Мужественная душа воскрешает и умирающий ум. ….
Михаил стоял у решетки Летнего сада, которая четко очертила его. Вспомнил, как хорошо сказал о ней князь Вяземский: « … Железо, покоряясь влиянию огня./ Здесь легкостью давит в прозрачности ограды,/ За коей прячется и смотрит сад прохлады,/ Полтавская рука сей разводила сад! / Но что в тени его мой привлекает взгляд?/ Вот скромный дом, ковчег воспоминаний славных!/ Свидетель он надежд и замыслов державных. / Здесь мыслил Петр об нас. / Россия, здесь твой храм! (Строительство шло с 1704 по 1725 год).
Только сейчас он осознал, в школьные годы, ходил к бабушке Кати, она жила на левом берегу, напротив Летнего сада. К « Авроре» бегали. По праздникам, там же рядом ставили тележки, и с них в небо летел салют! Это зрелище! А чтобы ходить гулять в Летний сад. У нас и в мыслях не было.
Чувствует, кто то остановился рядом. Он повернул голову налево. На него, через тёмные очки смотрит женщина. Улыбается. Что бы прервать замешательство он спросил: « Вы из Китая?» В ответ: « Япония!» Михаил, растерялся: « Я вас путаю». Она назвала свое имя - Юко. «А меня Михаил. Очень приятно». Юко посмотрела на решётку: « Это Летний сад?» «Да! Пушкин в нем любил гулять, мой любимый поэт».
«Пушкин? Здесь гулял - удивилась она». «Да! Если вам интересно, расскажу». Смотрит на нее. Она кивнула головой. Они вошли в сад. «Пушкин жил здесь недалеко. В 1833 году Наталья Николаевна, жена Пушкина, сняла квартиру в доме Оливье. У цепного моста, напротив церкви святого Пантелеймона. В своих письмах он друзьям писал, что церковь видна с его окна. Она и сейчас стоит. В мае 1834 года Наталия Николаевна уехала с детьми в имение Гончаровых, за город». Читатель спросит, зачем эти подробности? Не только японке, но и вам интересно послушать. « Пушкин оставался один. Часто приходил в летний сад. Откуда узнал? Из писем. Отвечая на ревнивый укор жены, о каких - то встречах в Летнем саду, он писал: «Нашла, за что браниться … за Летний сад. … Да ведь Летний сад мой огород. Я, вставши от сна, иду туда в халате и туфлях. После обеда сплю в нем, читаю и пишу. Я в нем дома!»
А вот как он вспоминал свое детство: «Я с дядей Василием Львовичем и с приятелем Ваней Пущиным приходили гулять в Летний сад». Читаем лаконичные пушкинские строки о юном Онегине и находим сходство: «… француз убогий,/ Чтоб не измучилось дитя, / учил его всему, шутя,/ Не докучал моралью строгой,/ Слегка за шалости бранил./ И в Летний сад гулять водил./ … Он же поэт!
Они шли медленно. Михаил увлекся рассказом: « При Петре сад для посторонних был закрыт. Но для Петра сад стал местом проведения ансамблей, балов и фейерверков. Петр у Фонтанки в красном саду расположил огороды и теплицы. В саду сделали огромный цветочный партер, с фонтанами. Вода бралась из речки Ерина, со временем ее стали звать Фонтанкой».
