ПОКА ЕЩЁ

Рейтаро Уза
Современное искусство — это зона бедствия. Никогда ещё в истории человечества столь многое не было сосредоточенно в руках столь незначительного количества людей для того, чтобы сказать так мало.
© Бэнкси*

Когда ты был мал, ты знал все, что знал,
И собаки не брали твой след.
Теперь ты открыт, ты отбросил свой щит,
Ты не помнишь, кто прав и кто слеп.
Ты повесил мишени на грудь,
Стоит лишь тетиву натянуть…
© БГ

А вдруг нам жизнь и впрямь дала
Отсрочку эту и поблажку,
А тетива уже в натяжку,
И заготовлена стрела.
© А. Иващенко

 
Так тщательно и с любовью выбранный пару недель назад, школьный пенал был катастрофически испорчен. Его пластмассовая поверхность своим грязно-матовым цветом поглощала всё, что её касалось. Эстетически это выглядело жутко и пугающе, к тому же, требовало объяснений.
- И какого цвета он должен был быть? - спросил папа сына, когда все успокоились и разошлись по комнатам. - А главное, зачем?
- Я хотел попробовать сделать скрытые сверкалочки. Знаешь, когда вещь одного цвета, но может переливаться на солнце и разноцветно отражать свет. Но у меня были только акварельные краски, они-то всё и испортили.
- Ну, да…. В восемь лет – это нормальный эксперимент. Я тебя понимаю, но остальных надо будет успокоить, - обняв сына, завершил воспитательные мероприятия отец. Говорил он это спокойно и ровно, словно что-то советовал своему другу. Да и женская половина семьи голоса не повышала. Мать расстроилась, только и спросила: «Когда ты успел?». Сестра же задала вопрос «Ну, почему?», который, благодаря своей глубине и многогранности, звучал риторически. Каждый из взрослых в семье знал, что этого вполне достаточно. Их маленький естествоиспытатель умел не только делать опыты и открытия, но и глубоко искать истину в своих поступках. А потому опираясь на совесть и критично развитый ум, мог дойти до недовольства собой и самоедства.
 
- Ты чего так расстроился? - спросил отец сына, когда они вышли на прогулку в магазин за хлебом для ужина, заодно нагулять аппетит. - Всё, мы уже забыли, ты тоже давай.
- Мне так стыдно, папа, будто убил человека.
- Пока что только ранил. В очередной раз себя и других.
- Но это не может быть так вечно.
- Конечно. Научишься сначала думать обо всех последствиях своих действий, а потом делать, тогда сразу многие из плохих привычек пройдут сами собой.
- А ты когда научился?
- Впервые, наверно, когда меня моя мама, твоя бабушка, оставляла с братишкой одних. Часто, когда он болел, то в садик не ходили вместе. Взрослые были на работе, а мы - дома. Я его лечил, следил, чтобы во время пил таблетки и микстуры.
- А что это?
- Микстуры? Это такие жидкие лекарства, как твой сироп от кашля. Или потом уже в школе…
- Нет, папа. Вот это что значит? - мальчик удивлённо показывал на красивое граффити на боковой стене магазина, посвящённое футбольному клубу, название которого было одноимённым этому городу.
- Это же наша команда.
- Нет. Это я знаю, а вот это как понять? - мальчик, подойдя поближе к стене, показал на средних размеров стикер с надписью "Нас никто не любит, а нам плевать!", сделанный в отличающихся цветах и наклеенный так, что скрывал части переплетавшихся букв и менял смысл граффити. При определённой эквилибристике прочтения получившейся надписи выходило не совсем приличное словосочетание.
- Это фанаты из другого города, - поняв о чём шла речь, стал объяснять мужчина, который некоторое время назад сам был заядлым футбольным болельщиком. - Таким образом они выражают своё мнение, ведут войну через рисунки и надписи.
- Но это же нам неприятно! И потом они такую красоту испортили.
- На это и был расчёт. Разозлить местных болельщиков, чтобы потом ещё и подраться с ними.
- Папа, но ведь мы же из одной страны! Вот если бы были врагами настоящими, тогда понятно. Если бы шла война, а так? Ну, почему?
- Иногда самым главным врагом для человека является он сам. Давай бери корзинку и пошли. Вот смотри, как много здесь красивых вещей, привлекательных продуктов. Человек приходит купить что-то определённое, но реклама, внешний вид, запахи соблазняют его. Вот смотри какой красивый хлебушек! Корочка румяная, хрустящая, хлеб мягкий на ощупь, значит, свежий. Берём. Так и во всём. Мы-то с тобой пришли только за хлебом, а другие люди часто и сами не знают, что им нужно в магазине. Точнее, когда дома находятся, то видят, чего не хватает, но придя в сюда, глаза разбегаются, мысли путаются. А если человек ещё и после работы, то он незаметно для себя набирает полную корзину. При этом в начале у него было всего, говоря твоим любимым научным языком, две вводные: цели (что и для чего купить?) и ресурсы (какие средства и сколько можно потратить?).
- Мужчина! - слегка эмоционально прозвучало у них сзади. Обернувшись они увидели двух женщин неопределённого возраста, которых в просторечии назвали бы "какие-то тётки". Одна из них продолжила:
- Извините, Вы не могли бы свои уроки экономики вести в другом месте? Из-за Вас я уже полтележки выложила обратно, хотя по скидкам брала.
- Ну, что ты пристала! - улыбаясь, наигранно произнесла её спутница. - Зато вон сколько денег по-настоящему сэкономим. Извините нас. Молодец, малыш, слушайся своего умного папу.
- Спасибо! - ответил мальчик, закрыв тему и потянув ошеломлённого папу к кассе.

