла Алёна. Лицо заплаканное, в глаза не смотрит.

-Здравствуйте.

-Добрый вечер, проходи.

Анна Владимировна указала на кухню. Алёна прошла, присела на табуретку. Анна поставила чайник.

-Мы с тобой сейчас чаю выпьем. Я давно собиралась, да что-то никак, всё занята была..

-Ага..

-Ты почему плакала?

-Я?-Алёна подняла голову, посмотрела на учительницу,-Да...Плакала.. Потому что это из-за меня всё...

-Что всё? Что из-за тебя?

-Вы же понимаете, о чём я... Маринке плохо стало из-за меня...

-Как это? Знаешь, давай по порядку, иначе я ничего не пойму. Это ты в курсе всего, а я-то нет.

-Вы не расскажете никому?

-А ты как думаешь?

-Надеюсь, что нет. Это нельзя рассказывать.

-Но ты же собираешься мне рассказать.

-Да, потому что я виновата. А Маринке надо как-то помочь. А я не знаю, как помочь. Думала, что ей это важно, а оказалось, что очень плохо.

-Я слушаю.

Алёнка еще помолчала, будто решаясь , говорить или нет и с чего начать. Потом заговорила.

-Мама Марины умерла четыре года назад. Маринка тогда очень тяжело переживала, в школу две недели не ходила. Потом пошла, но как-то не получилось у неё. Не смогла она в той школе. Отец её к нам перевёл. Я рядом с ней живу, всё это видела. Просто наша школа дальше, а Маринка ходила в школу во дворе. Там мама её работала. А после этого она не смогла.. А меня сюда сразу записали, потому что... Ну, это неважно. Сестра тут училась, ну, и меня сюда. Водить было проще, в общем. Вот...Я с Маринкой подружилась тогда еще больше. Мы во дворе играли, но так.. А вот в школе подружились. Родители наши на собрание вместе ходили. У меня мама... Отец ушёл давно, там своя семья. Бывает. Нет, я нормально к нему, просто.. Ладно, не о том. Ну, вот...

Анна смотрела на Алёнку и понимала, как трудно этой девочке рассказывать всё это. Она уже всё поняла, но хотела дать ей возможность высказаться. Она видела, как подбирала Алёна слова, чтобы не сказать лишнего. Но видно было также, что рассказывала она об этом первый раз...

Анна встала, подошла к окну. Алёнка рассказывала, глядя в пол. Ей было невероятно трудно это говорить. Это был даже не её секрет. Это был секрет взрослых, который Марина не смогла перенести спокойно.

-Вот... Ходили они на собрания... и доходились... Но Маринка не знала. Я их один раз у нас дома застукала. Они сидели и так разговаривали, за руки держались.. Я тогда всё поняла. Мне мама потом сказала, чтобы я пока Марине не говорила ничего. Пусть папа сам скажет. Мама Маринку не любит. Не знаю, почему. Просто не нравится она ей. Зато её отец очень любит! Только о ней и говорит. И у нас тоже...

Алёна замолчала. Она смотрела на Анну Владимировну. В глазах была надежда, что больше ничего рассказывать не надо. Учительница молчала.

-Ну, вот...

-Скажи, Алёна, это ты Марине номер телефона своей мамы дала?

-Откуда вы знаете? Я никому ...

-Ты?

-Да... Мы поссорились, я на неё обозлилась, ну и рассказала всё. Она не поверила. Я сказала, что она сама может спросить у моей мамы. Она звонить не решилась, написала сначала. А мама ответила...А как вы узнали?

-Знаешь, в детстве мы играли так.. Между двух листков бумаги газетку подкладывали и писали всякие слова или картинки рисовали, надо было угадать, что написано. От газетки отпечаток оставался на нижнем листке..

-И?

-На парте отпечатался номер, когда она карандашом его писала на листочке, который на рекламке лежал.

-Ничего себе.. Да...

-Теперь всё сложилось. Ты ходила к Марине?

-Да. Она меня попросила рассказать. Сказала ''если ты мне подруга, то ты расскажешь всё Анне... Простите, Анне Владимировне...Я подвела её, ей досталось за меня. А она не виновата. " А сама она не может...

-Я понимаю. Ты правильно сделала. Я так понимаю, что отец не знает, что всё открылось?

-Нет. Не выдавайте меня, пожалуйста!

-Плохо же ты обо мне думаешь.

-Ладно, я пойду...

-А чай?

-Не, я пойду. Простите нас.

-Алёна! Ты должна понять одно: это не из-за тебя. Ты не виновата. Это взрослые проблемы, в которые вы с Мариной оказались втянуты. Ни ты, ни Марина-вы не виноваты ни в чём. Марина посчитала поступок отца предательством памяти мамы. Поэтому так и отреагировала.

-Ладно, может вы и правы. Я завтра схожу к Маринке...

-Сходи. Поговори с ней. Я думаю, что ты найдешь правильные слова.

-До свидания, Анна Владимировна. Вы обещали!

-Да. Сама ничего не скажу.

Алёна ушла. Анна стояла у окна, смотрела на огни города, на огоньки едущих потоком машин и думала о том, что ребенок может быть очень одинок. В своих мыслях, в своих трудностях, даже в том, что не может открыться другому человеку.

Вроде, живёт среди близких, есть друзья, но то, что мучает, то, с чем приходится мириться, справляться, ребенок не может иногда сказать никому. Не должно быть так..

Впереди у Анны был трудный разговор с Мариной. Нужно было убедить её поговорить с отцом. Это очень трудно. Это страшно для девочки-подростка, но раз сам отец молчит, то придётся это делать ей. Только надо подготовить её к этому разговору...А уж как там решится ситуация... Надо всё делать постепенно, иначе надрыв, иначе беда..

Взрослые, взрослые... Что же вы только о себе думаете? Или считаете, что дети ничего не понимают, не видят? Еще как понимают! Ещё как видят! И чувствуют, и страдают!
Не будьте эгоистами, взрослые! Учитесь говорить с детьми и понимать их. Это ваши дети! Никто лучше вас с ними не поговорит.
А если поговорит лучше, то грош вам цена.
Просто любите своих детей и думайте не только о себе.