Летний сад

Алексей Решетняк
                Мужественная  душа  воскрешает  и  умирающий  ум.  …. 
    Михаил  стоял  у решетки Летнего  сада,  которая  четко  очертила  его.  Вспомнил,  как  хорошо  сказал  о ней  князь  Вяземский: « …  Железо,  покоряясь  влиянию  огня./ Здесь  легкостью  давит    в  прозрачности  ограды,/ За  коей  прячется  и  смотрит  сад  прохлады,/ Полтавская  рука  сей  разводила  сад! / Но  что  в  тени  его мой  привлекает  взгляд?/ Вот  скромный  дом,  ковчег     воспоминаний  славных!/ Свидетель  он  надежд  и замыслов  державных. / Здесь  мыслил  Петр  об  нас. / Россия, здесь  твой  храм!   (Строительство  шло  с  1704  по 1725  год).
   Только  сейчас  он осознал,  в  школьные  годы,  ходил  к  бабушке Кати,  она жила на  левом  берегу,  напротив Летнего  сада.  К  « Авроре» бегали.  По  праздникам,  там  же  рядом  ставили  тележки,  и с  них  в  небо  летел  салют!  Это  зрелище!  А  чтобы  ходить  гулять  в  Летний  сад.  У нас  и в  мыслях  не было.    
    Чувствует,  кто  то остановился  рядом. Он  повернул  голову  налево. На него,  через  тёмные   очки  смотрит  женщина.  Улыбается.  Что  бы  прервать  замешательство он  спросил: « Вы  из  Китая?»  В  ответ: « Япония!»  Михаил, растерялся: « Я вас  путаю».  Она  назвала  свое  имя -  Юко.      «А  меня  Михаил. Очень  приятно».  Юко  посмотрела на решётку: « Это  Летний  сад?»  «Да!  Пушкин  в нем  любил  гулять, мой  любимый  поэт».   
      «Пушкин? Здесь  гулял -  удивилась  она».  «Да! Если  вам  интересно,  расскажу».  Смотрит  на  нее. Она  кивнула  головой. Они  вошли  в  сад.  «Пушкин  жил  здесь недалеко. В 1833 году Наталья  Николаевна,  жена  Пушкина,  сняла  квартиру  в  доме  Оливье.  У цепного  моста, напротив  церкви  святого  Пантелеймона.  В  своих  письмах он друзьям писал, что  церковь  видна с его  окна. Она  и  сейчас  стоит. В мае 1834 года  Наталия Николаевна  уехала с  детьми в  имение Гончаровых,  за  город». Читатель  спросит, зачем  эти  подробности? Не  только  японке, но и вам  интересно послушать. « Пушкин  оставался  один.  Часто  приходил  в  летний  сад.  Откуда  узнал?  Из  писем.    Отвечая   на  ревнивый  укор  жены, о каких  - то  встречах  в  Летнем  саду,  он  писал: «Нашла,  за  что  браниться  …  за  Летний  сад. …  Да ведь Летний  сад  мой огород. Я, вставши  от сна,  иду    туда в  халате  и  туфлях.  После  обеда  сплю  в  нем,  читаю  и  пишу.  Я  в  нем  дома!» 
     А  вот  как  он вспоминал  свое детство:  «Я  с дядей Василием  Львовичем  и  с  приятелем Ваней Пущиным  приходили  гулять  в  Летний сад». Читаем  лаконичные  пушкинские  строки  о  юном  Онегине  и находим  сходство: «…  француз  убогий,/ Чтоб   не  измучилось  дитя, / учил его  всему, шутя,/  Не  докучал  моралью  строгой,/ Слегка  за  шалости  бранил./ И в Летний сад  гулять  водил./ …  Он  же  поэт!
      Они  шли  медленно. Михаил  увлекся  рассказом: « При  Петре  сад  для  посторонних  был  закрыт. Но для  Петра  сад  стал  местом проведения  ансамблей, балов  и  фейерверков.  Петр  у  Фонтанки в  красном  саду   расположил  огороды  и  теплицы.  В  саду  сделали  огромный цветочный партер,  с  фонтанами.  Вода  бралась  из  речки  Ерина,  со  временем  ее  стали  звать  Фонтанкой».
