Вел. кн. Александр Михайлович. Немногое о немногом

Игорь Тычинин
 Всё никак не могу закончить знакомить Вас с воспоминаниями великого князя Александра Михайловича. Задели они меня. Очень надеюсь на то, что и Вас. Как в положительном, так и отрицательном смыслах, судя по Вашим откликам. Что и хорошо, единомыслие частенько нас приводило к тяжелейшим последствиям. Да оно и не возможно в принципе. Что-то разговорился. Всё, цитирую великого князя.
 "Если бы меня расстреляли в восемнадцатом году, я бы умер, сожалея о многом. Теперь я ни о чём не жалею. Делай своё дело и делай его хорошо...Дела в смысле настоящей работы у меня никогда не было, и за что бы я не брался выходило плохо...
Я видел великих деятелей в момент серьёзных кризисов и теперь рад тому, что я дилетант."
 Замечу что в ряде отзывов читатели прямо писали о том, что великий князь во многих вопросах рассуждает как дилетант. Некоторые рецензенты называли его даже тупым. Это, конечно, перебор. А в остальном, как видите, он и сам так считал. А не делает ли это ему чести?
 "Теперь я понял выражение, почему Бурбоны ничему не учатся...Потому что им так и не удалось найти ничего достойного изучения, ничего, чего бы они не пробовали.."
 "Муссолини ещё был в пелёнках, а Гитлер ещё не родился...Люди дела. Люди Судьбы. Герои дня. (замечу что этот текст автор писал в начале тридцатых годов, когда эти два персонажа были героями дня, их имена не сходили с полос газет). Читая про них на ум приходит отрывок из дневника Александра I: "Тильзит. 1807 год. Весь день провёл с Наполеоном. Простил бы ему что угодно, кроме того, что он такой ужасный лжец. Как могу я доверять ему"". Прозрачный намёк на то, что таким Людям Судьбы, как Муссолини и Гитлер доверять нельзя ни в коем случае. Не таким уж и дилетантом был великий князь.