Выходя из магазина он первым прервал молчание:
-  Пап, как это связано с врагами?
- Понимаешь, разногласия между болельщиками двух команд не значительны. При этом более сильными они могут быть между фанатами одного клуба. Как, впрочем, всегда, между богатыми и бедными, знатными и простыми людьми. Но об этом труднее размышлять, понять причины, почему у одних есть всё, у других - почти ничего. Гораздо проще объяснить и сделать врагами людей с разным цветом кожи или разреза глаз, разных национальностей, разных поколений, например, детей и взрослых, даже мужчин и женщин представлять конкурентами, разжечь войну между ними.
- Разве так бывает?
- К сожалению, вся история человечества тебе в пример. И кто её не знает, может легко поддаться на красивые слова о том, что мы - особенные, лучше других, потому что они - плохие, недостойные чего-то, ниже нас по какому-то внешнему признаку.
- Это, как если ты был лучше меня, потому что взрослый, лучше мамы, потому что мужчина, а моя сестра лучше всех, потому что у неё волосы белые и красивые. Так?
- Ух, как быстро ты всё схватил. Теперь, если сделать так, чтобы ты в это поверил, то легко будешь видеть в нас своих врагов.
- А как?
- Обычно это происходит, когда человек находится в затруднительном положении, ищет его причины. Тогда легко кого-то другого винить в этом. Или из-за скуки, не желания думать и развиваться. Тут на помощь приходят политика, религия, искусство.
- Пап, извини, вот сейчас вообще ничего не понял.
- Ой, это ты извини, забываю, что ты ещё ребёнок. Многие люди сегодня, чтобы заработать на жизнь так сильно работают, что вечером у них не остаётся сил ни на что полезное. Их усталость подталкивает к простым развлечениям, зрелищам. И вот тут подходит любое уродство в творчестве, чтобы отвлечь от забот и понимания, почему жизнь человека превратилась в крысиную. Искусство, которое могло бы показывать это, говорить о причинах, побуждать к размышлениям,* наоборот, отупляет людей, особенно, детей и молодёжь, делая всех одномерными.
- Пап, ты опять! Хотя я понял. Это как в компьютере. Одни видят жизнь в 3d формате, но многим достаточно и 2d.
- Совершенно верно. И вот тогда в мир людей, хотя сначала в мир искусства приходит мистер Секонд, * который всем навязывает плоское видение. Стоит лишь тетеву натянуть*...
- Смешной ты, папа! Как будто сам с собой разговариваешь, а я понимаю не всё.
- Знаешь, сынок, в жизни столько всякого происходит, что не всё и сразу удаётся понять. Я рад, что ты, в отличие от многих взрослых, ещё интересуешься всем.
- Даже, если косячу и делаю всем вам плохо?
- Мы же это уже обсуждали, проехали. Главное, цель. Зачем это делаешь. У тебя сейчас есть свой щит от всего плохого. С ним тебе защищаться от несовершенства мира. Лучше со щитом, чем на щите или, ещё хуже, на диване перед телевизором или с головой, забитой всякой ерундой. Лишь бы сладко поспать, вкусно пожрать, долго поржать… пока стрелу из колчана не вынул злой волшебник-случай. *
- Пап, если это просто картинки, тупые клипы, почему ты так серьёзно заводишься? По-взрослому.
- Понимаешь, если бы это были единичные случаи, то и ничего страшного. Но ведь этим заполонили всё и намерено. Это вас окружает, вы не можете видеть или узнать что-то другое, лучшее. Вспомни, ты сам мне рассказывал, что как только заходишь в интернет, даже, если ты не ищешь этого, то тебе, всё равно, настойчиво предлагают посмотреть какой-то ролик или картинки, почитать статью, послушать песни, поиграть в игры. Вас просто заваливают этой жевачкой, пряча настоящее или высмеивая, принижая важное для развития и понимания. Это как ржавчина, постепенно завладевает человеком, всем обществом, делая каждого слабым.
- Я понял. Это так сложно. Опять про то, что нельзя лениться. Но это ведь нужно мне самому. Правда, в животе уже что-то урчит.
- Какой же, ты, всё-таки, мудрый, хоть и мал ещё. Пошли в дом, а то заждались нас, наверно.

