Патриция Поджи о ватиканских мозаиках Корноухова

Артём Киракосов
"ЭТО РАБОТА, КОТОРАЯ ДАЁТ ОЩУЩЕНИЕ ОКНА!" -- 
профессор Антонио Паолуччи, директор музеев Ватикана


Интервью, данное об искусстве мозаики Александра Корноухова крупнейшим специалистом по мозаике Патрицией Поджи по ZOOM 21 января 2023 года

Александр Корноухов, безусловно, является одним из крупнейших авторитетов на международной арене в искусстве современной мозаики. В 1980-ых годах он стал победителем Международного конкурса мозаики в Равенне по реализации своей работы в "Парке Мира", организованного Международной ассоциацией современных мозаичистов A.I.C.M., Генеральным секретарем которой я была. 

Его работа была выбрана из очень многих достойных произведений других художников Национальной художественной комиссией, состоявшей из директора Национальной галереи Валле Джулия Рома, архитектора Марио Маньери Элиа и искусствоведов Ахилле Бонито Олива и Пьера Рестани под председательством известного историка искусства Джулио Карло.

В конце 1990-ых годов Александр Корноухов создал в Рим значительную по своему масштабу работу: мозаики часовни Redemptoris Mater Апостольского Дворца Ватикана, -- которая в наши дни обретает необычайное символическое значение, поскольку представляет собой Вселенскую Церковь в совершенстве Небесного Града Иерусалима. В творчестве Корноухова есть новый опыт, который заключается не в сохранении "форм" и "памятников", но в истории человеческого вдохновения для передачи чего-то существенного,  а совсем не в навязывании определенного типа культуры или традиций догматики. Мозаики Капеллы Александра Коноухова отнюдь не являются напоминанием о прежнем, безжизненным "цитированием" прошлого, его "Небесный Иерусалим очарователен, как весенний цветущий луг, художнику удаётся преобразить канон в свечение легкой и наивной белизны, искрящееся духовными трелями, -- как выразился о мозаиках Корноухова профессор Антонио Паолуччи, директор музеев Ватикана, -- Это работа, которая даёт ощущение окна!" -- сказал он.

Мозаики Корноухова -- это диалог, сама ось мысли Святого Иоанна Павла II "Церковь в два лёгких": разговор между традицией предыдущих столетий и настоящим временем, между Западом и Востоком, между двумя лёгкими, которыми дышит весь христианский мир.

Духовный климат и вся атмосфера конца 1990-ых годов была особенно вдохновляющей для Александра Корноухова, поскольку способствовала историческому обращению внимания на пластическое единство, характеризующее позднеантическую и раннехристианскую культуры, единство, синтезировавшее жизненный опыт Востока и Запада, которым обладал христианский мир до раскола.

Александр Корноухов создаёт искусство Вселенской Церкови, вершит настоящую революцию, новое вИдение через исчезновение географических и иных границ, то есть искусство, сосредоточенное на мире и человеке. Как сказал Пикассо: "Искусство, нацеленное на мир". Это не рассказ об отдельных персонах, а повествование о времени, которое имеет бОльший размер, чем контекстуальные события. Святые на мозаиках изображены вне иерархий и вне хронологии, они объединенные в триады, где становятся просто "соседями". Каждый из них предлагает нам своё собственное представление добра и красоты, а их образы и их деяния предстают перед нашим сознанием, как образы и деяния "ближних" нам людей.

По замыслу Святого Папы Иоанна-Павла II Часовня должна была открывать  новую эпоху христианской жизни. Одним из признаков такой новизны должен был стать конец раскола, который длится вот уже тысячелетие, между христианскими Западом и Востоком. Иоанн Павел II предложил нашей цивилизации, которую он назвал "Цивилизацией страха», переступить порог без надежды «и сделать решительный шаг в будущее, чтобы открыть двери Христу". Его желанием было сделать юбилейную Часовню в византийском духе. Именно кардинал Томаш Шпидлик (1919 -- 2010), выдающийся католический богослов, один из ведущих западных специалистов по Православию, иезуит, кардинал, личный исповедник Святого Папы Иоанна Павла II, разрабатывал в апреле 1996-го года к 2000-летию христианства богословскую программу мозаик Часовни.

