Проповедь в день памяти апостола Петра!

Роман Овчаренко
Когда мы говорим с вами о таком регионе как Палестина, то всегда должны учитывать сразу несколько факторов.
Во-первых, географический фактор, ведь Палестина не представляет из себя однородного региона, она условно разделена на четыре географические области: Прибрежную (земли вдоль Средиземного моря), Северную (Галилея), Центральную (Самария) и Южную (Иудея с центром – Иерусалимом). Ландшафт Палестины крайне неоднороден. Здесь можно встретить высокогорные районы и низины, долины и впадины, пустыни и оазисы, озера и трясины.
Во-вторых, климатический фактор. В Палестине с севера на юг довольна разная температура. На севере всегда чуть холоднее, чем на юге. И жуткая жара днем, может сменится ночным холодом с выпадением инея.
И, наконец, в-третьих, демографический фактор. Мы уже не раз говорили с вами о том, что народ (его облик и характер) формируется под воздействием географических, климатических и иных факторов. Вот и жители Палестины были разными несмотря на то, что составляли когда-то один народ.
Сегодня мы перенесемся с вами в северную часть Палестины, в Галилею. И поговорим о родине двух известных апостолов. Здесь в небольшом городке Вифсаида (по-еврейски «Бет-Саида» – «дом рыбной ловли») в семье рыбака Ионы (чье имя в переводе с арамейского означает «голубь») родилось двое сыновей. Старший получил имя Андрей, а младший был назван Симоном (в переводе с арамейского «Шимон» – «услышанный»). Семейство относилось к колену Неффалима, шестого сына патриарха Иакова. Помните, какое благословение получил от отца Неффалим? «Неффалим – теревинф (фисташковое дерево) рослый, распускающий прекрасные ветви» (Быт. 49, 21). И, действительно, это колено, как плодоносящее дерево, дало прекрасные плоды в виде двух проповедников христианства: апостола Андрея Первозванного и апостола Петра Первоверховного.
Два сына стали настоящей отрадой для своих родителей. Они много трудились, чтобы обеспечить безбедную старость своим отцу и матери. Накопив некоторую приличную сумму, Андрей и Симон, продав дом в Вифсаиде, переехали жить в более крупный город Капернаум. Здесь они впервые услышали о необычном проповеднике, крестящим народ в водах Иорданских, и подумав, что это обещанный народу Мессия отправляются к нему узнать, так ли это? Но, Иоанн Креститель открыл им правду, что его миссия состоит только в том, чтобы приготовить народ к приходу Спасителя. И вот этот момент настал. К Иоанну пришел Тот, кого все так ждали. Предтеча указал на Него и сказал людям: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Ин. 1, 29).
Однажды, Иисус проходя близ моря Галилейского, увидел двух братьев: Симона, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним (Мф. 4, 18 – 20). Так произошло призвание первых апостолов. Видя особую крепость веры Симона, Иисус меняет ему имя на «Кифа» (с еврейского языка «камень»), которое в греческом варианте звучит как «Пётр» (с греческого «;;;;;;» – «камень»).
И действительно, Симон-Петр не раз доказывал свою преданность Учителю и Богу. Однажды Иисус спросил своих учеников: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» Они сказали: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков». Он говорит им: «А вы за кого почитаете Меня?» Симон же Пётр, отвечая, сказал: «Ты – Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16, 13 – 16).
По своему характеру, апостол Петр был очень живым и вспыльчивым человеком. Так же известно из Священного Писания, что он был женат и имел детей. На иконах его всегда изображают мужчиной крупного телосложения и почтенного возраста, с сединой и залысинами на голове. В руках обязательный атрибут: ключи от рая и ада (золотой и серебряный). Помните знаменитый евангельский сюжет со Христом: «Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сём камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16, 18 – 19). Епископы города Рим считают апостола Петра первым папой Римским и потому на гербе Ватикана также изображены два ключа.
За верность и глубину веры, лишь некоторые из апостолов удостоились стать свидетелями самых сокровенных чудес Спасителя. А именно, воскрешения дочери Иаира, Вознесения Господне, и наконец, Гефсиманского моления о чаше. Господь доверял Симону-Петру многое, но не всегда тот готов был принять предложенное. В этом было человеческое непостоянство Петра. Вспомним хотя бы два случая. Однажды Иисус задержался на проповеди и отправил своих учеников одних на лодке на другой берег Галилейского моря. Ученики, не доплыв и до середины озера, попали в ночную бурю. Испугавшись за свою жизнь, начали молиться и вдруг видят, как к ним по морю приближается фигура, в которой они без труда узнали своего Учителя – Христа. «Ученики, увидев Его, идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Пётр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Пётр пошёл по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простёр руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий» (Мф. 14, 26 – 33). Ну, а второй случай совсем хрестоматийный. Христос, зная о том, что в день ареста и следующий за тем казни, многие его ученики потеряют веру, предупредил их о том, и просил не переживать. Но Петр, оскорбленный таким предположением, вскричал: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь». На что получил от Христа следующее предсказание: «Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня» (Мф. 26, 31 – 35). А дальше мы с вами знаем, что произошло. Петр трижды отрекся от Христа. Но этот урок он запомнил на всю жизнь и как свидетельствует нам Священное Предание, его глаза всегда были красными от слез, которые он проливал, каясь за свое предательство.
Господь любил своего строптивого ученика и наделил его большими дарами. Несмотря на то, что Петр не был начитанным и книжным человеком (Деян. 4, 13), он обладал великой силой убеждения, даром исцелять больных и воскрешать мертвых. Однажды, после его проповеди пять тысяч человек приняло решение креститься. Его святость была настолько неоспорима, что даже тень от его фигуры исцеляла больных (Деян. 5, 15).
Более всего апостол Петр известен как устроитель христианской общины в Риме. Его проповедь пришлась на время правления императора Нерона. Того самого, кто из-за неудовлетворенности от непризнания римлянами его поэтического таланта, решил спалить город и написать поэму о горящей Трое. Жители столицы не оценили затеи и решили поднять бунт и тогда император по совету своих приближенный свалил всю вину на христиан. Это было жуткое время. Ни в чем не повинных людей массово убивали только за принадлежность к другому вероисповеданию. Христиане Рима хотели сохранить жизнь своего учителя – апостола Петра и потому тайно вывели его за стены города. По дороге апостолу Петру явился Христос. Петр упал на колени и спросил Спасителя: «Камо грядеши, Господи?» (Куда ты идешь, Господь?) И Христос ответил ему: «Иду в Рим, чтобы опять быть распятым». Петр все понял и вернулся в Рим, где его ожидала мученическая кончина. Его решили распять на кресте. Единственной его просьбой к палачам было распять его вниз головой. Он считал себя недостойным казни своего великого Учителя. Это произошло в 64 году. Над местом казни апостола Петра позже построят знаменитый Ватиканский собор святого Петра.
Сам апостол Петр не оставил письменного наследия, но его слова были записаны его учениками и сподвижниками. Так появилось, к примеру Евангелие от Марка, и два соборных послания. Петр учил так: «Возлюбленные мои, препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа... Будьте святы во всех поступках... Послушанием истине через Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца... Прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидев добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения... Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему».
С праздником, дорогие друзья!