Диптих об онтологии художественного творчества
1.
Еще Кафка заметил, что момент пробуждения после сна есть самый рискованный в человеческой жизни. И он, как всегда, прав. Подумать только — еще вчера вечером мы оставили этот хорошо знакомый нам мир и ушли в мир иной : фантастический и сновидческий. И кем бы мы там ни были и какое бы сознание в нем ни имели, у нас в продолжение сновидения не было ни малейшего сомнения в том, что все, что с нами происходит — реальная действительность. Но вот наступает пробуждение, то есть вчерашний, привычный и плотный ландшафт земного бытия надвигается на нас, подобно земле на корабль, когда после долгого плавания вдруг рассеивается прибрежный густой туман. И все вещи, точно живые игрушки, протанцевавшие ночь напролет по мановению волшебника, опять замерли и, прикинувшись неодушевленными, хотят как ни в чем ни бывало скромно войти в наше сознание и занять там прежнее, подобающее им место. Однако как быть с тем миром, в котором мы только что побывали? Был ли он всего лишь прихотью сновидческого воображения? Или мы на самом деле в кораблике ментального (сновидческого) тела посетили заморские (читай : астральные) земли, а теперь возвращаемся из путешествия домой, как бессмертный Одиссей? Но разве Гомер оставляет хоть какое-то сомнение в том, что все эти циклопы, волшебницы, сирены, боги и демоны, с которыми так или иначе соприкоснулся самый великий в мире путешественник, абсолютно реальны : как реальны для нас, скажем, тапочки, стоящие у кровати? И точно так же по крайней мере сомнение в нереальности сновидческого мира входит тонкой иглой в наше повседневное сознание, не покидая его уже на протяжении дня. А вместе с ним и под его воздействием мы обнаруживаем в себе некоторое ничуть не менее субтильное сомнение в реальности внешнего и дневного мира : оба великих сомнения как раз и обеспечивают постоянное, бесшумное и незаметное раскрытие и закрытие той таинственной Двери, которая с лицевой стороны — Жизнь, а с тыловой — Смерть. И если вообразить себе эту Дверь живой самостоятельной сущностью, то, кажется, все ее надежды, усилия и все тайные знаки, которые она нам подает, сводятся к тому, чтобы убедить нас в том, что она — не торжественная храмовая дверь, открывающаяся и закрывающаяся два раза в жизни — в моменты рождения и смерти — а обыкновенная комнатная дверца, распахивающаяся и захлопывающаяся всякий раз, когда мы... засыпаем. Вот из легчайшего сомнения в нереальности сновидческого мира, как равным образом из столь же субтильного и параллельного сомнения в реальности нашего мира как раз и возникло искусство. Его душа — это самосознание человека, который только что проснулся и, находясь под влиянием сновидений, не готов видеть мир так, как видит его человек, не придающий снам никакого значения. В то же время, как мы это усвоили из нашего недавнего опыта, он лишь сомневается в абсолютной «реальности» так называемой привычной действительности, ибо если бы он в ней вовсе не сомневался, у него вовсе не мог бы возникнуть взгляд художника. А если бы он совершенно не сомневался в ее «нереальности», этот взгляд не мог бы долго удерживаться в его душе. И вот нужна именно эта тончайшая грань, состоящая из двух сомнений, чтобы по ней, как по острию ножа, заскользило художественное творчество : нам остается только попробовать сочинить сносное стихотворение или рассказик, чтобы окончательно убедиться в правоте вышеизложенной гипотезы.
2.
Если иной персонаж называем мы гордо бессмертным,
значит, такое есть в нем, что мы вечно находим в себе.
Даже и древний герой остается вполне современным,
если деянья его повторяем мы в жизни своей.
Вот вам расхожий пример : чем привлек Одиссей богоравный
– нравом не лучший герой – наши с вами навеки сердца?
Как получилось, что он – давно умершей призрак культуры –
родственней нашей душе, чем реальный субъект по родству?
Дело, конечно, тут в том, что уж больно нам странствия близки :
те, что достались ему – как он думал, в несчастный удел.
Мир необъятный богов, но и дальше – волшебниц, циклопов,
сына, жены, кораблей, благородных далеких врагов,
близких коварных друзей, величайшей в истории битвы,
спуска в ужасный Аид, разговоров с посланцем богов,
как он с богинями жил, как земную любил он супругу,
то, что героем он был безупречным в деяньях одних,
и что в поступках других не достоин он наших симпатий :
все это родственно нам. Но встает и вопрос : почему?
Что у нас общего с ним? Чем он близок нам так уж по жизни?
Или влечет нас к нему лишь читательский наш интерес?
Истина в том состоит, что любой человек Одиссеем
вынужден всякий раз быть, стоит только ему лишь заснуть.
Хочет того или нет, но отправиться в странствия должен
он. И бывает подчас, что сновидца чудовища ждут,
так что в холодном поту просыпается он среди ночи,
путь инстинктивно найдя убежать от ужасных существ.
И как нельзя утверждать, что фантазией только Гомера
созданы те существа и в реальности не было их,
так невозможно решить – подтвердит это также наука –
что не вторгается в сны кое-где и астральная жизнь.
Вот почему в наших снах никогда не имеем мы чувство,
будто сновидческий мир механизмом лишь сна порожден,
хоть и неясна та грань, что реальность и сон разделяет :
как по ножа острию, мы по грани той тонкой скользим.
Умерших встретив во сне, кого в жизни прекрасно мы знали,
с ними общаемся мы, точно смерти в помине и нет.
Но возвращаться пора нам из наших сновидческих странствий.
В гавань родную плывет – к бденью парусник наш золотой.
Звучное имя ему по науке : ментальное тело.
И как на берег корабль надвигается в дымке густой,
и очертанья порта все отчетливей глазу заметны,
так, отходя ото сна, узнаем мы знакомый ландшафт :
шторы, окно и кровать. Ну и прочие в спальне предметы.
Вечером поздним вчера мы покинули запросто их,
чтобы отправиться в путь и открыть для нас новые земли.
Мы их открыли – и что? Занести их на карту нельзя.
А через пару часов мы не сможем о них даже вспомнить.
Так что откуда куда мы плывем – невозможно решить.
Странно, ведь вся наша жизнь – пусть не скоро, зато неизбежно –
станет такой же, как сон. А иначе не может и быть.
Вот допуская всегда, что реальны, как жизнь, сновиденья,
жизнь принимая же так, точно снится немного она,
в тайную входим мы дверь, где иное живет измеренье.
Дай только бог, чтобы нам чуть подольше остаться бы в нем.
© Copyright:
Сережа Ильин, 2023
Свидетельство о публикации №223012901368