Мануальная терапия

Марк Коган
  Данный текст полон специальных медицинских терминов. Заранее извиняюсь, но писать не прекращаю.

      Случай первый. Цепь неправильных поступков

  Началось с того, что Человек лет так примерно тридцати зимой вышел из дома, и уже это было неправильно. Конечно, у нас не запрещено законодательно выходить из дома зимой, и это досадно, ибо часто приводит к различным катастрофам (впрочем, некоторые и дома умудряются навернуться так, что травматологи долго чешут в затылке). В данном же случае за порогом подъезда Человека поджидало крыльцо, покрытое красивым блестящим льдом. На радостях Человек совершил ряд хаотичных движения корпусом и конечностями, в результат чего он не упал, но обнаружил, что ему «вступило в ногу». Вот если бы он достойно принял свою судьбу и шлёпнулся, то в худшем случае ему наложили бы гипс, и максимум через месяц он снова стал здоровым Человеком. А так он стал Пациентом, и попал в колесо злой судьбы.
  Следующий поступок Пациента был логичным, но, как оказалось, не совсем полезным для здоровья. Он пошел в поликлинику, где сначала терапевт, а потом невролог усердно лечили его от «радикулита». Так-то оно всё правильно, вот только данному конкретному Пациенту лечение не помогало нисколько. Нога болела, немела и неправильно работала. Тогда Пациента стали обследовать (лучше было бы с этого начать, но именно так уж получается чаще всего). Самые современные исследования показали, что с позвоночником всё абсолютно в порядке. Никакого смещения межпозвоночного диска и ущемления нервного корешка. Тупик.
  Но Пациент не сдался и продолжил хождение по мукам. Он глотал таблетки, претерпевал уколы и капельницы, прогревался физиопроцедурами, и даже получил несколько блокад «туда, где болит». Эффекта ноль. Нога даже стала немножко худеть.
  Тогда Пациенту дали талон на миографию всё с тем же диагнозом «радикулит». Логики в этом не так много, ибо методом миографии непосредственно нервный корешок не исследуется. В лучшем случае находят какие-то косвенные признаки чего-то там. К моему удивлению, в данном случае у Пациента был явный непорядок с периферическими нервами ноги. Не то, чтобы шибко плохо, но и не норма. Тогда я чуть подробнее побеседовал с пациентом, малость покрутил пострадавшую конечность и понял, чего с ним случилось. Во время попыток не упасть на скользком крыльце он совершил неловкое движение, которое привело к спазму так называемой грушевидной мышцы в глубине таза. Так-то бы и черт с ней, с мышцей этой, но сквозь нее проходит всем известный седалищный нерв, который она и сжала в своих объятиях. И чем дольше длился болевой синдром, тем крепче мышца держала несчастный нерв.
  Существует два способа борьбы с этой напастью. Первый – это блокада. К сожалению, конкретно блокада грушевидной мышцы очень хитрая. На пятой точке страдальца размечается сложная геометрическая фигура, и в строго определенном месте вводится игла (при этом надо бормотать заклинание «одна треть гипотенузы»). Траектория движения иглы внутри ягодичной мышцы не прямолинейная, а скорее напоминает фигуру высшего пилотажа, и сама игла особенная, толстая, длиной сантиметров двадцать. В наш век стандартного одноразового инструментария таких игл практически нет, да и блокаду эту умеют теперь делать преимущественно специалисты «старой школы», в основном нейрохирурги, которые сохранили подобные иглы со времен СССР.
  Второй путь чуть менее экзотический. Надо найти специалиста по мануальной терапии из «школы длинных рычагов», который ловкими движениями спасет страдальца. Иногда хватает одного сеанса.
  Я всё это объяснил Пациенту, написал предполагаемый диагноз на клочке бумаги (ибо официально ставить диагнозы не имел права), и он устремился навстречу своему счастью. К сожалению, череда его неприятностей на этом не закончилась. Он вернулся ко мне через два дня и рассказал дивную историю.
  Мануального терапевта он нашел, но, к сожалению, в клинике с сомнительной репутацией. Ибо выбирал по принципу «где цена поменьше». Там у него состоялся примечательный диалог.
  Пациент (предъявляя написанную мной бумажку с диагнозом): - Мне бы мануальную терапию.
  «Специалист»: - Хорошо, вам как раз она показана. Десять сеансов будут стоить столько-то.
  П. – А  можно за полстолька?
  С. – Можно, но вот сюда, в карман.
  П. – Хорошо, сейчас я сбегаю за деньгами и через полчаса вернусь. Только никуда не уходите.
  Тут перед внутренним взором «Специалиста» предстала группа работников ОБЭП, врывающаяся к нему с этим явно подсадным гражданином, и маховик диалога начал раскручиваться в обратную строну.
  С. – Зачем это вы вернетесь?
  П. – Денежки вам в карман положить.
  С. – За что денежки?
  П. – За мануальную терапию.
  С. – Но вам не показана никакая мануальная терапия. Подите прочь!
Недоумевающий пациент отправился домой, а на следующий день пришел в мой кабинет, так как теперь видел во мне единственное спасение от болезни. Я не стал раскрывать ему потайные движения души так называемого «специалиста», а просто порекомендовал хорошую клинику. Судя по тому, что Пациент ко мне не вернулся, он снова стал здоровым Человеком.