19.11.2021.

============================
* Некто Бэнкси (#Banksy), автор цитат и афоризмов про изобразительное искусство, граффити и современное общество. Псевдоним анонимного английского андерграундного художника стрит-арта, политического активиста и режиссёра из Бристоля, работающего с 1990-х годов. Он – своеобразный Бэтмен от мира искусства. Настоящее имя и происхождение Бэнкси не известны, вокруг его биографии в обществе ведётся много споров.

Иллюстрация к данному тексту - одно из самых известных его граффити.

* Отсылка к цитате Бэнкси: «рисовал крыс целых три года, а потом кто-то сказал мне: какая это талантливая анаграмма слова «искусство» (англ. rat и art). И мне пришлось притвориться, что я знал об этом всю жизнь.» Смешно. Иногда автор и сам не догадывается насколько глубоко видит суть явлений, которые отражает в художественных образах. Постоянно подчёркивая некоммерческую цель своего искусства, Бэнкси стал самым коммерческим  граффитистом в мире. Нарочито игнорируя аукционы, он исправно обеспечивает им сверхприбыли — любой принт с подписью автора выставляется там во много раз дороже, чем на распродажах самого Бэнкси. Существует ли спасение от капиталистической системы, если она проникла даже в андеграунд? Не факт, что Бэнкси нашёл чёткий ответ для себя и не факт, что он до сих пор с этой самой системой борется.

* См. фильм Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов» (1987г.), где под образом мистера Секонда выведен главный антагонист зарождающегося кинематографа, который привозит в город киноленты, полные насилия и ненависти.

* Строчка из песни Бориса Гребенщикова «Второе стеклянное чудо», цитата из которой была взята эпиграфом.

* Строчка из песни Алексея Иващенко «Ещё стрелу из колчана», цитата из которой также была взята эпиграфом.