Плохое слово

Владимир Коряковцев
        В эту пятницу Наташа решила забрать Санечку из садика немного пораньше: в городском отделении банка был короткий день и она была просто счастлива тем, что наконец могла покинуть свое рабочее место за кассой и выйти на свежий воздух. Конец недели был как всегда непростым, а тут еще и управляющий этот, Николай Александрович со своими недвусмысленными взглядами и предложениями. Наташе всегда стоило немалого труда стряхнуть с себя в очередной раз эту навязчивость своего руководителя. У нее есть законный муж и точка. Больше никаких аргументов не требуется. Анатолий сейчас в командировке. Но это не является никаким поводом для того, чтобы она могла в этом плане немного расслабиться и даже слегка погулять.
И вот она вышла в пятничный вечер под падающие капли дождя и раскрыла над собой предусмотрительно взятый зонт. До садика не очень далеко: всего-то надо было пройти пару улиц. А дождик совсем не холодный - как раз подходит для конца августа. Под зонтом идти в самый раз. И вот Наташа шла по тротуару, а совсем рядом двигались автомобили, время от времени даже слегка обрызгивая водой из луж ее блестящие туфли на высоком каблуке. Но она этого не замечала, поскольку в данный момент думала только о сыне, о своем милом Санечке, о том, насколько важное значение являл собой он в ее жизни.
Санечка был в общем-то очень даже неплохим ребенком, даже напротив, временами слишком хорошим. Но в своем пятилетнем возрасте он умел быть разным. И что самое главное, у него подчас необычайно быстро менялось настроение. Зачастую он слушался маму и папу и родителям попросту не на что было жаловаться, но случалось и так, что у Санечки быстро портилось настроение и он мог в свою очередь испортить настроение и другим. И кто как не мама это слишком хорошо знала, но и она далеко не всегда могла что-то проконтролировать и предупредить очередной маленький взрыв.

Когда она вела сына за руку, а в другой он нес свой личный маленький зонтик, Наташе казалось, что у Санечки слишком уж веселый и радостный вид. Он рассказал, что сегодня на обед у них в садике давали очень вкусную творожную запеканку с яйцами и еще яблочный джем.
- Ну а суп ты поел? Хотя бы немножко. Или снова отказался?
Санечка задумался на пару мгновений, а потом ответил:
- Я съел целых две ложки. Руслан не ел совсем, и Маша тоже. Суп мне не очень понравился. А еще Руслан сказал одно очень плохое слово и многие из-за этого не ели. Сказать тебе его, мама?
- Не надо, Санечка, пожалуйста, не надо. Плохие слова потому и плохие, что их нельзя произносить. Так что забудь об этом.
- Хорошо, мама. Я не стану произносить плохое слово.
- А я сегодня пожарю рыбку. Будешь?
- Буду мама. Но я хотел бы зайти в магазин игрушек. Купишь мне тех индейцев?
- Да, я конечно же, помню, что ты хотел тот набор игрушек. Но, Санечка, папа еще не приехал, а с денежками у нас сейчас пока не очень. Вот папа приедет из командировки и мы все сходим тогда в магазин, хорошо?
- Опять долго ждать. Ну а тогда зайдем в магазин за печенюшками?
Он согласился подождать, обрадовалась про себя Наташа. Значит с ним можно договориться. Это уже радовало.
- За печенюшками зайдем. Батон у нас тоже сейчас закончился. Тогда, если там будет много народу, ты подождешь меня в магазине и подержишь заодно и мой зонтик? А то мне его некуда деть.
- Хорошо, мама.

В магазине действительно оказалось много народу, даже слишком. Почти весь супермаркет был заполнен покупателями. Вероятно, многие из них, подобно Наташе, ушли пораньше в пятничный вечер с работы и решили закупиться хорошенько нужными продуктами. Все проходы между рядами полок с хлебом, молочными и мясными изделиями и прочим, были чуть ли не под завязку забиты людьми. А у самих касс выстроились просто громадные очереди.
Наташу от увиденного мгновенно прошиб пот - ее вовсе не обрадовала такая перспектива протискиваться через все эти ряды. Куда уж тут пройти с ребенком. Оставив Санечку у самого входа, она вручила ему свой мокрый зонтик.
- Я быстро. Ну а ты не скучай. Присядь вот на этот стульчик.
- Да, хорошо. Только ты быстро.
- Постараюсь, конечно.

