Из переписки с редактором Л. Ю. Корепановой

Игорь Чупров
             Из переписки с редактором Л.Ю. Корепановой
     Здравствуйте, Людмила Юрьевна!   Вы свою позицию изложили. Позвольте сделать это и мне. Очень надеюсь, что, знакомясь с ней (моей позицией) вы будете исходить из сказанного вами:  «И обид не должно быть.»
За годы работы в Каунасе я опубликовал десятки статей в научно технических журналах и  докладов на  конференциях. Большинство из них подвергались не только проверке в Горлите, но и редактированию. В Каунасе в хороших знакомых у меня числился главный редактор КНИИРИТ (Каунасского НИИ радиоизмерительной техники)  Гриша Грунь большой любитель лисичек (грибов), которого я иногда возил на авто в район Друскининкай по грибы. Вечером у костра мы о многом говорили, в том числе и о специфике его работы. По сей причине, у меня с тех времен сложилось определенное мнение о том, что такое редактирование текстов, предназначенных для публикации – это, как написано в Википедии, «исправление стиля и ошибок». А вырубанием лишнего из текстов в те времена занимался Горлит.  По просьбе автора, редактор мог сделать с текстом многое другое. Но, это  только по просьбе автора. Я Гришу ни разу  ни о чем не просил, да и вас тоже.
          Поэтому еще в 2012 г. высказал вам свое мнение о вашем, несколько странном для меня, стиле редактирования, после того как вы три моих главы просто выбросили, а над  другими серьезно потрудились, чтобы они не шли в разрез с идеологией КПСС.  В начале года я имел дело с питерскими редакторами, которые готовят к публикации второй том воспоминаний выпускников физфака ЛГУ. Они устранили ошибки, проверили  достоверность некоторых моих воспоминаний.  Извинились, что не могут включить все, что я прислал из-за большого объема поступивших к ним материалов. И тем ограничились.         
       Вы же не только редактируете, но и как сами написали: думаете, «в первую очередь, о читателе, чтобы ему было все предельно ясно.» Тем самым взваливаете на себя нелегкую ношу не только редактора, но и нраво учителя, канувшего в лету  Горлита и бог знает, кого еще.  Спрашивается, кто дал вам  право не только редактировать, но и решать за читателя, что ему будет «предельно ясно»?  - Право игнорировать одно из основных положений Конституции РФ – гарантию свободы слова  и мысли (свободы слова автору книги и свободу мысли  читателю её). 
Законопослушные редакторы  и издательства, в которых они работают, предлагая свои услуги клиенту, заключают с ним договор, одним из пунктов  которого является, цитирую: «Исправления в тексте комментируются нами, автор вправе согласиться или не согласиться.  Во втором случае книга выходит с пометкой, что текст издан в авторской редактуре». – То есть,  законопослушные редакторы целые главы из книг не выбрасывают.  А вы, забывая, что живете  уже не в СССР, а  в суверенной России,  вменили  себе в обязанность цензуру, в ней запрещенную.
   Почему вы уверены, что ставшее «предельно ясным» вам, будет таким же ясным  для читателя? На мой взгляд, воспоминания, если их и можно отнести к литературе, то литературе особого свойства. Они должны давать читателю представление не только о тех событиях, которые автор описывает,  его стиле изложения, но и о самом авторе (а не редакторе)  со всеми его положительными и отрицательными свойствами.  В результате  же ваших трудов по редактированию воспоминай «Живу и помню»  Тихона Ивановича Сядейского, читатель получил аналог «Малой земли» Брежнева Л.И., которая  была написана  не Брежневым, а вашим коллегой - профессиональным редактором.  Если вы забыли, то напомню, написал тот редактор «Малую землю»   по  заданию  Отдела пропаганды и агитации  ЦК КПСС, получив задание: хоть как-то и чем-то обосновать не только советским, но и зарубежным  читателям  присвоение  Л.И. Брежневу звания трижды Герой Советского Союза.  Ради этого  издали «Малую землю» многомиллионным тиражом на нескольких  языках.       
