Нет ничего реальнее и объективнее мифа

Артур Скляров
1 ноя 2021

Читатели подняли хорошую тему -

\\Терять веру в красивый миф неприятненько.\\

Действительно, неприятненько. А в некрасивый? Оказывается, тоже неприятненько. Гибель любого мифа доставляет душевную травму. Почему? Миф создаёт устои, координаты, формирует картину мира. Крушение любого мифа выбивает землю из-под ног.
Смотрим всемогущую педивикию.

\\Мифоло;гия (греч. ;;;;;;;;; от ;;;;; — «предание», «сказание» и ;;;;; — «слово», «рассказ», «учение») — особая форма человеческого сознания, способ сохранения традиций в изменяющейся действительности; основной метод общинно-родового мышления[; древнейший способ конципирования окружающей действительности и человеческой сущности.\\

Миф — неотъемлемая часть человеческого сознания. Главная задача мифа заключается в том, чтобы задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком. Миф служит для ритуализации повседневности, давая возможность человеку обрести смыслы. Крушение мифа (и приятного, и неприятного) — это всегда утрата каких-то смыслов, либо больших, либо маленьких, но это всегда травматично. Поэтому наше сознание так сопротивляется утрате мифа — миф с успехом подменяет реальность, особенно, когда реальность не интересна или несёт угрозу, а угрозу реальность несёт всегда, и часто не интересна. Кроме того, так устроена наша психика — ты веришь не в то, что видишь, а в то, что хотел бы видеть, и тебе наплевать, как обстоят дела на самом деле.
Помню, какую душевную травму мне нанесла история с медведем батьки Серафима. Уверен, многие православные от неё пострадали. Все привыкли к этим историям, все привыкли к иконам, где батька с медведем, а тут всплывает эта скандальная подробность — а не было никакого медведя. По интернетам начинают гулять документы, что, мол, всех этих медведей выдумала от балды блаженненькая Паша Саровская, а перед смертью на исповеди якобы в этом призналась.
Злые люди тыкали негнущимся пальцем в эти документы и грозно гремели — вот, смотрите, вас дурют, не было у батьки никакого медведя! И всё у вас так! Вся ваша вера на мифах! Добрые люди закрывали лица руками, тихо плакали и шептали — не верю, не верю, был медведь, был...
Меня не минула чаша сия. Я очень страдал. Казалось бы — какой пустяк, был у батьки в друзьях медведь или нет, ведь это ничего не меняет в восприятии личности Серафима Саровского, а вот поди ж ты, я очень страдал. Это было личное, ведь медведь привёл меня ко Христу. Я рассказывал в Утешаловке, как на меня в довольно стрёмном кислотном обряде индейцев айяуаску вышел медведь, стал моим тотемом, а потом я случайно увидел икону приятного старичка с медведем, а потом я узнал имя старичка и перерыл всю о нём информацию, которую нашёл, и потом понял, что если у православных есть такие старички, то мне сюда, и сел за Евангелие.
Всё было так логично, так красиво, а тут на тебе — оказывается, какая-то дурочка всё это придумала. Я был безутешен.
Но я не сдался. Я перерыл все записки Мансурова, Чичагова, летопись монастыря, и нашёл там пасеку. Неподалёку от дальней пустыньки батьки Серафима была большая пасека. Это факт. Ясен пень, там медведи хороводились как здрасьте, и я подумал — а почему бы батьке не подружиться с каким-нибудь медведем? Я же на Селигере подружился?
И я утешился. И теперь мне насрать на чьи-то злобные крики. Теперь у меня есть свой личный собственный миф о медведе Серафима Саровского, и чёрт мне не брат. И я на себе вижу, как травматична утрата мифа, даже пустяшного.
Теперь, когда интернет превратил весь мир в одну большую деревню, где мы все сидим как бабки на лавочке, интересно наблюдать молниеносное создание мифов. Мифы вышли на конвейер. В вакцине жидкие чипы, вы теперь биороботы. Вы фсе умрёти. Нет, это вы фсе умрёти, если прививку не сделаете. Куликовская битва была вовсе не битва, а разборка солнцевских с люберецкими, и была она не там и не тогда, а в Хрипани и позлевчера. А Христос ваш хохол, древний укр, и ваще армянин с грузинским акцентом. И ваще Христос жил вот надысь, в прошлом веке.
Мифотворчество — любимый вид спорта людей. Всегда был и всегда будет. Миф — главная составляющая «объективной» реальности. Нет ничего реальнее и объективнее мифа, слуха и сплетни. Кто-то скажет — это невинно. Кто-то скажет — это катастрофично. Но так мы устроены.
— Изя, сколько будет дважды два?
— А таки сколько вам надо?




--------------------------------------------------
(с) https://vk.com/id128128417