     Они  остановились  у  статуи. Михаил  смотрел  японки  в глаза, чтобы  понять, ей  интересен  его  рассказ: « Скульптурный  декор,  мраморные  статуи оптом  скупались  в  Италии, - посмотрел  на  соседнюю  статую и добавил, - среди  скульптур  есть портреты великих  полководцев,  древних  царей. Кстати, со  статуей  Венеры  произошел  курьёз! – он улыбнулся,-  Кологривов  писал « О покупке  Венеры  узнали  и  ее  отобрали для папы римского  двора».     Дипломаты   Петра  1 ,  похлопотали, и  в  обмен  на  статую  Венеры  Петр  отдал папе  мощи  католической  святой  Бригитты  обнаруженные  в  Ревеле. Привезли,  установили.  Петр  увидел!  Беломраморная  богиня,  обнаженная  женская  натура -  для  всех  была абсолютно  невиданное  до  сих  пор  чудо!»  Они  стояли,  любовались, молчали.  Юко  смотрела  на  сад  и задумчиво,  сказала: « Вот  вам  и  город  на  болоте!» Михаил  посмотрел  на  японку,  лицо строгое, не  мигающий взгляд.      И  предложил  идти  к  выходу,  шли,  молчали.  Юко  остановилась: «Я  журналистка. Пытаюсь  в вашей  стране  найти  точки  соприкосновения  наших  культур.   Понимаю,  гнев  лишает  нас  общего  мнения. И  мы  перестаем   понимать  друг  друга.  Я  здесь их нахожу  в  искусстве.  Вы знаете,  что  ваша  матрешка, похожа  на  нашу,  только  лица  разные».             
     Читатель,  извините,  ее  русская  речь?  Я  ее  записал  на  телефон.  Пришлось еще  раз  переводить для  вашего  лучшего  понимания  смысла сказанного.
          Она  опять задумалась.  Посмотрела  на  Михаила.  Видимо  думала как  понятней,   что  то  рассказать?  Улыбнулась, -   так ей  было  приятней, доверительней общаться с  Михаилом.  Спокойно  заговорила: « Россия  тянется  к Европейской  культуре. Пример  скульптуры.  У нас  тоже  есть  сад,  но  он  называется «Сад  камней»  в  окрестностях  храма   Рёандзи .  Чайный  павильон.  Зримое  воплощение  эстетики  дзэн,  буддийское  вероучение,   которое на  протяжении  столетий определяет многие  особенности японской культуры».  Сделала  паузу.  Михаил  сразу  нарушил молчание: «Очень  познавательно,  интересно!» На  ее  лице  не  сходила  улыбка: «Японское  слово «Дзэн»  означает  молчание,  созерцание.  Понятно?»  Михаил  кивнул  головой.  Юко  продолжила: « Это  вероучения очищение  и  просветление  достигается  путем  погружения в  безмолвную  медитацию». Пауза. Михаил добавил: «Где  то я об этом у нас  читал».   «Вы  правы.  Это  связано с  проникновением  в  Японию  вероучения  из  Китая».
      « У нас любят  ваш  балет.  Я здесь полюбила  пьесы  Чехова!  У нас  я таким  драматургом   жившим,  более  двух  веков  назад  считаю « Тикамацу».  У нас его  называют  Японским  Шекспиром,  почитают  как  божество.  В 1981 году отреставрировали  театр Такэмото – дза (сечас – Асохи – дза). Дом  Такамацу. В  этом  театре  уже более 200 лет дает  представления  труппа Бунраку. Традиционный  кукольный     театр. Там  ставят  спектакли  по  старинным  песенным  сказам  дзёрури, с  кукольным  представлением».  «Куклы  на  руке?» - удивленно  сказал  Михаил. Он  сравнивал с  нашим Петрушкой. «Нет! Куклы  – фигуры  в  половину человеческого  роста, со  сложным  механическим  устройством. Я  там смотрела спектакль: « Самоубийство  влюбленных  на  Острове Небесных    Сетей».  Это  шедевр,  вершина творчества  великого  драматурга  Тикамацу.  Он  написал  ее в 67 лет». Юко  смотрела на Михаила. « Для  Европейцев,  трагедия в  кукольном  исполнении  как  - то непривычно.  Но  это наше  искусство,  оно  понятно  нам».  Михаил  улыбнулся и добавил: «Знакомая  тема -  Ромео  и  Джульетта!»                Они  вышли на  набережную. Юко  смотрела на  Неву и стала читать  Пушкина. (Евгений  Онегин,  первая глава): « Как  часто летнею  порою,/ Когда  прозрачно  и  светло/Ночное  небо над  Невою/ И  вод  веселое  стекло … , - помолчала, - дома  люблю  читать стихи  Асида  Такако:    «Весной/ Земля,  согревшись,  дышит./ Далеких  предков,  живших  здесь,/  Мне  тихий  зов / Как  будто  слышен».      
      Она  повернулась  лицом  к  Михаилу, сложила ладони, наклонила  голову, что то на японском   языке   сказала.  Михаил  подумал: «И вам  того  же!»  Юко  повернула  на  право, пошла.  Михаил  смотрел  в след. Она  становилась  все  мене, и затерялась  в людском  потоке.  Ну,  просто  как  звездочка   на  небе,  среди  миллионов  как  она.  Подумал Михаил  пошел,  думая, у  всех  нас  земля одна.  Люди все  разные – мы любуемся  решёткой, мраморными  статуями.  Они  поклоняются  своим  истинам -  «Сад  камней».  И  пусть все  так! Но жить  мы  должны  мирно!