   Вот и вы, Людмила Юрьевна,  пытаетесь  убедить читателей, что  наградить Т.И. Сядейского  3-мя орденами СССР было за что.  Только вот, полностью переписав «Живу и помню», вы «забыли» сообщить,  о провальной политике Председателя  Окрисполкома  ННО (Ненецкого Национального Округа)  товарища Т.И. Сядейский  в области развития экономики Округа:  о том, как под «мудрым» руководством Т.И. Сядейского  и Окружкома КПСС  были  разрушены  почти все традиционные направления хозяйственной деятельности населения ННО.  Да, и биографы Сядейского  постеснялись об этом вспомнить, сообщив  в Интернете лишь, что Тихон Иванович вступил  в комсомол в возрасте 15 лет и прошел все этапы партийной работы: от инструктора до второго секретаря окружкома КПСС, прежде чем стать председателем Окрисполкома ННО.  Других  достижений, «достойных» трех орденов СССР, в биографиях Т. И. Сядейского,  я не обнаружил.                Короче говоря, взявшись зарабатывать   «редактированием»   мемуаров стойкого ленинца,  вы из одной крайности (цензуры моей книги) впали в другую -  превратились из редактора  в  апологета развалившегося СССР.  Апологета,  преданного  делу КПСС и корысти, в ней процветающей. Не зря во времена СССР ходил анекдот:  Армянское радио спросили, должен ли коммунист уплачивать партийные взносы со взяток? Армянское радио ответило, если  коммунист честный, то должен!                Ваш стиль «редактирования» Т.И. Сядейского  вполне устроил. Но, меня не устраивает, как по моральным, так и финансовым  соображениям.
Пойдем дальше. Вы обвиняете меня, что я  увлекаюсь просветительством. При этом забываете, что автор пишет для определенного круга читателей, которому, по мнению автора, эти сведения будут интересны.   Как, по вашему, кто еще кроме вас и пары работников музея и библиотеки в Нарьян - Маре могут знать о существовании    Смоленцева и Мартынова? Тем более, про написанное ими о староверах. Большинству моих читателей сведения «о староверах…»  были неизвестны и интересны, а кое - кто  сказали мне спасибо большое за них.
Попробую ответить хотя бы на часть ваших обвинений в мой адрес в последнем письме. На ваше: «вы не можете обойтись без мелких политических заявлений, которые, в силу незнания каких-то достоверных исторических фактов оказываются также неверными» и об «искажении реальности». - Хотелось бы услышать по конкретней, в чем вы меня обвиняете? Вы не согласны с тем, что  Воркута строилась политзаключенными, а Н-Мар - в основном выходцами из устьцилемского района и власовцами? Я не копался в архивах Нарьян-Мара, но помню, кто жил в Кармановке, Калюше, Качгорте, Сахалине, Бондарке.    О том же  пишут в своих воспоминаниях Рудольф Филиппов и Герман Хабаров, выросшие в Ненецком округе в те годы.
