Как получали пропуск в вечность. Из Цикла Байки о

Евгений Прокопов
  В Советском Союзе существовала практика (культурно-просветительская и воспитательно-агитационная одновременно) массового репродуцирования - на открытках, марках, конвертах - работ художников- классиков и современных живописцев.
  Немногие удостаивались такой чести при жизни. Ведь это было одним из косвенных свидетельств высокого мастерства художника, признания его творческих достижений.
  Не оставались «неохваченными» и новосибирские живописцы.
  Бесспорным лидером был патриарх сибиряков- народный художник России Иван Васильевич Титков.
  В пятидесятые годы ХХ века были выпущены большими тиражами открытки с репродукциями его картин. В своём активе он имел аж восемь (!) таких свидетельств популярности и признания.
  Были репродуцированы следующие его работы:
«На целине. Хакассия»,
«В глухой, но ведомой тайге»,«Озеро «Лешачье», «Озеро Каракол (Алтай),
«Новосибирское море»,«На стройке Обской ГЭС», «Енисей», «Опоздал».
  Для нестоличного, провинциального художника это было беспримерно.
  Коллеги Ивана Васильевича, возрастом помоложе, имели в своём активе по две-три открытки. Но и этим можно было гордиться! Говоря высокопарно, такое массовое, многотысячное репродуцирование можно было рассматривать как пропуск в вечность.
  Гигантские тиражи художественных открыток разошлись по огромной стране, частью осели в коллекциях филокартистов. В сознании зрителей добавились несколько штрихов в образ далёкой сибирской стороны. Имена художников и названия их произведений невольно запоминались народом.
  Счастливцы приносили в Правление Новосибирского отделения Союза художников свежеотпечатанные «пропуска в вечность», хвалились, поздравляли друг друга.
Михаил Мочалов показывал открытки с репродукцией своей прославленной картины «Покорение Оби», Василий Титков- своего «Бронебойщика», Геннадий Крапивин- «Партизанскую семью».
  Анатолий Ганжинский "обошёл" иных старших коллег- у него были репродуцированы две ставших хрестоматийными работы: «Иван Ползунов» и «Алтайские камнерезы».
  На недавней юбилейной-к 100-летию со дня рождения художника- выставке в Новосибирском Художественном музее посетители с интересом могли убедиться в плодотворности творческих поисков живописца: «Алтайские камнерезы» предстали во всём великолепии.

  Иллюстрация: А.Л. Ганжинский, «Алтайские камнерезы», НХМ