О национальной идее

Вячеслав Новичков
В России постоянно обсуждается тема национальной идеи. Всевозможные дискуссии объединяет одно – непонимание предмета обсуждения. Из слов говорящих можно выделить три её характеристики (все неверные).

Это какой-то лозунг-призыв, содержащий:
1. гениальное прозрение,
2. высоконравственные нормы,
3. крайне необходимые меры для развития общества.

Превращение же некой идеи в национальную идею определяется следующими условиями, их всего два:  всеобщность веры в новое мировоззрение и наличие носителя новых идей на этапе их становления.

Когда умудрённый жизненным опытом диванный философ или высоколобый кабинетный учёный изобретают некую сверх-идею, удивительна и необъяснима наивная вера в то, что огромные массы поверят в их измышления и воспримут их мысли как свои.

А без этого никакая идея, пусть даже с упомянутыми псевдохарактеристиками (гениальность, высокая нравственность и крайняя необходимость), не станет национальной.

Здесь уместно сравнение из совершенно другой области. Возникновению пандемии способствует не столько агрессивность вируса (читай – гениальность), как число переносчиков заразы (читай – носителей нового взгляда на мир).

Поэтому, если какой дурак придумает какую-то глупость и в эту глупость поверят миллионы, то это и будет самой настоящей национальной идеей. Аналогично – гениальность политика не в научной безупречности его теорий, а в его способности, иногда и своим бредом, зажечь толпу (Вы, конечно, знаете такие примеры).

Главнейшее свойство национальной идеи – массовая безграничная вера в неё. Именно вера придаёт ей огромную движущую силу, а вовсе не то, что она отвечают неким высоким и «правильным» критериям. Национальная идея не бывает плохая или хорошая. Конечно, она может оцениваться с точки зрения общечеловеческих понятий нравственности. Но, условием её появления является всеобщность и степень приверженности огромных масс новым идеям. Массовое следование новым нормам поведения и обеспечивает достижение целей национальной идеи.

В истории человечества было множество грандиозных идей, как созидательных, так и разрушительных. Следует заметить, что национальная идея – это нечто объединяющее большие исторически сложившиеся общности, которые могут быть в этническом плане очень  пёстрыми, например, советский народ. Помня это, для простоты всё же лучше использовать сложившийся термин национальная идея.

Вспомним эпоху становления Христианства. Нельзя сказать, что нравственные нормы христианских заповедей (не убий, не укради...) явились чем-то новым, неизвестным ранее человечеству. Как же получилось, что заповеди и Нагорная проповедь оказывали сильнейшее воздействие на массы? Всё дело в новых людях – носителях новых идей.

Во все времена без исключения новый взгляд на мир зарождался и формировался в узком кругу его первоначальных приверженцев. Именно благодаря их нравственному подвигу, поначалу странные и дикие идеи становились притягательными для широких масс.

Высота духа первых христиан, недостижимая для простого обывателя ввиду внутренней нравственной тяжести ноши, вела их к самопожертвованию ради новых идеалов. Они прошли через ристалища римских арен, принимали мученическую смерть и этим восхищали толпы неверующих.

Эта ноша посильна только избранным. Для носителя  добровольных этических вериг их тяжесть сладка и приятна, так как она есть средство возвышения над толпой. Ведь способность в любой ситуации неукоснительно следовать своим принципам свидетельствует о духовном превосходстве.

Нравственный облик носителя идеи гораздо важнее самой идеи. Сначала – носители идеи, потом – кодекс поведения ими выработанный, и лишь в конце – сама идея. По сути – из нового кодекса поведения и рождается национальная идея. Кодекс – не самоцель, кодекс – лишь средство создания движения единомышленников. Именно притягательность образа проповедников идей создаёт армию их сторонников и обеспечивает победу идей.

Сегодня разные умники, изобретающие национальные идеи, совершенно не задумываются о движущих силах для реализации их «изобретений». Им кажется, что если высоконравственная идея выношена на закваске справедливости, чистоты помыслов и разумности, то, как по волшебству, всё само собой воплотится в жизнь. По их мнению, главное – измыслить идею. Странно, что такая простая мысль не приходит им в голову. Лучшее, что они могут промямлить в ответ – движущей силой станут все честные и неравнодушные люди... или тому подобное.

Вывод – национальная идея может родиться только внутри новой организации или общности новых людей с новым мировоззрением, для которых их идеалы дороже всего. Они не предадут их, спасая себя или своих близких.

А всевозможные «гениальные» идеи могут рождаться пачками и, не приобретя статуса национальных, никому не нужные тихо умирать.

p.s.
Данную заметку автора побудили написать накопившиеся за 7 лет резко отрицательные (в подавляющем большинстве) комментарии на мою большую статью «Национальная идея и третий проклятый вопрос». Нетерпеливые читатели, не желающие или не имеющие время долго читать, прочтя название и пару абзацев из начала или с конца, сразу заявляли, что всё это глупость и предлагали некую свою национальную идею. Спешу наперёд  всех таких успокоить – Ваша «национальная» идея гораздо лучше моей по той простой причине, что у Вас хоть какая есть, а в моей работе нет никакой, абсолютно никакой. Работа посвящена самому феномену национальной идеи и условиям её становления. И только. А раз существует сам феномен, значит – его можно изучать.

29.01.2023