Если  же вы обвиняете меня в «искажении реальности» за главы «Как и почему развалился СССР» и «Основные причины развала СССР».  То на ваше обвинение могу ответить словами президента РФ  В.В. Путина, изучившего историю СССР и его распада  не только в изложении  советских, российских и немецких авторов, но и архивов КГБ СССР.  На форуме «Россия зовет» он сказал: «Одной из причин развала Советского Союза стала неэффективная экономическая политика, а вовсе не национализм в Прибалтике» Это и сказанное Владимиром Владимировичем ранее: «ответственность за развал Советского Союза несет коммунистическая партия, включая Михаила Горбачева» -  является  подтверждением изложенного в моих  книгах, в части того, кто и как развалил СССР. Президент РФ в своем выступлении на форуме также сказал: «Результаты неэффективной экономической политики сказались и в политической сфере. Результаты распада оказались гораздо хуже того, что люди могли представить себе в самых страшных снах». Такие страшные сны мне стали сниться  во второй половине 80-х годов. Когда мои коллеги по работе в открытую стали  называть СССР  абсурдостаном из-за политики и экономики, проводимых Политбюро ЦК КПСС.   К большому своему огорчению, я  видел, что они правы.  И не только видел, но и читал об этом. Хорошо известный вам А. Михин в бытность главным редактором «Наръяна Вындер», однажды сообщил читателям газеты: «В каждой стране есть специальные органы, прогнозирующие будущее. В СССР они тоже были».  Мне, как главному конструктору одного из научно-технических направлений Министерства промышленности средств  связи СССР,  приходилось знакомиться с такими прогнозами по нашей стране, составленными  спец службами Японии и США.    Последний прогноз был  датирован 85 или 86 годом, в котором было сказано, что в области стратегических технологий СССР отстал от США и Японии  НАВСЕГДА.  И что дальнейшее существование СССР в условиях противостояния с Западом грозит ему экономическим крахом.  А чтобы ускорить этот крах,  президент США - господин Рейган попросил короля Саудовской Аравии  о небольшом одолжении - снизить цены  на нефть раза в 3-4. Король не смог отказать господину Рейгану. И этого хватило, чтобы «могучий и непобедимый Советский Союз»    рассыпался как карточный домик, т.к. вся экономика нашей Родины уже в те годы сидела на нефтяной игле, несмотря на 100% занятость населения и самую многочисленную в мире армию ученых.   
Далее вы пишете: «Если бы вы написали, что всегда ненавидели её ( Советскую власть) и ненависть свою достоверно обосновали, или наоборот, показали бы себя её самым преданным апологетом, я ни на копейку не стала бы возражать, т.к. ваши взгляды - ваше дело.» -  Я  вам уже неоднократно заявлял, что моё отношение к  СССР  совпадает с мнением В.В. Путина: «Кто не жалеет о распаде СССР, у того нет сердца, кто желает возврата в СССР – не имеет ума».  Потому никогда не писал и не говорил, что ненавижу советскую власть. Хотя за время учебы в ЛГУ и особенно – работы в Каунасе узнал много того, за что  СССР ненавидят   не только на Западе, но и в республиках бывшего СССР. Относиться критически и ненавидеть это не одно и то же, главному редактору Энциклопедии НАО  Л.Ю. Корепановой пора бы знать об этом. Если бы я ненавидел, то последовал бы примеру бывших своих сотрудников, нынешних граждан Израиля, Германии и США. Или согласился бы с предложением литовцев, принять гражданство Литвы. Они меня заверяли, что такие специалисты, как я, будут нужны независимой Литве. Вместо этого я поехал из цивилизованного Каунаса в неприглядный Курск, чтобы восстановить в России хотя бы часть того, что бросил коммунист  Ельцин в Литве, подписав секретное  соглашение с новой властью Литвы. Сегодня Курский завод «Маяк» работает  благодаря выпуску приборов, которые я там разработал и внедрил в производство, и которые очень нужны военным России.
 Кажется, уже писал вам, что я пострадал в результате распада СССР гораздо больше, чем  любой житель Н-Мара. Но,  в отличие от жителей НАО,  уже в середине 80-х годов  увидел, куда идет  СССР.  А в  конце 1990 года  понял, что остановить  развал страны, именуемой литовцами абсурдостаном, уже невозможно. Поэтому не озлобился, а воспринял развал СССР как историческую неизбежность.  Другой вопрос, что рушить Союз можно было более цивилизованно.  В идеале, как Чехословакию.  Надеюсь, вы не будете отрицать, что СССР развалили и разворовали выходцы, если  не из самых стойких, то из самых активных в общественной жизни СССР коммунистов и комсомольцев. – Такие  как,  коммунист Ельцин и комсомолец  Ходорковский.