Мозаики Часовни становятся представлением истекшей религиозной истории всего человечества, где вместе со Святой Троицей нам является образ Божией Матери и горний образ Нового Града Иерусалима.

Материалы для мозаик поступали в Рим со всего света: синий мрамор и граниты из Латинской Америки, зелёные камни из Китая, жёлтые и красные граниты -- из Ирана, к ним присоединился белый римский травертин. Мозаики Часовни Корноухова -- это подлинная, уникальная и одновременно универсальная работа, достоинства которой не столь  в изысканности дизайна, сколько в энергии материала и его слиянии со стеной, что создает шокирующее ощущение реальности.

Возможно, никогда прежде за две тысячи лет истории христианства художественное творчество не получало такого высокого проявления уважения со стороны Церкви. Церковь говорит не о культуре, как таковой, а о подлинном творчестве, о художественной «жилке», о «новых прозрениях» красоты.

Под пророческим знаком Святого Папы Иоанна-Павла II Александр Корноухов (с сердцем на Востоке) в Часовне Redemptoris Mater изображает Неразделенную Единую Святую Апостольскую Церковь, объединяющую людей всех эпох и культур, имеющую глубокие исторические корни, без границ времени и пространства.

Вот почему я была бы чрезвычайна рада, если бы в Равенне была создана Международная школа-мастерская мозаики Александра Корноухова, открытая для мозаичистов со всего мира. Я думаю о таких мощных и значимых в нашем мире фигурах, как он, Александр Корноухов, как о существенном факторе интернационализации, культурному и научному развитию искусства в целом.

Равенна, 21 января 2023, Патриция Поджи


Патрисия Поджи, Генеральный секретарь Академии Изящных Искусств и Директор Художественной галереи Равенны (1973 -- 1998), Генеральный секретарь Международной ассоциации современных мозаичистов (А.I.M.C.) Ревенны (1980 -- 2000), инициатор создания Парка Мира международной мозаики в Равенне.

свободный перевод в сокращении Артёма Киракосова, 26 01 2023


КОРНОУХОВ В ИТАЛИИ

краткая биографическая справка
Александр Давыдович Корноухов


Александр Корноухов родился в 1947 в Москве в семье художников-монументалистов, в 1970 окончил Московский полиграфический институт, крупнейший отечественный монументалист, теоретик и мозаичист, педагог МГАХИ им. В.И. Сурикова, действительный член Российской Академии художеств, советник Российской Академии архитектуры и строительных наук, Лауреат Государственной премии, победитель Международной премии по мозаике в Равенне 1984, обладатель Золотой медали Академии художеств РФ, автор мозаик Папской Капеллы «Redemptoris Mater» в Ватикане, 1996 -- 1998, мозаик римского храма Sant Ugo, 1996, мозаик в монастыре святой Марии Магдалины в Гефсимании, Израиль, 1990, автор мозаик храма Христа в Эммаусе в Цюрихе, 2004, мозаик Горенского монастыря в Израиле, 2005, мозаик Сионского Кафедрального собора с Тбилиси, Грузия, 1989, мозаик храмов Космы и Дамиана в Шубине, Успения Пресвятой Богоматери на Успенском Вражке, Митрофания Воронежского, Преображения Господня и многих других в Москве, Подмосковье и по России, работы мастера особенно ценятся, бережно хранятся и показываются, помимо уже упомянутых, в мозаичных центрах Италии: в музеях Ватикана (принимал кардинал Поль Пупар и директор ватиканских музеев Антонио Паолуччи), римском храме Sant Ugo, русской церкови святителя Николая в Риме, в Академии художеств в Равенне, Институте искусств в Сассари, Центре Данте в Равенне, Парке Мира в Равенне, в собрании мэрии Равенны, частных виллах, ресторанах, домах и коллекциях в Риме, Равенне, Сассари и в других.


20 01 2023
27 01 2023