Читаем Дневник. Сталин и Мао слушают нас!

Мария Владимировна Романова
         Сталин и Мао
      слушают нас !

Читаем Дневник. 1964 год
Тайна человеческой души заключена в психических драмах детства. Докопайтесь до этих драм, и исцеление придет.

     1964 год, вот тот балкон  и та скамейка. И картинки сменяют одна другую,  и я вновь проживаю свои тогдашние ощущения. Нет, это вовсе не старость, да и по ощущениям возраст души моей где то 25-30 лет. И выгляжу много моложе, и общение со сверстниками мало интересно....

     Это просто погружение в счастье, радость, где жили мои родные люди, где мне самой было хорошо, защищенно.

     Итак , 1964 год, Днепродзержинск, украинская ССР. Улица Тагильская, номер дома уже не помню. Я с родителями жила в этом доме хрущевской постройки, рядом примыкали ещё дома, образуя общий квадратный двор, где старшие дети устраивали концерты. Выходили соседи, родные. Старшие девочки готовили программу, пели , танцевали и делали разные акробатические, тогда такие модные, фигуры.  Девочка ,живущая рядом с нашим домом, училась игре на баяне. Она выходила с табуреточкой и сопровождала выступление музыкой.  Бабушки выносили табуретки, выходили заранее, чтобы занять лучшие места . Это было тогда модно, да и альтернативы , как сейчас , не было. Люди были шире душами, открытее  , и много добрее нас сейчас, запрятавшихся в своих улиточьих домиках  .  Нас же, мелюзгу, туда не принимали. Это была отдельная каста взрослых ,по им пониманиям , мальчиков и девочек. А мы были такое себе, нечто вечно путающееся и мешающее.

     Тогда взрослые много и со страхом говорили о китайской угрозе . Ведь только закончилась война, такая страшная, практически в каждой семье была похоронка. Ещё старшее поколение, мои родители были молодыми, а поколение старше их - это мои дедушка и бабушка. Они помнили советско китайскую дружбу. Сталин и Мао слушают нас! Дед мой работал на заводе имени Дзержинского, его и других товарищей посылали в командировки. И в Китай также , откуда он привез зонтик из тростника. Маленький, китайский зонтик, очень красивый. Какие то из шёлка портреты, на которых был изображён товарищ Мао и товарищ Сталин в профиль. Статуэтку из слоновой кости и слоника со всадником из сандала. Аромат дерева через столько десятилетий, если потереть пальцем, не утратил способности благоухать. Красивые палантины в полоску для бабушки и ещё что то из одежды. Но конфликт назревал.

     Советско китайский раскол начался в конце 1950 года. Пиком же стал пограничный конфликт на острове Даманский в 1969 году.. конфликт этот сопровождался расколом международного коммунистического движения .
     А в 1964 году родители с тревогой обсуждали передовицы газет. Мне было четыре годика, и все думали что я ничего не понимаю . Но я все слышала, тревожность мне передавалась. Я инстинктивно ощущала опасность , как зверь, но вот объять ее своим детским умишком не могла. Мне было страшно. Не знаю отчего, но я боялась признаться в этом родителям. И ещё у нас в городе было (сейчас все захвачено олигархом Ахметовым ,все распилено и распродано...) много предприятий и заводов. Один завод, кажется азотнотуковый, постоянно выбрасывал в небо нечистоты, это образовывало красноту с последующим опаданиеи в виде ржавчины на балконы в домах. Лисий хвост, так горожане называли эти выбросы. Это и правда, в небе это было нечто ржавого цвета и долго висело над нами. Все это сопровождалось громким движением, урчанием, ещё какими то звуками, будто передвигали тяжёлый комод .
     И каким то вечером я была напугана этими звуками и незаметно вышла на балкон. Да, этот самый балкон и вот эта скамеечка. Сейчас не могу охарактеризовать свой тогдашний поступок. Но я его совершила, скрутившись в комочек. Так и уснула, несмотря на холод. А утром меня разбудила мама и папа. Мама была заплаканная, папа перепуганный. Они всю ночь меня искали, бегали по улицам, думая что я как то вышла из дома. Странно, что лишь утром додумались заглянуть на балкон . Меня схватили, плакали надо мной, а я недоуменно на них смотрела. И так и не сказала им для чего я там спряталась .... Да и словарный запас тогда у меня был очень мал.



29 января 2023 года