Институт Пушкина

Алекс Хантер
Был в Таллинне дом офицеров флота. Потом он стал называться уже РКЦ (Русский культурный центр). Сменил он и хозяина. Заправлять всем стали Виталий Хаитов и Гена Эвер. Виталия хотя бы издали можно было принять за флотского офицера. Вблизи уже нет. Вблизи было видно, что «просветы» на погонах красные, а значит перед тобой не флотский офицер, а замполит. С господином Эвером вообще беда. Под этой звучной фамилией находился шашлычник Гена Григорян. Мой отец и другие флотские офицеры отчисляли 25% своего офицерского оклада, чтобы на это сели жопами шашлычник Григорян и замполит Виталий Хаитов. Это мой дом офицеров, а не их шашлычка. Здесь я получил свой первый новогодний подарок от «взаправдашнего» деда Мороза. Здесь моя мама почти двадцать лет пела в хоре у Алины Ивановны Клочковой. Не денег жалко, просто противно, мерзко. Многое изменилось в мире и в Таллинне. Надо отдать – отдайте, но в нормальные руки, а не в руки официального замполита (стукача по должности) и шашлычника. А вот сын Виталия Хаитова – Марьян Хаитов входил в число уважаемых мною людей и входил обоснованно. Его сначала избил до полусмерти боксер, бывший мент, считающий себя криминальным авторитетом. Фу, просто дышать нечем. Жена Марьяна по имени Елена «держала в РКЦ кафе, где всё было вкусно, недорого и очень чисто.
А потом пошли войны по разделу имущества. На «кону» стояли РКЦ, издательский дом «Вести» и многое другое. Марьян в силу занимаемого им «по жизни» положения был основной надеждой отца и его силовой поддержкой. Марьяна застрелили прямо на глазах сына. А следующим застрелили Виталия на глазах внука, того же несчастного ребенка. Осталась вдова Лена без каких-либо прав на наследство. А тут еще во Пскове из «калаша» положили рожок в Гену Эвера-Григоряна. Вроде бы тема была другая, но кому охота разбираться и шкурой рисковать. Лена продержалась в РКЦ недолго. Как в страшной детской сказке из кустов выскочит волк. В нашем случае этот волк назывался «Институт Пушкина». Логово своё он устроил в бывшем Ленином кафе и кафе тоже получило название «Пушкин». Не больше и не меньше, а именно «Пушкин», без каких-либо объяснений и дополнений. Прямо «наследник по прямой» (линии прямой, естественно). Во времена Союза я ездил отдыхать в Алушту. Там на рынке джигиты в «аэродромах» торговали кучками трав. Травы были лечебные (не уверен!). У каждой охапки травы был ценник, название травы или сбора и описание от каких болезней помогает. Только самый чахлый и дорогой пучок травы был на ярлыке отмечен одним словом. Слово это было «Женские». Один пучок за все и про всё. Видимо, он помогал и при внематочной беременности и при раке шейки матки. Всегда и в любом случае. Просто «женские» и никаких гвоздей. Ничего не напоминает, а? А мне вот напоминает: просто «Пушкин» и понимай, как хочешь. То ли это как «Грибоедов» у Массолита, то ли как «женские» у парня в «аэродроме».  Пояснения поступили очень быстро, от самой их деятельности, я бы даже сказал «от суеты». В то время мэром Москвы был Юрий Михайлович Лужков, жена его была самой богатой женщиной России, а в аппарате у него был Максим Ликсутов, бывший житель Маарду в Эстонии и будущий миллиардер и зам.мэра, но уже в Москве. По этой причине или по другой, убеждать не буду, сам не знаю, возникла «стипендия мэра Москвы». Это не только для «соотечественников», это для любого ребенка из Эстонии. Ну по конкурсу, конечно, но конкурировали они только между собой и могли поступать в российские ВУЗы на бюджетные (считай бесплатные) отделения. Значит программа была рассчитана в первую очередь на детишек из малоимущих семей.  Там даже стипендию платили (ту самую!) и за общежитие плата была чисто условная. Как за две порции мороженого эскимо в Таллинне. Естественно существовал и «+» и «-« в этой плате. Всё-таки Москва отличается от Пскова, а Новосибирск от Питера.
