Книжная миниатюра

Елена Черникова-Калиновская
Традиции – это передача огня, а не поклонение пеплу. Сохранять традиции – оставаться людьми.
Я занимаюсь самолюбованием. Это так называется. Курю… Если у меня не будет недостатков, я же стану ангелом.
На заседании читательского клуба «Диалог» в областной библиотеке Валентина Фёдоровна прочитала свои стихи о любви. Хорошие стихи. Те самые, которых так не хватает в жизненной круговерти сюрреалистического бытия. И мы решили, что необходимо выпустить книжечку стихов – не просто тетрадку, схваченную скрепкой, которая затеряется на книжной полке, а книжную миниатюру. Да, такую книжечку удобно украсть из библиотеки. Но каждую ли книжку захочется украсть?
Выпустить книгу – это процесс. Нужно ББК найти – обратиться к специалисту. Найти хорошую типографию – «Аверс» участвовал в столичном конкурсе и занял призовое место. Пригласить верстальщика, посмотреть макет, долго и нудно выверять текст, придираясь к мелочам – страницы не должны быть пустыми, строчки повисать в воздухе, разрывать строфы нельзя. Подобрали вензеля, картиночки к разделам. Это кухня, не всем интересная. Электронная версия и печатная – разные вещи. Байт – он всё стерпит. Фото автора на обложке увеличьте, пожалуйста.
 Цвет обложки выбираем, шрифт. Курсив оставим? Прекрасно. Оплачиваем работу, крошечный тираж – хватит на подарки друзьям и родственникам. Ждём. Тогда и отпразднуем.
Рассказывать о книге – занятие неблагодарное, некоторые говорят, что критик спойлерит и навязывает собственное видение прочитанного. Можно только рекомендовать – читайте. Или не советую – не понравилось. Читатель сам выберет – брать или оставить книгу на книжной полке.
Помню выпуск четвёртого номера литературного альманаха «Венецианская мозаика». Сама по себе книжечка – произведение искусства: приятно в руки взять. И гравюра на обложке – работа известного архитектора, Людмилы Вальцыферовой.
Нареканий масса была. Ревность, что ли? Пока альманах был безликой тетрадкой, теряющейся на книжной полке, никаких негативных эмоций не вызывал. А теперь у меня остался единственный экземпляр и всё. Но альманах используют для внеклассного чтения в школе – современная литература. На двух сотнях страниц есть, что читать! И поэмы, и детская поэзия, и философские размышления о жизни. А мой роман «Венецианская мозаика» – самая первая книга, авторский экземпляр, просто рассыпался в руках, стоило мне открыть его – клей пересох. Поэтому решила, что только в твёрдом переплёте выпускать. И миниатюрный вариант, не больше А6 формата. 
Я благодарный зритель и читатель. Но злой придирчивый редактор. Увы, не обладаю даром убеждения.
Например, симфонический концерт в филармонии – приехали китайские солисты. Долго будет помниться удивительная классическая музыка.
Или столичная выставка акварели. Яркая, зажигательная. Художник мастеровитый. Не всем понравилась. Увы. А я в восторге -  в сером бесснежном январе оранжевое, зеленое, сказочное  лето натюрмортов. Дурак красному рад? Громадная работа художника – подготовить такую выставку. А зритель ходит и носом водит – люблю акварели прозрачные. Здесь слишком кричаще, старая школа.
А на читательском клубе нам расскажут о книжных премиях, принесут книжные новинки – самые-самые, те, которые еще не ушли в библиотечный оборот. Обсуждаем прочитанное, рекомендуем. И очень благодарны ведущим клуба, которые готовятся к занятию, рассказывают интересные неизвестные факты, показывают фильмы о книгах и писателях. Участники на встрече поделятся впечатлениями о прочитанном. Увы и ах, не с каждым можно обсудить прочитанное.
Давным–давно впервые  попала на заседание. Тема – творчество писателя Эриха Мария Ремарка.
«На западном фронте без перемен». Биографический роман. Ему посоветовали выплеснуть своё горе, которое он увидел на войне, на бумагу. Роман экранизировали. И оказалось, что он написал роман всех времён и народов. Потом были другие романы. Жестокая ностальгия, которая очень сильная эмоция. А людям всегда интересно про эмоции. И мне стало интересно. И с тех пор стараюсь не пропускать заседаний клуба.
Известный французский бренд выпустил духи с запахом книжных страниц— древесно-ванильно-корично-лимонный… А электронные книги пахнут свежим клеем… Электронные — это выпущенные на современном оборудовании, а не те, что можно читать только на экране - виртуальные. Но виртуальные книги несут в себе только информацию, которая легко потеряется в бесконечности. А настоящая, материальная книга несёт ауру прежнего читателя, места, где она печаталась и хранилась. Её легко взять  с полки, найдя адрес по ББК.
Если подсмотреть в типографии, как книги печатают, как брошюруют, собирают в блоки, сушат, отдельно клеят обложки, а потом собирают в книжечку — вручную! ­-­ не поднимется рука выбросить книгу. Поколение миллениалов считает книжное собрание пылесборником и без сожаления выносит книги из своих жилищ. А полсотни лет назад домашняя библиотека, любовно собранная, считалась богатством. Не было же интернета! Информационный голод утолялся чтением. Для написания рефератов и диссертаций приходилось сидеть в библиотеке или читальном зале, откуда нельзя брать книги и журналы на дом. Перелистываешь страницы, конспектируешь, ссылаясь на первоисточники.
...Вы же не праздновали выход книги в котовом кафе — с красным чаем, пахнущим корицей в пирамидальном чайнике и фигурками котов на столах? И книги — солнечные, яркие или нежно-сиреневые с радужными зонтиками на обложках, как шкатулочки, хранящие драгоценные стихи — лекарство от горя и бедствий.