      Случай второй. Пионерский  салют

  Один гражданин белил дома потолок. Забрался на козлы и знай себе кистью шуровал. Ну а что, дело нужное. И тут ему ка-ак «вступило» между лопаток! Ни вздохнуть глубоко невозможно, ни пошевелиться.
  Надо сказать, что 90% вызовов «скорой» с поводом «острая боль в груди» связано именно с подобными ситуациями. Называется это состояние, если говорить не шибко по-научному, «межреберная невралгия». Происходит там вот что: при неловком движении возникает блок в одном из мелких суставчиков грудного отдела позвоночника. Организм на это реагирует просто: надо проблемное место временно заблокировать путем напряжения мышц. А так как меры зачастую организм не знает, то возникает избыточное перенапряжение. Боль при этом еще и иррадиирует («отдает») по ходу нервного корешка в направлении ребер (потому невралгия и «межреберная»). У кого ночью была судорога икроножной мышцы, тот может себе представить остроту ощущений.
  Гражданин только и смог сделать, что выронить малярную кисть. И привезли его к нам в приемное отделение по «скорой помощи» в той позе, в которой его постигло несчастье. Выглядел пострадавший следующим образом: он стоял по стойке смирно, правая рука поднята и слегка согнута в локте. В общем, это здорово напоминало гипсовую скульптуру, изображающую пионера, отдающего салют.
  По простейшей логике, раз в суставе возник блок, то надо его разблокировать. Именно этим и занимается мануальная терапия. Тем более, что исправлять блоки в грудном отделе позвоночника проще простого, там все движения в одной плоскости. С поясничным отделом посложнее, есть разные варианты. А уж заниматься лечением шейного отдела могут только те специалисты, у кого есть знания и умение (к сожалению, их часто заменяют глупость и отвага).
  Сделали мы рентгеновские снимки и ЭКГ, убедились, что никаких противопоказаний нет, и приступили к лечению. Конечно, можно было давать таблетки, делать уколы и электрофорез, но всё это только снижает остроту ощущений. Блок-то никуда не денется. Манипуляцию в тот раз провел заведующий отделением. Он, подобно библейским персонажам, возложил на больного руки, и с громким щелчком наступило выздоровление. С момента поступления в стационар прошло меньше часа. Обрадованный пациент убедился, что он снова может дышать и двигаться, и нацелился расстаться с нами с целью продолжить побелку потолка. А вот фигушки! Ведь уже заведена история болезни, в каковой при выписке пациента домой непременно должен быть анализ кала «на яйца глист». Почему-то именно этот анализ особенно волновал нашего начмеда. Как говаривала она на планерке: «Кал на яйца глист целиком лежит на заведующих отделениями, и именно на него вы ставите свою подпись!» Её речь вообще отличалась новациями в русском языке, за ней даже записывали подобные шедевры в большой блокнот.
  В общем, расстались мы с пациентом только через три дня. Ну, хоть показатели среднего койко-дня улучшили. Это тоже важный критерий, хотя и не такой, как поиск яиц глистов. Выздоровел – и хвосты в воду, как говаривала наша начмед.

      Случай третий. Недетская болезнь

  Дети болеть не должны! А если уж ребенок заболел, то у него должны быть именно детские проблемы. В конце концов, целый факультет в медицинском институте есть, и кафедры в нем разных там детских болезней. И врачи специальные, называются педиатры. Вот такое мое мнение.
  А тут жизнь вносит свои коррективы. И одна девица 13 лет пошла в секцию кикбоксинга. Их, детей разновозрастных, много ходит во всякие спортивные секции, где получают повреждения и болезни, о которых педиатры знать не знают. К счастью, существуют спортивные врачи, которым все равно кого лечить – детей или ветеранов спорта. Но в маленьких кружках, где часто тренируют людей всякие сомнительные граждане, про спортивных врачей  ничего не слыхали.
  В общем, упомянутая девица на тренировке била с ноги «вертушку». Но что-то пошло не так, и ей в результате «заклинило» поясницу примерно в том месте, «где спина теряет свое благородное название». Ходить больно, прыгать больно, кашлять больно, а уж чихать вообще невозможно.
  Пошли к детскому травматологу. Тот сказал, что со временем пройдет, и назначил мазь. Не прошло. Пошли к педиатру, тот отправил к детскому хирургу, тот еще к кому-то «детскому» – всё с тем же результатом. Сделали «рентген» - норма. Анализы – норма. МРТ – тоже норма. Тогда сказали, что надо ждать детского ортопеда, который консультирует каждый четный вторник каждого нечетного месяца. При условии, что в четверг будет дождик.
  Чтобы не терять время даром, мама девочки, сотрудница нашей больнички, решила провести дочке еще и миографию. Зачем – непонятно, ведь поясницу мы не смотрим. Но талон на исследование есть, письменное согласие родителей есть, стало быть – отступать некуда ни мне, ни девице. Послушал я её горестный рассказ, посмотрел результаты всяких там МРТ, и решил совершить преступление. Дело в том, что было совершенно ясно, чего с юной спортсменкой случилось: блок одного хитрого суставчика, скорее даже сочленения. Лечится это простейшим приемом мануальной терапии, вот только сертификата на это у меня отродясь не было. Знания были, опыт был, а вот сертификат – увы. В общем, взял я с девицы честное слово меня не сдавать, и легким движением произвел исцеление. Девица встала с кушетки – ничего не болит. Подпрыгнула – не болит. Покашляла – всё нормально. Чихать без повода у нее не получилось, ну, отложила этот краш-тест на потом. И поскакала обратно в свою зубодробительную спортивную секцию.
  А вы говорите – лженаука эта ваша мануальная терапия!

Январь 2023