Про политическую борьбу Ленина с Плехановым

Аникеев Александр Борисович
     Коммунизм, как высшая форма социализма, который не мог существовать без партийного руководства и идей марксизма для уничтожения буржуазного государства как средоточия капитализма, должен был появиться после того, как будет хорошо развито социалистическое государство.
 
     Но уничтожили только частную собственность на средства производства, сохранив буржуазное товарное производство и буржуазные привилегии управленцев, а через это разрушение создали возможность осуществить наднациональное руководство массами, преданными центру и управляемыми партийными функционерами от партии при «высоком революционном сознании её членов».
 
     Этой химере было позволено существовать только в России, где И.В.Сталин переформатировал мессианские идеи Маркса по построению общества социальной справедливости и обратил революционный энтузиазм масс в дело созидания мощного индустриального государства, что и поспособствовало победе в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов. Но ведь в другом случае и развитие мировой история было бы другое.

     В частности есть предположение, что основателями марксистской теории в России были масоны.  Есть даже версия о том, что сам Г.В.Плеханов был масоном, как и его племянник — Н.Семашко, академик АМН СССР, член II Интернационала.

     При этом многие партийцы прошли не только через посвящение в масоны, но некоторые стали участниками регулярных элевсинских мистерий в Ингольштадте, проводимых также и в Ватикане, в Castel Sant Angelo, расположенным перед входом на площадь Святого Петра. Идеологический задел, который был положен тамплиерами и их орденом в основание российского марксизма, потом стал основой для реализации их планов.

     РСДРП и многие его апологеты не могли возникнуть из ниоткуда и этому возникновению предшествовал подготовительный период, сформированный I Интернационалом, прошедшим в 1864 году в Лондоне, официальной эмблемой I Интернационала стал масонский наугольник и отвес. Возможно именно об этой стороне внутренней партийной жизни иносказательно признался И.В. Сталин:

     «Я вынужден поэтому восстановить подлинную картину того, чем я был раньше и кому я обязан нынешним своим положением в нашей партии. Тов. Аракел сказал здесь, что в прошлом он считал себя одним из моих учителей, а меня своим учеником. Это совершенно правильно, товарищи.

     Позвольте обратиться к прошлому. Я вспоминаю 1898 год, когда я впервые получил кружок из рабочих железнодорожных мастерских. Это было лет 28 тому назад. Я вспоминаю, как я на квартире у т. Стуруа в присутствии Джибладзе (он был тогда тоже одним из моих учителей), Чодришвили, Чхеидзе, Бочоришвили, Нинуа и др. передовых рабочих Тифлиса получил первые уроки практической работы. В сравнении с этими товарищами я был тогда молодым человеком.

     От звания ученика (Тифлис), через звание подмастерья (Баку), к званию одного из мастеров нашей революции (Ленинград) — вот какова, товарищи, школа моего революционного ученичества. Такова, товарищи, подлинная картина того, чем я был и чем я стал, если говорить без преувеличения, по совести. (Аплодисменты, переходящие в бурную овацию.)»
     (Заря Востока" (Тифлис) № 1197, 10 июня 1926 г. Источник: И. Сталин. Сочинения. Т.8, Москва, ГИПЛ, 1951, С.173-175)

     Впрочем, иначе и быть не могло, ведь именно масоны стояли у истоков новой ложи — Международного товарищества трудящихся, принявшего за основу своей идеологии «Манифест коммунистической партии» К.Маркса. Всё это, конечно, версии, но одно можно сказать определённо, что сами по себе партии, как формы организации общественной деятельности людей, выросли именно из разнообразных орденских структур, которые в борьбе с идеологическим монополизмом церкви вывели свою информационную работу на новый, более открытый публичный уровень.

     Плеханов участвовал в разработке программы «Земли и воли», но после раскола организации на «Народную волю» и «Чёрный передел», случившегося из-за разногласий в тактике террора, в 1879 году возглавляет «Чёрный передел», членов которого полиция отслеживала. Аресты шли за арестами, и в январе 1880 года 24-летний Плеханов вновь покидает Россию, — как оказалось, на долгие годы.

     Живёт во Франции и в Швейцарии. Слушает лекции в Сорбонне. Изучает марксистскую литературу, историю западно-европейского рабочего движения и пишет статьи. А чтобы заработать на жизнь, даёт частные уроки и занимается переводами. В мае 1882 года он перевёл на русский язык «Манифест Коммунистической партии» К.Маркса и Ф.Энгельса и написал предисловие к нему — работа, превратившая Плеханова в убеждённого марксиста.

     Г.В. Плеханов писал, что вместе с другими сочинениями его авторов «Манифест» начал новую эпоху в истории социалистической и экономической литературы — эпоху критики современных отношений труда к капиталу и, чуждого всяких утопий,научного обоснования социализма.

     Так Плеханов стал «первым российским марксистом»,  теоретиком, популяризатором и защитником коммунистических идей Маркса. А год спустя, в сентябре 1883 года, вместе с соратниками по «Чёрному переделу» П.Аксельродом, В.Засулич, Л.Дейчем и В.Игнатовым он основал в Женеве первую российскую марксистскую организацию — группу «Освобождение труда».

     Вполне социал-демократическая по своей программе и задачам, она была скорее группой издательской, чем партийной. Эта группа положила начало распространению марксизма в России. Она переводила на русский язык и распространяла важнейшие сочинения Маркса и Энгельса.

