Б. Рассел Праздность и Мораль работы

Поль Читальский
Бертран Рассел
Праздность и
Мораль работы – мораль рабов

(серия конспекты)

Я хочу со всей серьёзностью заявить, что изрядное  количество вреда в современном мире приносит вера в добродетельность работы, и что дорога к счастью и процветанию лежит через организованное сокращение работы
Работа бывает двух типов:  первый, изменение положения материи на земной поверхности или вблизи неё относительно другой такой материи; второй, повеление другим выполнить это.

Первый тип малоприятен и плохо оплачивается, второй – приятен и высоко оплачивается.

 Второй тип можно развивать далее: есть не только те, кто отдаёт приказы, но и те, кто даёт рекомендации касательно того, какие приказы следует отдать.

Обыкновенно две организованных группы людей дают две противоположных рекомендации одновременно: это называется политикой. Навык, требующийся для такого рода работы – отнюдь не знание тех вопросов,  по которым даются советы, но знакомство с искусством убеждения речью и письмом, то есть с искусством рекламирования.

Существуют те, кто, владея землёй, способен заставить других платить за привилегии, как то: позволение жить и работать.

Мораль работы – это мораль рабов, а современный мир не нуждается в рабстве. Работа = это сословная обязанность бедных

В доиндустриальном обществе  и в России все работы тяжелы и излишков от них немного и все они присваиваются воинами и жрецами и досуг нескольких мог быть обеспечен лишь трудами многих.

Современные технологии постиндустриальных обществ позволяют значительно сократить количество труда, требующегося для обеспечения жизненных нужд каждого. Досуг стал правом всех и каждого.
Современная техника превратила досуг из прерогативы немногочисленного привилегированного класса в право, равно распределённое по всему обществу.


***

Истопник:
Рассел Бертран - Похвала праздности