Демократическая партия России в Воронежской област

Владимир Николаевич Дмитриев
Знает ли кто-нибудь сегодня о рождении в Воронеже Демократической партии России и её первых шагах?
К сожалению, в Интернете нет никакой информации об этом.
Мы должны вырвать у забвения каждый эпизод, каждый факт нашего прошлого, особенно если они относились к переломным периодам истории.
Как непосредственный участник давних событий я поделюсь воспоминаниями о первом годе жизни ДПР в Воронеже.

Опубликовано:
Дмитриев, Владимир Николаевич. Грани жизни. Автобиография / В. Н. Дмитриев. - Воронеж, 2022. - С. 152-163.

К концу 80-х годов ХХ в. демократическое движение в России приобрело небывалый размах. Большинство народа и даже некоторые коммунисты хотели свалить опостылевший коммунистический режим. Из рядов честных членов КПСС, интеллигенции и хозяйственных руководителей выходили толковые ораторы, которые всю правду говорили о положении в стране и о том, что надо делать. Наиболее убедительным мне показался Николай Ильич Травкин, недавно организовавший Демократическую партию России. <…>

Одним из его горячих сторонников в Воронеже был закончивший в своё время ВГУ индивидуальный предприниматель и тренер по классической борьбе Валентин Алексеевич Котляр (1959 - 2010). Моё желание присоединиться к ДПР нашло понимание, и 13 сентября 1990 года я был включён в состав инициативной группы по организации партии в Воронеже.

Учредительная конференция Демократической партии России состоялась 15 сентября 1990 года в 12.00 во Дворце культуры им. Карла Маркса. Зал заполнили антикоммунистически настроенные позитивные люди, которые пришли, чтобы участвовать в этом историческом для Воронежа событии.

После нескольких выступлений участников при единогласном голосовании В.А. Котляр объявил о создании Демократической партии России в Воронежском регионе.

Демократическая партия России в Воронеже родилась 15 сентября 1990 г. во Дворце культуры им. Карла Маркса.

Необходимо было создать орган управления. Председателем выбрали В.А. Котляра. В правление Воронежского регионального отделения Демократической партии России предложили избрать всех членов инициативной группы, в том числе и меня. Но участники конференции голосовали за каждого кандидата в отдельности. Я рассказал о себе и получил единогласную поддержку. Человек 16 избрали в правление.

Началась партийная жизнь. Члены правления собирались один раз в неделю и решали разные политические вопросы. Главным в своей деятельности в то время мы считали агитацию, чтобы народ отодвинул КПСС от управления страной. Мы проводили беседы на своих рабочих местах, готовились поддерживать однопартийцев на выборах разных уровней, сами не стыдились распространять на улицах города издание партии газету «Демократическая Россия» и агитировать горожан.

Осенью 1990 г. в Воронеже существовали и другие демократические партии, немного отличавшиеся друг от друга: Социал-демократическая партия России, Христианско-демократическая партия России, «Демократическая платформа» (вышла из КПСС). Чтобы свалить коммунистов, насчитывавших в своих рядах 18 миллионов членов, надо было объединяться.

На одном из собраний обсуждалась целесообразность участия в Учредительном Съезде движения «Демократическая Россия» в Москве, куда приглашались не только все партии демократического толка, но и различные политические объединения демократической направленности. Все члены правления решили принять участие в этом форуме.

19 октября наша делегация садилась на поезд «Воронеж – Москва», чтобы завтра прибыть на съезд. Родные провожали нас со слезами, опасаясь, что, как в 30-х годах, нас всех там арестуют и отправят в какой-нибудь ГУЛаг. От большевистской власти мы ожидали всё, что угодно, потому что в стране на разных уровнях власти находились коммунисты, которым очень не нравились любые изменения, грозящие их благополучию.

Утром приехали в Москву на Павелецкий вокзал и заселились в гостиницу «Восток» на улице Гостиничная, 9 а. Затем на метро направились к месту проведения съезда. Вскоре наша делегация добралась до кинотеатра «Россия» на Пушкинской площади, 2/1 (сегодня в этом здании работает Московский театр мюзикла).

20 октября 1990 года здесь всё дышало предстоящим съездом. Регистрация участников – обязательная процедура в любом мероприятии. Воронежских делегатов зарегистрировала член оргкомитета Учредительного съезда Вера Францевна Кригер и вручила мандаты для голосования.

Всего участвовало более 1300 делегатов из 71 региона – представители всех демократических сил страны. Выступало много знаменитостей: Председатель Моссовета Гавриил Харитонович Попов, один из лидеров Межрегиональной депутатской группы Юрий Николаевич Афанасьев, народный депутат СССР Галина Васильевна Старовойтова и многие другие. Кое-кто рукоплескал как герою разжалованному генералу, потомственному КГБ-шнику и будущему предателю Олегу Даниловичу Калугину (он не выступал, а просто присутствовал). Разные персонажи сидели в зале. <…>

21 октября – второй и заключительный день съезда.

Съезд провозгласил цели: плюрализм в политике, идеологии и культуре, многопартийность, демонтаж тоталитарной государственной системы, свободное предпринимательство и свободная конкуренция форм собственности.

Вернувшись домой, мы продолжили деятельность. <…>

3 марта 1991 года во Дворце культуры им. Карла Маркса состоялась областная конференция, в работе которой принимал участие приехавший из Москвы руководитель Демократической партии России Николай Ильич Травкин. На конференции приняли Устав областной организации, выбрали руководящие органы и решили вопрос о референдуме о сохранении СССР (все высказывались за единство этой страны). Затем с речью выступил Н.И. Травкин и ответил на вопросы участников конференции.

19 августа 1991 года в Москве произошёл государственный переворот, названный позже путчем. Незаконно созданный прокоммунистический ГКЧП (государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР) заблокировал Президента М.С. Горбачёва в Форосе и захватил власть.

Те, кто выступал против гегемонии КПСС, ожидали репрессий, равных сталинским. Уходя на работу, я обнимал жену и маленьких детей, как в последний раз. Мысленно прощался с ними, понимая, что КГБ-шники за мной могут прийти в любой момент. Приверженцы демократии действовали открыто и, уверен, в органах о нас знали. <…>

На следующий день вечером толпа заполнила площадь Ленина. Выступал приехавший из Москвы воронежский народный депутат СССР (фамилию не помню). Он призывал собравшихся к спокойствию и выдержке. Оптимизма его слова не внушали. Многие из выступавших предлагали идти на Москву. <…>

Но 21 августа путчисты сдались.
На следующий день - 22 августа 1991 года - множество воронежцев собралось на площади Ленина. Все радостно аплодировали, когда в 18.40 над Горсоветом и Облсоветом вместо большевистских красных флагов РСФСР взвились бело-сине-красные русские флаги. <…>

Коммунистов отодвинули от управления страной, а их идеология стала одной из многих. Россия постепенно становилась на нормальный, человеческий путь развития. По моему мнению, Демократическая партия России выполнила свою функцию, и я достиг своей цели. <…>

В сентябре 1991 года я отошёл от политики.

Через три года – в декабре 1994 года – основателя партии Н.И. Травкина сместили с поста руководителя. Последующая чехарда «вождей» показала ненужность этой политической организации, а итогом стало её исчезновение.