Было очень душно и Наташа совсем запыхалась. Взяв с полки батон, она вспомнила, что надо бы еще взять пару пакетов молока. А потом стала искать и мясной отдел. Сардельки закончились два дня назад и надо было купить новые. За всеми этими покупками она уже порядочно закопалась, начисто потеряв счет времени. В себя пришла она внезапно и совершенно неожиданным образом. Наташа стояла перед мясным отделом, когда вдруг до ее сознания отчетливо долетел чей-то крик. Это кричал ребенок. Но кто же это мог быть? В первое мгновение она действительно как будто очнулась от какого-то забытья и усталости. Но потом вдруг с ужасом осознала, что это кричал ее ребенок, ее Санечка. Как ополоумевшая она бросилась вперед по проходу, не обращая внимания на недовольные реплики покупателей, которых она невольно задевала своим телом и локтями.
Это и вправду кричал ее сын и у него была настоящая истерика. Такого Наташа еще не могла бы припомнить. Санечку окружило несколько взрослых, одна из женщин видимо хотела его припугнуть, сказав, что если он не перестанет, то сейчас же приедет полиция и его заберут. В ответ Санечка закричал еще громче.
Наташа протиснулась мимо кассы и бросившись к ребенку, взяла его на руки.
- Это мой сын, отойдите. Все в порядке. Ну чего ты так раскричался? Я же совсем недолго была? Ну вот я уже пришла, ничего не случилось. Успокойся, сынок.
Санечка продолжал громко всхлипывать и трястись.
- Ты.. Обещала, что недолго.. Я думал, ты ушла.. Бросила меня.. Я думал, что тебя больше нет..
- Ну что ты такое говоришь? Я уже здесь рядом с тобой, все хорошо. Только я еще не расплатилась на кассе. Подождешь еще одну минуточку? Всего одну.
Продолжая всхлипывать, Санечка кое-как выдавил из себя:
- Подожду.

Но когда они вышли из магазина, ее сын не захотел идти рядом. Он все время дергался и в конце концов вырвал свою ручку из маминой руки. Он встал, не дойдя двух шагов до пешеходного перехода. Его личико собралось в комок, казалось, он снова готов был заплакать.
- Что такое, Санечка? Что с тобой происходит? Посмотри, ты весь уже вымок. А ну-ка встань под зонтик!
- Не хочу под зонтик! - неожиданно резко вскричал Санечка и отшвырнул свой маленький зонтик в сторону. Тот упал на мокрый асфальт. Капли дождя продолжали падать со всех сторон.
- Вот ведь негодник! - вспыхнула Наташа. - А ну подними зонт и пошли домой. Там я тебе покажу, как не слушаться.
- Не хочу домой, не хочу домой! Никуда не пойду! - и Санечка затопал ногами.
- Да что же это такое! Вот приедет папа, я ему все расскажу про тебя, как ты плохо себя ведешь! С ним у тебя так не получится выдрёгивать.
- А я тебе тогда сейчас плохое слово скажу! Какое нам всем Руслан сказал.
- Не надо, Санечка, пожалуйста, не надо! Не говори ничего.
- Ты меня оставила, ты меня бросила! Я тебе сейчас такое плохое слово скажу!
- Так это ты мне так решил отомстить?
- Я такое плохое слово скажу, что ты..

Придя домой, Наташа, не сдержавшись все-таки слегка нашлепала ремешком своего сына. Санечка после этого еще долго оставался в своей комнате. Оттуда то и дело доносились его всхлипывания, которые с каждой минутой становились все тише и тише. Наконец, в квартире наступила совершенная тишина, словно бы и не было никакой ругани, словно все было как всегда, хорошо и спокойно.
Наташа осторожно на цыпочках прошла из кухни и заглянула в комнату, где как она думала, спал уставший Санечка. Он и раньше, бывало, быстро засыпал после небольших вспышек.
Но Санечка вовсе не спал. Он стоял, повернувшись боком к большому зеркалу у стенного шкафа и рассматривал то место, которое мама ему нашлепала ремешком. Кожа была чуточку красной и Наташе от увиденного стало стыдно и даже немного больно.
Она вошла в комнату, прижала к себе сына и они помирились. Как и всегда. Потому что любили друг друга.