В Таллинне возникла структура (общественная), получившая название «комиссия по стипендии мэра Москвы». Эта комиссия и вела первичный отбор претендентов, дальше только экзамен. В эту комиссию входило несколько моих хороших знакомых и несколько просто знакомых. По этой причине я был более-менее в курсе, что там происходит. В это время моя жена Таня-2 открыла во свой „Arvuti keelekeskus“. Нам даже удалось провести через эту комиссию несколько коплиских ребят и девчат на учебу. И вдруг «облом». Приходит к Тане мама одного претендента. Папы у него не было, а мама убирала в нескольких магазинах и вырваться к Тане ой было трудно. Но вырвалась. Жизнь заставила. Оказалось, что она должна выложить около 800 ЕЕК (огромная для нее сумма. Детей было трое!). За что и кому? А вот этому самому институту «Пушкин» за сертификат владения русским языком. Оценка в аттестате – ничто, сертификат от самого «Пушкина» - все. А обучение и экзамены на этот сертификат? Всё как раз в «Пушкине». А дело было так. В «комиссии мэра Москвы» заседали люди интеллигентные (сам видел) и к «базарным» конфликтам не подготовленные. Это вам не ректор и владелец Эстоно-Американского бизнес-колледжа из бывших прапоров. У него бы не пролезло, а с этим «космополитами» всё прошло, как по маслу. С криками «Пушкин – наше всё!» шайка ворвалась на заседание комиссии и с криками «А Пушкин мы и есть! Вот и справка!» стали захватывать стуло-места в комиссии, умело толкаясь седалищами». Эти молодцы были готовы брать деньги с кого угодно и за что угодно, а тут куча безответных детишек из бедных и неполных семей. Пришлось вмешаться и говорить с ними на их языке (тюрьма научила). Я с ними даже потолкался немного, но не седалищами правда. Ну это «кто на что учился». Состав комиссии уменьшился, про «сертификаты» никто и не вспомнил. Но о «Пушкинистах» я слышал еще много лет и слышу до сих пор.
То в Нарве они обос…сь, то в Таллинне на чем-то поскользнулись. То их проверяют, то сами друг на друга доносы пишут. Прямо «воронья слободка», а «Пушкин». И суды, суды, суды. И все они заканчивались ничем, ничем, ничем. Хотя знаю точно. Без достаточного «состава» и сильной доказательной базы суд дело просто не примет к производству. Знаем, плавали!
Анекдот по теме:
Когда Ю.В. Андропов, бывший шеф КГБ, пересел в кресло генсека КПСС, то первым делом приказал заменить портрет Дзержинского на Пушкина.
А мне его стихи ну очень нравятся. Ну эти, как их там? А! Вспомнил:
«Души прекрасные порывы». А душа – это имя существительное, или в данном случае глагол, да Бог знает?! Вот я и думаю. Внимание! Думаю, но не утверждаю, а думать право имею. Может «Пушкину» ворожил (колдовал) какой любитель изящной словесности? Уж больно «изящно» у них всё в судах обходилось. «Тенденция», однако. Но это совсем из другого анекдота.
А вот еще один анекдот по теме:
Наступил «пушкинист» весной в лужу талой воды, а там собачкино гуано плавает. «Пушкинист» глянул вниз и испуганно закричал «Спасите, я таю!»
А больше всего мне вся эта компания под брэндом «Пушкин» напоминает весёлое, ХХХ и вечно голодное племя «детей лейтенанта Шмидта», только отмазка (защита) покрепче будет, чем концессия. Да, ребята в Пушкине грамотные, сутяжные. Так что если что не так, то пардон прошу:
- Пушкин – не Пушкин
Таллинн – не Таллинн
Мэр – не мэр
И я  - не я.
Да я б его, если бы видел или знал,
Ух, ох и трах-тарарах.
О, придумал, это же Конфуций был. Точно. Зуб даю.