     Первым её изданием была брошюра Плеханова «Социализм и политическая борьба» (Женева, 1883), в которой развиты основные принципы социал-демократии. В следующем году та же группа издала большую книгу Плеханова «Наши разногласия» (Женева, 1884). Члены группы перевели на русский язык и издали, помимо «Манифеста Коммунистической партии», работы «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», «Тезисы о Фейербахе», части книг «Святое семейство» и др.

     Весной 1895 года Г.В. Плеханов впервые встретился с приехавшим в Швейцарию В.И. Лениным.  В ходе этой встречи была достигнута договорённость об установлении связей между группой «Освобождение труда» и марксистскими организациями России, с Петербургским «Союзом борьбы за освобождение рабочего класса».

     К этому времени в России благодаря распространению в ней многочисленных произведений Плеханова и его товарищей, усиленная проповедь учения Маркса и Энгельса дала громадные результаты. Среди рабочих эти взгляды к середине 1890-х до того распространились, что это было официально признано правительством. Чего не могли достигнуть «народовольцы», сосредоточившие всё своё внимание на цареубийстве, того добилась проповедь марксизма: в России появился значительный контингент рабочих, взявших в свои руки дело завоевания политических прав для всего населения.

     В 1900 году Г.В. Плеханов принял участие в основании первой общероссийской марксистской газеты «Искра», вдохновителем и организатором которой был В.И.Ленин.

     Вместе с В.И. Лениным Г.В. Плеханов проделал большую работу по организации II съезда РСДРП (1903 год).

     Но тут произошёл переворот — раскол между сторонниками Мартова, будущими меньшевиками, и сторонниками Ленина, будущими большевиками. Плеханов искренне пытался примирить большевиков с меньшевиками, однако он не смог до конца освободиться от груза социал-демократических традиций партий II-го Интернационала, не понял новых задач в эпоху империализма.

     Уже в это время между Лениным и Плехановым обнаружились глубокие расхождения по многим вопросам рабочего движения. Плеханов выступил против ленинского курса на перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую. Если на съезде и какое-то время после него он горячо защищал Ленина, то уже в конце октября 1903 года резко разошёлся с ним во взглядах, перешёл на сторону меньшевизма и стал одним из его лидеров.

     Ленин, по мнению Плеханова, противоречил марксизму, поэтому он и подверг его жесточайшей критике, сначала обозвав апрельские тезисы "бредом", а затем предсказав многие беды, которые сулит России диктатура одной партии. Впрочем, и сам Ленин любил обвинять своих оппонентов-социалистов в отходе от марксистских выводов. Не удивительно: Маркс не однозначен, а потому даже убежденные марксисты часто понимают его по-разному.

     Георгий Валентинович был убежден, что крестьянская Россия еще не созрела для социалистической революции, а потому предвидел не "временное ограничение демократического принципа" на период захвата и удержания власти, а то, что Россию ради большевистской идеи придется жестоко ломать через колено. А это уже совсем другая цена за светлое будущее и Плеханов на эту цену не соглашался.

     Принципиальные разногласия Плеханова с Лениным начались задолго до 1917 года. Убежденный в том, что о социалистической революции в России всерьез помышлять рано (и в то же время стремясь к свержению самодержавия), он в тактическом плане выступал за временный союз с либеральной буржуазией, за объединение усилий всего общества.

     Как говорил Плеханов, Ленин собирает под свои знамена "разнузданную чернорабочую чернь" и строит свои планы на недоразвитости "дикого, голодного пролетариата".

     Пытаясь переломить ситуацию, он опубликовал "Открытое письмо к петроградским рабочим", где предрекал гражданскую войну. Однако его совет избегать всего, что может вызвать кровопролитный конфликт в России, был приемлем для меньшевиков, но не для Ленина. Между тем влияние меньшевиков неуклонно падало, а большевистская риторика, наоборот, находила все больше сторонников. В конце концов революционная практика отодвинула теоретика-марксизма уже совсем на обочину революционного движения.

     После октябрьского переворота Борис Савинков предлагал Плеханову возглавить антибольшевистское правительство, на что Георгий Валентинович ответил: "Я 40 лет своей жизни отдал революционному пролетариату, и я не буду его расстреливать даже тогда, когда он идет по ложному пути".

     В «Политическом завещании» Плеханова (о подлинности которого высказываются сомнения) говорится: «В своей жизни я, как и каждый человек, совершил немало ошибок. Но моя главная, непростительная ошибка – это Ленин. Я недо­оценил его способностей, не рассмотрел его истинных целей и фанатической целеустремлённости, снисходительно и иронично относился к его максимализму. Я ввёл Ленина в круг известных и влиятельных социал-демократов, опекал его, оказывал всестороннюю помощь и тем самым позволил твёрдо встать на ноги. Больше того: в 1903 году на съезде РСДРП в споре Ленина с Мартовым я поддержал Ленина, что в итоге привело к рождению большевизма. Тогда мне казалось, что постепенно я смогу смягчить позицию Ленина, повлиять в нужном направлении на Мартова и тем сохранить единство партии. Но очень скоро я понял, что единство невозможно, потому что всё, что не по Ленину, – не имело права на существование».

     На шутливое замечание лидера австрийских социал-демократов В. Адлера об «отцовстве Плеханова в отношении Ленина» Георгий Валентинович ответил: «Если и сын, то, очевидно, незаконный».

     Как показала дальнейшая история, Ленин лучше Плеханова чувствовал политическую конъюнктуру, поэтому большевикам и удалось взять власть в свои руки. Зато Плеханов лучше Ленина смотрел вдаль: сбылись все опасения, которые он высказывал относительно большевистского правления.