 Я не был ни пионером, ни коммунистом,  но врагом своей Родины - России тоже никогда не был. Для блага СССР и России, вкалывая  45 лет по 10-12 часов ежедневно,  сделал  не менее любого стойкого коммуниста Н-Мара. Поэтому считал и считаю вправе высказать свое мнение о том, чем был СССР, как в нем жилось, и почему он рухнул. Вынужден ещё раз вам напомнить, что это право сегодня мне гарантирует Конституция РФ. – Право свободно высказывать свое мнение.  А  не только слушать россказни о том, как   было хорошо во времена СССР из уст тех, по вине которых и не стало СССР. Они, похоже, уже забыли, как трудовой народ СССР в конце 80-х и в начале 90-х бегал после работы по магазинам, пытаясь отоварить карточки на продукты, трусы, колготки, носки и т.д.               
   P.S. В качестве подтверждения своего мнения о том, как и что писать  в воспоминаниях, приведу пару отзывов на свои книги тех, для кого я пишу.
         Отзыв  жительницы  Ярославля И. Шараповой (дочери заведующей Ненецкой  окружной библиотекой в 1953 - 1978 г.г. Т.Т. Хатанзейской) на книгу «Все что в сердце отложилось»:
    "Игорь, здравствуйте! Получила вашу книгу, скачала на рабочий комп и начала читать...масса положительных эмоций, смакую каждое слово, возвращаюсь по несколько раз, читаю. Потом поделюсь впечатлениями. Сейчас могу только сказать, что мне очень нравится, я ушла в детство и, честно говоря, не очень хочется возвращаться. Спасибо.
   Игорь, здравствуйте!! Прочла ваши воспоминания. Читала медленно, что называется "со вкусом", рассматривала фотографии, радовалась каждому знакомому лицу. Спасибо за добрые слова о моих, это приятно. Самое сильное впечатление - от фотографии вашей мамы Ирины Васильевны. Такая внутренняя (и  внешняя, конечно) красота, достоинство, благородство в осанке, во взгляде. Вы все унаследовали от нее это. Замечательный портрет русской женщины, я восхищена, честно. За книгу спасибо, очень душевно, Ирина.»
  Отзывы на книгу «Воспоминания и размышления» от читателей из Литвы:
«Игорь, привет!
В прошлом году я переслала твои мысли о КНИИРИТ Альбинасу Валантеюсу из 10 отдела.  Он тепло поблагодарил в ответе, писал, что ему было интересно почитать. Но тебе он, видно, не написал, хоть в тексте ведь был адрес твоей эл. почты.  На прошлой неделе получила от него письмо, в котором он просит  передать тебе привет и прислать что-нибудь ещё из твоих "опусов", если  у меня есть что-то.
Не хочешь  сам послать  новую  "пищу для размышления" Валантеюсу?  Он, наверное, оценил твою память, стиль изложения и толерантность в оценке событий. Завали его своими умными мыслями и свидетельствами потрясающей памяти!» -  Написала мне  Виктория  из Каунаса.
   Зная, что в связи с событиями на Украине все русское в Литве сегодня под запретом, я сильно удивился просьбе Виктории. Тем не менее,  выслал  свои «Воспоминания и размышления» А. Валантеюсу, сделав приписку, что за них меня некоторые читатели уже назвали: националистом - в Израиле, шовинистом – в США и антисоветчиком - в России. Так что и он  может,  смело высказать свое мнение о моих размышлениях. Написал, отправил и забыл о нем. И вот на днях получил от А. Валантеюса ответ:
«Здравствуйте, Игорь Иосифович.
Огромное спасибо за Ваше письмо с приложенными Воспоминаниями и Размышлениями - прочитал без отрыва. Глубина мысли, широта кругозора, незаурядная память в сочетании с красивой речью и даром рассказчика - поражает. Сожалею - в НИИ мы не сошлись более близко. Ваши воспоминания о КНИИРИТ не могу читать без волнения - "в сердце отложилось". Радует, что всю активную жизнь довелось работать в среде творческих коллективов и замечательных людей.
Примите сердечные пожелания Вам и Вашей Семье - крепкого здоровья и благополучия.
Буду следить за  Вашим сайтом и ждать с нетерпением Ваших книг.
          С глубоким уважением, Альбинас Валантеюс»                Февраль  2015г.