Они остановились у статуи. Михаил смотрел японки в глаза, чтобы понять, ей интересен его рассказ: « Скульптурный декор, мраморные статуи оптом скупались в Италии, - посмотрел на соседнюю статую и добавил, - среди скульптур есть портреты великих полководцев, древних царей. Кстати, со статуей Венеры произошел курьёз! – он улыбнулся,- Кологривов писал « О покупке Венеры узнали и ее отобрали для папы римского двора». Дипломаты Петра 1 , похлопотали, и в обмен на статую Венеры Петр отдал папе мощи католической святой Бригитты обнаруженные в Ревеле. Привезли, установили. Петр увидел! Беломраморная богиня, обнаженная женская натура - для всех была абсолютно невиданное до сих пор чудо!» Они стояли, любовались, молчали. Юко смотрела на сад и задумчиво, сказала: « Вот вам и город на болоте!» Михаил посмотрел на японку, лицо строгое, не мигающий взгляд. И предложил идти к выходу, шли, молчали. Юко остановилась: «Я журналистка. Пытаюсь в вашей стране найти точки соприкосновения наших культур. Понимаю, гнев лишает нас общего мнения. И мы перестаем понимать друг друга. Я здесь их нахожу в искусстве. Вы знаете, что ваша матрешка, похожа на нашу, только лица разные».
Читатель, извините, ее русская речь? Я ее записал на телефон. Пришлось еще раз переводить для вашего лучшего понимания смысла сказанного.
Она опять задумалась. Посмотрела на Михаила. Видимо думала как понятней, что то рассказать? Улыбнулась, - так ей было приятней, доверительней общаться с Михаилом. Спокойно заговорила: « Россия тянется к Европейской культуре. Пример скульптуры. У нас тоже есть сад, но он называется «Сад камней» в окрестностях храма Рёандзи . Чайный павильон. Зримое воплощение эстетики дзэн, буддийское вероучение, которое на протяжении столетий определяет многие особенности японской культуры». Сделала паузу. Михаил сразу нарушил молчание: «Очень познавательно, интересно!» На ее лице не сходила улыбка: «Японское слово «Дзэн» означает молчание, созерцание. Понятно?» Михаил кивнул головой. Юко продолжила: « Это вероучения очищение и просветление достигается путем погружения в безмолвную медитацию». Пауза. Михаил добавил: «Где то я об этом у нас читал». «Вы правы. Это связано с проникновением в Японию вероучения из Китая».
« У нас любят ваш балет. Я здесь полюбила пьесы Чехова! У нас я таким драматургом жившим, более двух веков назад считаю « Тикамацу». У нас его называют Японским Шекспиром, почитают как божество. В 1981 году отреставрировали театр Такэмото – дза (сечас – Асохи – дза). Дом Такамацу. В этом театре уже более 200 лет дает представления труппа Бунраку. Традиционный кукольный театр. Там ставят спектакли по старинным песенным сказам дзёрури, с кукольным представлением». «Куклы на руке?» - удивленно сказал Михаил. Он сравнивал с нашим Петрушкой. «Нет! Куклы – фигуры в половину человеческого роста, со сложным механическим устройством. Я там смотрела спектакль: « Самоубийство влюбленных на Острове Небесных Сетей». Это шедевр, вершина творчества великого драматурга Тикамацу. Он написал ее в 67 лет». Юко смотрела на Михаила. « Для Европейцев, трагедия в кукольном исполнении как - то непривычно. Но это наше искусство, оно понятно нам». Михаил улыбнулся и добавил: «Знакомая тема - Ромео и Джульетта!» Они вышли на набережную. Юко смотрела на Неву и стала читать Пушкина. (Евгений Онегин, первая глава): « Как часто летнею порою,/ Когда прозрачно и светло/Ночное небо над Невою/ И вод веселое стекло … , - помолчала, - дома люблю читать стихи Асида Такако: «Весной/ Земля, согревшись, дышит./ Далеких предков, живших здесь,/ Мне тихий зов / Как будто слышен».
Она повернулась лицом к Михаилу, сложила ладони, наклонила голову, что то на японском языке сказала. Михаил подумал: «И вам того же!» Юко повернула на право, пошла. Михаил смотрел в след. Она становилась все мене, и затерялась в людском потоке. Ну, просто как звездочка на небе, среди миллионов как она. Подумал Михаил пошел, думая, у всех нас земля одна. Люди все разные – мы любуемся решёткой, мраморными статуями. Они поклоняются своим истинам - «Сад камней». И пусть все так! Но жить мы должны мирно!